ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УГОЛКЕ. В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2—3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию.
Время года | Содержание труда | Задачи трудового воспитания детей | Перечень трудовых умений и навыков | Формы организации детей | Основные приемы руководства деятельностью детей |
ОСЕНЬ | Как поливать растение. | Закрепить знания структуры трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам поливки растений. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях | Умение оценивать состояние природного объекта. Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять уход за комнатным растением. Умение прогнозировать развитие ситуации. | Ежедневные индивидуальные поручения. | Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели трудового процесса (цель деятельности, способы и средства ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по поливу комнатных растений. Анализ результатов деятельности. |
Уборка уголка природы | Развивать сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению цели.Учить детей понимать содержание и назначение труда, желание охотно выполнять работу. | Коллективная | Распределение работы между детьми: 1 гр.-моет горшки, поддоны, 2 гр- вытирает листья растений. 3 гр.- поливают, рыхлят землю. Напоминание конечной цели труда. | ||
Обучение способам уборки пыли с комнатных растений (практическое занятие) | Закрепить структуру трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам уборки пыли с растений. Воспитывать потребность оказывать помощь растениям как живым существам. | Умение оценивать состояние природного объекта. Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять уход за комнатным растением. Умение прогнозировать развитие ситуации. | Коллективная | Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели процесса (цель деятельности, способы и средства. ее достижения, анализ полученного результата). Практическая деятельность детей по уборке пыли с растения. Анализ результатов деятельности. | |
зима | Знакомство с новым комнатным растением. | Познакомить детей с новым комнатным растением. Упражнять детей в исследовательской деятельности. Воспитывать интерес к комнатным растениям. | Умение отражать в речи результаты собственных наблюдений и собственных предположений. | Коллективная | Беседа о строении растения на основе использования модели «Растение». Внесение нового комнатного растения. Беседа о новом растении и способах ухода за ним на основе моделей «Растение» и «Способы ухода за растениями» |
Уход за комнатными растениями | Учить ребят определять потребность земли во влаге. Учить детей поддерживать чистоту растений с опушенными листьями. Формировать чувство ответственности за порученное дело. | Умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Полив комнатного растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем. Полив растения по мере необходимости; Поливать водой комнатной температуры; Увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли. Чистить листья кисточкой. | Ежедневные поручения по уходу за растениями | Наблюдение за растением. Определение состояния живого объекта и условий, в которых он находится. Оказание помощи детям: установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. | |
Подкормка птиц | Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. | Очищение кормушек от снега. | Ежедневные поручения | ||
Уход за деревьями | Приучать детей к разнообразной самостоятельной работе.Формировать умение соотносить результат с целью. | Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Возить снег на грядки и цветники | Коллективная Индивидуальные поручения | Обсуждение хода трудового процесса. Самостоятельный труд детей. | |
весна | Посадка гороха | Систематизировать знания детей о процессе посадки гороха. Учить ставить цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Воспитывать дружеские отношения друг к другу в процессе труда. | Умение планировать собственную деятельность. Умение осуществлять практическую деятельность. Умение прогнозировать развитие ситуации. | Коллективная | Использование модели трудового процесса. Приготовление земли совместно с воспитателем. Заполнение землей ящичков, коробочек. Напоминание (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы. Отметить аккуратность работы каждого. В последующем - длительное наблюдение за ростом гороха. |
Посев крупных семян цветов для клумбы. | Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. | Умение размножать растения семенами | Совместная деятельность | Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности. Проведение дидактической игры «Волшебные экранчики» (на развитие у детей умения упорядочивать предметы по свойствам) | |
Уход за комнатными растениями | Учить ребят устанавливать необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей) Учить детей поддерживать чистоту растений, с листьями, имеющими зазубрины; | Умение устанавливать необходимость поливки. Поливать; Обливать; Опрыскивать из пульверизатора. | Индивидуальные поручения | Наблюдение Контроль Советы Указания. Анализ трудового процесса | |
Устройство цветника | Поддерживать интерес к трудовым процессам по оборудованию цветника. | Рыхление граблями перекопанной земли. Очищение земли от камней и палок. Разметка борозд для посева. | Подгрупповая | Определение дозировки заданий. Показ детям результатов конкретного трудового задания. | |
Высадка цветочной рассады в грунт | Формировать интерес к уходу за растениями | Совместно с воспитателем | Поощрять участие в труде. | ||
ЛЕТО | Уход за цветником | Учить детей осознавать, что их деятельность в цветнике связана с погодой, состоянием растений . Дать представление о роли прополки для роста растений. | Полив растений -летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день, после дождя растения поливать не надо. Рыхление земли; Прополка от сорняков. | С детьми уточняются способы ухода за обитателями уголка природы летом, приучают выполнять несложные трудовые поручения: полить растения, рыхлить, удалить сорняки. | |
Уход за комнатными растениями | Обучение детей рыхлению. Учить контролировать свои движения. Учить детей поддерживать чистоту растений с мелкими листьями, рыхлить землю в цветочных горшках | Навык контроля движений, чтобы не повредить растения. Поливать; Обливать; Опрыскивать; Удалять с листьев пыль; Рыхлить землю в цветочных горшках. Удаление омертвевших растений, сухих листьев, стеблей. | Индивидуальные поручения | Обратить внимание детей на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут. Рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