Вопрос 2. Организация работы над орфографическим правилом
Тема . Методические основы формирования орфографических навыков у младших школьников
Вопрос 1. Обучение школьников умению ставить орфографические задачи.
Одной из содержательных линий курса русского языка в начальной школе являеся «Орфография и пунктуация». Данное направление предполагает формирование у детей орфографической зоркости, использование разных видов проверки орфограмм в зависимости от их места в слове, использование орфографических словарей для непроверяемых орфограмм. В разделе «Орфография и пунктуация» у школьников формируются следующие предметные умения: устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, прогнозировать наличие определенных орфограмм, устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове, группировать слова по месту и типу орфограммы в слове. Как видно, все эти умения связаны с понятием «орфограмма». Данное понятие появилось в учебниках для средней школы в 1980-1981 г. В учебниках для начальной школы его долгое время не было: вместо этого использовалось выражение «буквы, которые надо проверять». Один из первых учебников, где появилось в начале 90-х годов понятие орфограммы был учебник В.В. Репкина по системе РО Давыдова – Эльконина. Сейчас это понятие есть во всех учебниках по русскому языку. Из 1000 учителей России, в разное время обучавшихся на курсах повышения квалификации, 400 чел. определили орфограмму как написание, требующее проверки; 194 чел. не смогли дать никакого определения; 167 чел определили орфограмму как место в слове, где можно сделать ошибку; 126 чел. как место в слове, где пишется не так, как слышится; 113 чел. как место на правило.
Опытные учителя понимают, что главным условием грамотного письма является развитие у детей орфографической зоркости. Это связано с тем, что постановка орфографической задачи (т.е. обнаружение орфограммы в слове) является первым шагом в структуре орфографического действия. Львов М.Р. писал: «Трудность орфографической задачи, по сравнению с математической, состоит в том, что школьник должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу».
К сожалению, в большинстве учебников по русскому языку в каждой орфографической теме отсутствует отдельный этап, на котором детей специально учат находить орфограммы в словах. В этом плане полезно списывание с подчеркиванием орфограмм и письмо по диктовку с пропусками орфограмм («письмо с дырками»). Как правило, этап обучения нахождению орфограмм объединен с этапом их проверки с помощью соотвествующего орфографического правила и на практике преобладают упражнения, направленные на отработку способов (приемов) проверки. Самым распространенным упражнением является списывание (слов, предложений, текстов) со вставкой пропущенных букв. Это упражнение не развивает орфографическую зоркость, т.к. пропуск буквы уже сигналит о наличии орфограммы в слове и находить ее не надо.
Для развития орфографической зоркости необходимо не только лингвистически и методически корректное введение понятия об орфограмме, на и использование разных упражнений. Важно, чтобы такие упражнения проводились на всех этапах изучения орфографической темы: 1) этап введения нового орфографического правила; 2) этап применения правила в привычных условиях (первичное закрепление); 3) этап применения правила в усложненных условиях (вторичное закрепление).
Вопрос 2. Организация работы над орфографическим правилом
Под орфографическим правилом понимается нормативное указание обобщенного характера, относящееся к определенной орфограмме. Работа над орфографическим правилом включает следующие компоненты: 1) овладение языковой сущностью правила (написанием какой орфограммы управляет правило, особенности орфограммы и спосособов ее проверки); 2) овладение формулировкой правила в учебнике; 3) применение правила в практике письма на основе алгоритмов (памяток, инструкций): на этом этапе важно, чтобы ученик овладел определенной последовательностью действий; 4) автоматизация способов применения правила в процессе усложнения условий применения правила (более сложные задания, усложнение лексического материала орфографических упражнений).
Большинство правил изучается изучается индуктивным путем («открытие» нового правила детьми), который включает следующие компоненты: постановка учебной задачи, обоснование способов ее решения, анализ языкового материала в целях осознания сущности нового правила, обобщение результатов наблюдения и формулировка правила, уточнение по учебнику содержания и структуры правила, выполнение упражнений на отработку способов применения правила. Данные компоненты становятся этапами урока «открытия» новых знаний, на котором изучается новое орфографическое правило.
Методическими условиями эффективной работы над орфографическими правилами являются следующие:
1. Обобщение и систематизация правил на основе их сопоставления и противопоставления, формирование обобщенных способов орфографических действий, памяток обобщенного характера, например, «Как проверить орфограмму в корне слова?», «Как действовать, чтобы написать безударное окончание?», «Как узнать, пишется или нет Ь на конце слов после шипящих?».
2. Работа по усвоению правила должна строиться таким образом, чтобы ученики шли от звука к букве, т.е. от произнесенного (звучащего) слова к написанному. Этот ход должен отражаться и в записи слова, например:
д_лёкий – даль - далёкий
ро[п]кий – робок – робкий
изве[сн]ый – весть – известный
3. Памятки по применению правил рекомендуется давать детям не в готовом виде, а составлять их коллективно, обсуждая назначение и способ выполнения каждой операции. Это станет условием сознательного применения правила в практике письма. Важно, чтобы ход рассуждения с опрой на памятку и ход записи в тетради совпадали. Эффективным приемом может стать пооперационный контроль, когда один ученик вслух с опорой на памятку рассуждает вслух, а остальные отмечают в памятках правильность/неправильность выполнения каждой операции.
4. Практической деятельностью по применению правила становятся разнообразные орфографические упражнения, назначение которых – автоматизация орфографического навыка. В цикле первичного закрепления выполняются упражнения, направленные только на решение орфографических задач, в цикле вторичного закрепления – упражнения, где к орфографичесим задачам добавляются другие (лексические, речевые); кроме того на данном этапе возможны нестандартные, творческие задания.