Многодетная семья как объект социальной работы в трудах современных исследователей
Образец ВКР
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ
Содержание
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с многодетными семьями…………………………………………………………..7
1.1. Многодетная семья как объект социальной работы в трудах современных исследователей …………………………………………………………………..7
1.2. Основные направления социальной работы с многодетными семьями...18
1.3.Опыт социальной работы с многодетными семьями………………….....24
Выводы по I главе……………………………………………………….............32
Глава II. Проектная деятельность в социальной работе с многодетными семьями……………….…………………………………………………………33
2.1. Изучение опыта социальной работы с многодетными семьями на базе МОУ СОШ № 7 г. Арзамаса…………………….................................................33
2.2. Проект социальной работы с многодетными семьями «Вместе с вами»..39
2.3. Анализ эффективности проекта «Вместе с вами» на базе школы №7 г. Арзамаса...............................................................................................................44
Выводы по II главе……………………………………………………...............49
Заключение………………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………………54
Приложения……………………………………………………………………...59
Введение
Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила поведения, семья обеспечивает такие функции, как поддержание биологической непрерывности; создание культурной непрерывности; стабилизация социальной структуры, обеспечение ее непрерывного развития. Многодетные семьи являются семьями, относимыми к группе социального риска, поскольку широкий спектр причин, вызывающих дисфункцию семейных отношений, делают их социально уязвимой категорией населения. Технологии социальной работы с данной категорией семей будут определяться спецификой многодетных семей как основного объекта социальной работы.
Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.
С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей, этим и обуславливается актуальностьданной проблемы.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью разработки социального проекта в работе с многодетными семьями и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике деятельности социального работника.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности социальной работы с многодетными семьями.
Разрешение данной проблемы составляет цель настоящего исследования: изучить деятельность социального работника с многодетными семьями.
Объект исследования:профессиональная деятельность социального работника.
Предмет исследования: социальная работа.
Гипотеза исследованиясостоит в том, что социальная работа с многодетными семьями будет эффективной при условии использования специально разработанного проекта, направленной на формирование социального доверия, развитие социальной активности и коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки.
В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:
1. Дать характеристику многодетных семей в трудах современных исследователей;
2. Раскрыть основные формы и методы социальной работы с многодетными семьями;
3. Изучить опыт социальной работы с многодетными семьями;
4. Разработать и апробировать проект по организации социальной работы с многодетными семьями.
Методологическими основами исследования явились идеи отечественных исследователей о понимании личности, как системного, целостного, многоуровневого образования.
Теоретические основы исследования составляют труды А.В.Госпорьяна о системе социального обслуживания семьи и детей; Е.П.Захарченко, Н.М. Кубланова об особенностях современной социально-педагогической ситуации и современном состоянии института семьи; О.Л.Зверевой о семейной педагогике и домашнем воспитании; В.П.Мельникова об истории социальной работы в России.
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретические методы: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы с многодетной семьей, наблюдение, опрос.
Опытно – экспериментальная база: исследование проходило на базе МОУ СОШ № 7 г. Арзамаса.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что дана характеристика многодетных семей в трудах современных исследователей и раскрыты формы и методы социальной работы с многодетными семьями; изучен опыт социальной работы с многодетными семьями.
Практическая значимостьзаключается в том, что изучен опыт социальной работы с многодетными семьями; разработан и апробирован проект деятельности социального работника многодетными семьями. Материалы данной работы могут быть использованы в практической работе с многодетной семьей социальными педагогами и социальными работниками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы изучения многодетных семей в социальной работы
Многодетная семья как объект социальной работы в трудах современных исследователей
Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.
«Семья - это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта, эмоциональной близостью, взаимными правами обязанностями по отношению друг к другу» (Зверева О.Л., 1999). Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
По мнению, Зверевой О.Л. - семья, как общество, создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития. Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянина до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось «как дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье (Зверева О.Л., 1999).
Павленок П.Д. считал, что переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризис моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи и привел к упадку числа многодетных семей. В России так же отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Создана, но нечетко отлажена система социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождения. Новая беременность свыше двух-трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил (Павленок П.Д. 2005).
В настоящее время в России многодетной считается семья, имеющая 3-х и более детей.
…………………..
Таким образом, проанализировав мнения различных авторов, мы считаем возможным сделать вывод о том, что многодетная семья в современном обществе имеет множество проблем, которые должны решаться на уровне правительства. Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования. Социально-экономическое положение и самочувствие многодетных семей отягощены многими проблемами, которые не были разрешены в эпоху государственного патернализма и превращаются в практически неразрешимые проблемы в эпоху либерализма. При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей.