ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ. В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию.

Время года Содержание труда Задачи трудового воспитания детей Перечень трудовых умений и навыков Формы организации детей Основные приемы руководства деятельностью детей
ОСЕНЬ Как поливать растение.   Закрепить знания структуры трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам поливки растений. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях     Умение оценивать состояние природного объекта. Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять уход за комнатным растением. Умение прогнозировать развитие ситуации.       Ежедневные индивидуальные поручения.   Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели трудового процесса (цель деятельности, способы и средства ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по поливу комнатных растений. Анализ результатов деятельности.
Уборка уголка природы Развивать сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению цели.Учить детей понимать содержание и назначение труда, желание охотно выполнять работу.       Коллективная Распределение работы между детьми: 1 гр.-моет горшки, поддоны, 2 гр- вытирает листья растений. 3 гр.- поливают, рыхлят землю. Напоминание конечной цели труда.
Обучение способам уборки пыли с комнатных растений (практическое занятие) Закрепить структуру трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам уборки пыли с растений. Воспитывать потребность оказывать помощь растениям как живым существам.     Умение оценивать состояние природного объекта. Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять уход за комнатным растением. Умение прогнозировать развитие ситуации.         Коллективная Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели процесса (цель деятельности, способы и средства. ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по уборке пыли с растения. Анализ результатов деятельности.
зима Знакомство с новым комнатным растением. Познакомить детей с новым комнатным растением. Упражнять детей в исследовательской деятельности. Воспитывать интерес к комнатным растениям.   Умение отражать в речи результаты собственных наблюдений и собственных предположений.     Коллективная Беседа о строении растения на основе использования модели «Растение». Внесение нового комнатного растения. Беседа о новом растении и способах ухода за ним на основе моделей «Растение» и «Способы ухода за растениями»  
Уход за комнатными растениями Учить ребят определять потребность земли во влаге. Учить детей поддерживать чистоту растений с опушенными листьями. Формировать чувство ответственности за порученное дело.   Умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Полив комнатного растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем. Полив растения по мере необходимости; Поливать водой комнатной температуры; Увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли.   Чистить листья кисточкой.       Ежедневные поручения по уходу за растениями Наблюдение за растением. Определение состояния живого объекта и условий, в которых он находится. Оказание помощи детям: установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий.  
Подкормка птиц Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Очищение кормушек от снега.   Ежедневные поручения  
Уход за деревьями Приучать детей к разнообразной самостоятельной работе.Формировать умение соотносить результат с целью.   Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники Коллективная   Индивидуальные поручения Обсуждение хода трудового процесса. Самостоятельный труд детей.
весна Посадка гороха Систематизировать знания детей о процессе посадки гороха. Учить ставить цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Воспитывать дружеские отношения друг к другу в процессе труда.   Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять практическую деятельность. Умение прогнозировать развитие ситуации.     Коллективная Использование модели трудового процесса. Приготовление земли совместно с воспитателем. Заполнение землей ящичков, коробочек. Напоминание (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы. Отметить аккуратность работы каждого. В последующем - длительное наблюдение за ростом гороха.  
  Посев крупных семян цветов для клумбы. Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.     Умение размножать растения семенами     Совместная деятельность Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности. Проведение дидактической игры «Волшебные экранчики» (на развитие у детей умения упорядочивать предметы по свойствам)
  Уход за комнатными растениями   Учить ребят устанавливать необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей) Учить детей поддерживать чистоту растений, с листьями, имеющими зазубрины;     Умение устанавливать необходимость поливки. Поливать; Обливать; Опрыскивать из пульверизатора.     Индивидуальные поручения   Наблюдение Контроль Советы Указания.   Анализ трудового процесса
  Устройство цветника Поддерживать интерес к трудовым процессам по оборудованию цветника. Рыхление граблями перекопанной земли. Очищение земли от камней и палок. Разметка борозд для посева.     Подгрупповая   Определение дозировки заданий. Показ детям результатов конкретного трудового задания.
  Высадка цветочной рассады в грунт Формировать интерес к уходу за растениями   Совместно с воспитателем   Поощрять участие в труде.
ЛЕТО Уход за цветником Учить детей осознавать, что их деятельность в цветнике связана с погодой, состоянием растений . Дать представление о роли прополки для роста растений. Полив растений -летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день, после дождя растения поливать не надо. Рыхление земли; Прополка от сорняков.         С детьми уточняются способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучают выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, рыхлить, удалить сорняки.
Уход за комнатными растениями Обучение детей рыхлению. Учить контролировать свои движения. Учить детей поддерживать чистоту растений с мелкими листьями, рыхлить землю в цветочных горшках   Навык контроля движений, чтобы не повредить растения. Поливать; Обливать; Опрыскивать; Удалять с листьев пыль; Рыхлить землю в цветочных горшках. Удаление омертвевших растений, сухих листьев, стеблей.         Индивидуальные поручения Обратить внимание детей на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут. Рыхление надо проводить осторожно, аккуратно.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наши рекомендации