Технологическая карта урока 35 Строчная и заглавная буквы М, м
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы М, м; использовать на письме заглавную букву, способствовать развитию моторики, фонематического слуха, воспитанию аккуратности |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы М, м; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [м]; используют заглавную букву в именах собственных |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий |
Основное содержание темы, понятия и термины | Строчная и заглавная буквы М, м, звук [м],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы. – Послушайте стихотворение и скажите, какую букву мы будем учиться писать. Хорошо известно всем: Где метро – там буква М. Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. В. Степанов – Правильно, заглавную и строчную буквы М, м | Внимательно слушают. – Буквы М, м | Принимают учебную задачу | |
III. Актуализация опорных знаний. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На уроке обучения чтению вы познакомились с буквой М. Что вы про нее узнали? – Послушайте стихотворения и скажите, на что похожа буква М. | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Воспроизводят по памяти информацию.Соотносят отгаданное | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
Беседа. Подбор слова к схеме-модели слова | Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М! Г. Ванюхина Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем. Е. Тарлапан – Отгадайте загадку. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло.) – Составим на доске схему этого слова | слово со схемой-моделью | |||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Собака». Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой – вертун, А сам ворчун | Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
2. Правила посад-ки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой при письме | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Работа в «Прописи 3» (с. 6). Анализ начертания строчной буквы м.Написание строчной бук- вы м | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Будем учиться писать строчную букву м. – Откройте с. 6. Посмотрите, из каких элементов состоит буква м? Сравним ее с печатной буквой. Показ и объяснение учителем написания буквы м. – Выполним письмо буквы в воздухе. – Пропишите букву по контурным линиям обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения. – Напишите букву м. – Напишите слоги-слияния ма, ме, мы. Как будете соединять буквы в слогах? – Напишите слова мир, мама. Как будете соединять буквы в словах? – Чем отличаются эти слова? На каком слоге стоит ударение? – Дома можете потренироваться в написании строчной буквы м | Слушают учителя. Рассматривают строчную букву м, называют, из каких элементов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой. Выполняют письмо в воздухе, в прописи. Пишут по контурным линиям. Письмо буквы м под счет. Письмо слогов. Письмо слов. – Гласным звуком, ударение падает на первый слог | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы м, сравнивают с печатной буквой; выделяют элементы в строчной букве, правильно их называют | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов строчной буквы м |
Продолжение табл.
4. Слого-звуковой анализ слов мама, мир (с. 6) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Прочитайте предложение на с. 6. В нем пропущены слова, которые изображены при помощи модели. – Рассмотрим схемы-модели этих слов. – Сколько слогов в первом слове? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? Во втором? – Из чего состоит первый слог? Второй слог? – Какое слово пропущено? Аналогично проводится работа со словом мир | – Два. – Второй. – Два. – Из слияния согласного с гласным. – Мама | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью | Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слова |
5. Списывание с печатного шрифта (с. 6) | Индивидуальная, работа со схемой | – Спишите без ошибок с печатного шрифта предложение Клава мыла руки с мылом | Преобразуют печатный текст в пись- менный | Выполняют списывание | Индивидуальный. Списывание с печатного шрифта |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | – Вы, наверное, устали? – Да! – И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш». Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. | Ходьба на месте. Хлопки в ладоши. Руки вверх – потя- нулись. Наклоны вперед. Повороты туловища влево-вправо. Прыжки на месте. Ходьба на месте | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
6. Работа в «Прописи 3» (с. 7). Анализ начертания и написание за- главной буквы М | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Откройте с. 7. Обведите по контуру элементы заглавной буквы М. – Рассмотрите заглавную букву М. Из каких элементов она состоит? Обведите элементы буквы ко контурным литиям. – Напишите букву М по элементам: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите заглавную букву М в прописи. – Напишите слоги с заглавной буквой М: Ма, Му, Мы. Учитель обращает внимание на виды соединений букв в слогах. – Напишите слово Мурка. – Проведем звуко-буквенный анализ слова Мурка. – Запишите это слов. – Сколько слогов в слове Мурка? – Назовите 1-й слог. – Назовите 2-й слог. – Сколько звуков в 1-м слоге? Назовите. – Какие звуки составляют слог-слияние? – Сколько звуков во 2-м слоге? Назовите. – Они составляют слог-слияние? – Определите ударный слог. – Почему слово Мурка записано с большой буквы? Аналогично проводится работа над схемой слова молоко. | Обводят по контуру элементы заглавной буквы. Рассматривают прописную букву М, прописывают элементы буквы, букву М, слоги и слово. Проводят звуко-буквенный анализ. – Два. – Мур-. – -Ка. – Три: [м], [у], [р]. – [М], [у]. – Два: [к], [а]. – Да. – Мур-. – Клички животных пишутся с большой буквы | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы прописной буквы. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву М в соответствии с образцом. Объясняют правило правописания имен собственных | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов заглавной буквы М |
Окончание табл.
