Информационная культура в содержании дошкольного образования
Петрова Н.В.
В последние годы в образовательной среде значительно возрос интерес к понятию «культура». Это обстоятельство детерминировано гуманизацией системы образования, личностно-ориентированным подходом к воспитанию и обучению.
Содержание современного образования направленно на формирование культуры личности ребенка. Сформированность культуры понимается как компонент государственной нормы образованности. Данное положение закреплено в Государственном образовательном стандарте.
На многообразные связи культуры и образования указывается в известных концепциях И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. В обыденной жизни часто именно образованный человек принимается за культурного.
Информационную культуру обычно связывают с новой системой знаний и умений, с новыми парадигмами познания окружающей действительности.
Было бы неверным рассматривать информационную культуру как особую, закрытую систему, существующую только в рамках новых информационных технологий. Главное здесь заключается в том, чтобы исследовать информационную культуру во взаимодействии с другими видами культур, а следовательно, и как форму проявления единой современной культуры. Это означает, что различные виды культур интегрируются в единое целое, а не существуют в качестве автономных образований. Информационная культура - это, прежде всего, интеллектуальная активность человека, постоянная потребность в новой информации, ее переработке и самостоятельном интерпретировании.
Применяя основные характеристики систем, предложенные В.П. Симоновым, проанализируем информационную культуру с позиции системного подхода.
По природе - это деятельностная, искусственная, открытая система. По назначению призвана выполнять определенные функции:
1. |
Аксеологическую. Обеспечивает на личностном уровне гуманистические ценности информационной деятельности человека.
Коммуникативно-этическую. Предполагает общение и этику поведения в процессе познавательной деятельности.
Познавательно-интеллектуальную. Предусматривает компетентность и осведомленность в предметах и явлениях окружающего мира, гибкость и адаптивность мышления, открытость и принятие новой информации, социальную адаптацию в постоянно меняющихся информационных условиях. По структуре с
Информационная культура
V
Культура
мышления
Культура познания
V
Коммуникативная культура
Формирование
целостного образа
окружающего
мира
\7
Поиск и получение информации
V
Передача
и хранение
информации
V
Общение с людьми
V
«Общение»
со знаками
и символами
V
«Общение» с компьютером
216
По свойствам и качествам - это целостная система. Ее целостность обусловлена взаимосвязью, взаимовлиянием и взаиморазвитием всех трех компонентов. Например, высокий уровень культуры мышления обеспечивает соответствующие уровни культуры познания и коммуникативности. В свою очередь, коммуникативная культура позитивно влияет на культуру мышления и познания.
Кроме того, информационная культура обладает свойством адаптивности. Это означает, что она способна реагировать на окружающую среду. В целом информационная культура, как деятельностная система, находится постоянно в непрерывном развитии. Она совершенствуется под влиянием социальной среды, выполняя заказ общества, и информационной среды, представляющей совокупность компонентов (массовая периодическая печать, учебник, художественная литература, теле- видеотехника, компьютер, окружающие люди).
В психологии дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период формирования познавательной сферы, а следовательно, и информационной культуры.
Приведем ряд аргументов, доказывающих положение о сензитивности дошкольного возраста в формировании информационной культуры.
1. Физиологической основой информационного поведения индивида является
ориентировочно-исследовательский рефлекс, который доминирует в дошкольном возрасте
и направлен на удовлетворение общекультурных потребностей. Формами проявления
этого рефлекса являются ориентировочная реакция, познавательный интерес,
любопытство и любознательность, которые могут возникать в ответ на поступающую
информацию.
2. Информационная культура - один из основных факторов социализации и
самореализации личности. Дошкольный же возраст является именно тем периодом жизни
человека, когда он начинает свое вхождение в человеческое сообщество. Последующие
этапы его жизни связаны с коррекцией уже приобретенного ранее опыта.
3. Первейшим условием формирования информационной культуры является
развитие познавательных психических процессов, интенсивное становление которых
идет в дошкольном возрасте.
Определяя цель формирования начал информационной культуры, следует отметить, что главное не в том, чтобы дать ребенку как можно больше информации по всем наукам (такое обучение, в конечном счете, приведет к передаче уже устаревших знаний). Речь идет о том, чтобы формировать универсальные знания, которые бы позволили ребенку:
адаптироваться в большом потоке информации о предметах и явлениях окружающего мира в его разделах («Мир Я», «Мир людей», «Мир природы», «Рукотворный мир»);
обрести умение концентрировать внимание на наиболее важных, смыслообразующих звеньях информационного потока;
осознать себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками (пониманием важности эмоционально-положительного отношения к себе, природе, ближайшему предметному и человеческому окружению; знанием в доступной форме о целостном строении мира; умением преобразовывать его по мере своих сил; готовностью к освоению новых способов познания мира).
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Формировать понятия и представления о целостной и динамичной картине
мира, обеспечивающей ориентировку ребенка в природе, предметах, созданных руками
человека, явлениях общественной жизни и деятельности.
2. Знакомить с понятием «Информация», включающим собственно информацию
и источники информации. Важность данной задачи определяется тем, что информация
активно влияет на закрепление и становление у ребенка психических процессов:
восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, а так же мыслительных
операций - анализа, синтеза, классификации, сравнения. Особое место отводится речи как способу передачи информации от человека к человеку (правильное звукопроизношение; достаточный лексический запас, необходимый для передачи информации; диалогическая, монологическая речь и грамматический ее строй).
3. Воспитывать положительное отношение к информации, Отношение к
информации В.И. Гризик рассматривает как чувственно-эмоциональный опыт ребенка,
который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты,
предметы, явления и события нашего мира. Данная задача в работе педагога
представляет наибольшую сложность, так как отношение к информации у взрослого и
ребенка различно. Подтверждение данной мысли мы находим у Р.Штейнера: если у
взрослого первична сама информация, а отношение к ней вторично, то у ребенка
наоборот.
4. Знакомить ребенка с многообразием моделей обмена информацией:
- человек - человек;
- человек - живая природа;
- человек - неживая природа;
- человек - рукотворный мир;
- живая природа - неживая природа;
- рукотворный мир - природа.
5. Дать общее представление о способах поиска, получения, передачи, хранения
информации человеком: эмпирическом (закрепить знания о функциях органов чувств и
их значении); коммуникативном (формировать монологическую и диалогическую речь,
умение задавать вопросы и отвечать на них); знаково-символическом (знакомить с
различными способами деятельности - алгоритмизацией, моделированием,
кодированием, декодированием, схематизацией и др.); техническом (расширять знания о
информационных возможностях компьютера, радио- и телесистем, фото-, аудио- и
видеоприборов).
6. Формировать элементарные навыки и умения работы с информацией:
- перенос усвоенного на новый материал;
- установление причинно-следственных связей;
- обнаружение скрытых зависимостей и связей;
- умение делать выводы;
- умение интегрировать и синтезировать информацию;
- навык в решении сложных проблем.
С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Данная мысль применительно к процессу формирования информационной культуры может иметь следующее значение: всякая попытка обойтись без собственной деятельности приводит к доминированию чисто ориентировочных знаний над исследовательскими, затрудняет формирование умений и навыков по поиску, получению, передаче и хранению информации.
В современной теоретической и методической литературе описаны различные способы детской деятельности. Наиболее значимыми в формировании информационной культуры ребенка-дошкольника являются игра, моделирование, кодировка, схематизация, алгоритмизация.