– Дома можете потренироваться в написании прописной буквы М | |||||
7. Разга- дывание ребусов (с. 6) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи- ческий | – Разгадайте ребусы на с. 6. Запишите слова- отгадки | Разгадывают и записывают слова: метр, мак | Правильно записывают слова | Индивидуальный. Запись слов |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие буквы учились писать на уроке? – Буква М довольна вашей работой. А вы? – Что получилось? Над чем надо еще поработать? Из каких элементов состоит буква М? | Отвечают на вопросы | Оценивают свою работу на уроке |
Строчная и заглавная буквы М, м
Педагогическая цель | Создать условия для отработки написания заглавной и строчной букв М, м, использования на письме заглавной буквы, развития моторики, фонематического слуха, воспитания аккуратности |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Называют правильно элементы букв М, м; анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчных и прописных буквах; списывают без ошибок печатный шрифт |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают учебную задачу и осуществляют поиск ее решения под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Основное содержание темы, понятия и термины | Строчная и заглавная буквы М, м, звук [м],печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных |
Образовательные ресурсы | Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Сегодня мы закрепляем знания написания заглавной и строчной букв М, м. – Отгадайте загадки: 1. Мала, а никому не мила. (Мышь.) 2. Упадет – подскочит, ударишь – не плачет. (Мяч.) 3. Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница.) 4. Девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.) 5. Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз.) – Запишите слова-отгадки на доске. Написание слов с какой буквой мы сегодня продолжим? | Внимательно слушают. Отгадывают загадки, записы- вают слова на доске. – Слов с бук- вой М | Принимают учебную задачу, определяют цель | |
III. Акту-ализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Элементы каких ранее изученных букв используются для написания строчной и заглавной М? | Отвечают на вопрос |
Продолжение табл.
IV. Обобщение знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кошка». У нашей Анютки Зверь в атласной шубке, Возле печи греется, Без водички моется | Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Работа в «Прописи 3» (с. 8). Написание строчной и за-главной букв М, м | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный | – Повторим написание букв М, м. – Обведите по контурным линиям буквы М, м. Продолжите написание заглавной и строчной букв М, м | Выполняют задание | Правильно ориентируются в рабочей строке. Анализируют начертание строчной и заглавной букв М, м, выде- ляют и правильно называют их элементы | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов заглавной и строчной букв М, м |
Продолжение табл.
4. Работа над пред-ложениями (с. 8) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Вспомните, о чем мы читали на уроке чтения, и ответьте на вопрос: кто кем станет? – Запишите, кем станут Вера, Виктор, Мила. – Спишите без ошибок с печатного шрифта предложение: Максим кормит кроликов | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Пишут слова, предложения. Выполняют задание | Индивидуальный. Списывание с печатного шрифта, запись слов |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | Я иду и ты идешь – раз, два, три. Я пою и ты поешь – раз, два, три. Мы идем, и мы поем – раз, два, три. Очень дружно мы живем – раз, два, три | Ходьба на месте. Хлопки в ладоши. Прыжки на месте. Ходьба на месте | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Наблюдение учителя |
5. Работа со словарем (с. 8) | Индивидуальная. Практический | – Прочитайте начало слов в нижней части с. 8. – Какие слова получатся, если закончить их слогом -ка? – Допишем слова сумка, рамка. – Какой слог вставили в слова? | – Сум, рам. – Сумка, рамка. Выполняют задание. – Слог -ка | Составляют слова | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное написание слов |
6. Списывание предложения(с. 7) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемой | – Откройте с. 7. Прочитайте предложение в нижней части страницы. – Запишем предложение: С нами мама. – Как на письме оформляются предложения? – Интонационно сделайте это предложение восклицательным и вопросительным | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Делают выводы о знаках препинания в конце предложения. Грамотно списывают предложение | Индивидуальный. Правильное написание предложения |
Окончание табл.