Подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в научной школе Выготского

В педагогической психологии обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning) – учение, осуществляемое учеником.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социо-культурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения. Связь обучения и развития человека – одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:

· само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);

· развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Мухина).

Существен вопрос о характере соотношения обучения и развития. Ответ на этот вопрос принципиально важен для педагогической психологии.

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон), хотя природа обучения (учения, научения) понимается по-разному. Э. Торндайк, У. Джеймс отождествляет процессы развития и обучения. Обучение есть процесс приобретения навыков. (бихевиористы). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. (при этом развитие сводится в основном к накоплению всевозможных привычек) При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

Другая точка зрения: согласно Ж. Пиаже существует относительная независимость развития от обучения. Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. Психическое развитие – развитие интеллекта, сам интеллект – особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные закономерности, которым, в свою очередь, должно быть подчинено обучение. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение обусловлено уровнем развития человека. "Развитие создает возможности - обучение их реализует", - писал В. Штерн. Обучение в этом случае надстраивается над созреванием. Этой психологический теории соответствует знаменитый дидактический принцип - принцип доступности (согласно ему, как известно, ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он "может понять", для чего у него уже созрели определенные познавательные способности).

Есть и промежуточная точка зрения: развитие имеет двойственный характер. Различается развитие как созревание и развитие как обучение (К. Коффка).

Выготский говорил, что обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. Всякое обучение, с которым ребенок сталкивается в школе, всегда имеет свою предысторию. Линия школьного обучения не является прямым продолжением линии дошкольного развития ребенка в какой-нибудь области, она может, кроме того, повернуться в сторону в известных отношениях, может быть даже противоположно направлена по отношению к линии дошкольного развития, но мы не можем игнорировать того обстоятельства, что школьное обучение никогда не начинает с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком до поступления в школу.

Есть 2 типа обучения – спонтанное и спец организованное - в жизни и в учебных заведениях. С начала школьного обучения значение спонтанного обучения снижается, Выготский считал, что сходит на нет, но сейчас считают, что значение спонтанного обучения нельзя недооценивать.

Выготский, анализируя проблему, использует понятия «сензитивный период развития» и вводит новое понятие зона ближайшего развития. Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности детей к определенного рода воздействиям и особой направленности их активности. Благодаря этому приобретение некоторых знаний и умений в младшем возрасте может оказаться более легким, чем в старшем (например речь легче усваивается в раннем возрасте, нежели в более поздних возрастах). Сензитивные периоды соответствуют оптимальным срокам обучения.

Кроме того нужно учитывать актуальный уровень развития, т.е. то, что «уже созрело на сегодняшний день» (определяются с помощью тестов и задач, которые ребенок способен решить самостоятельно).

«Известные предпосылки в развитии ребенка действительно необходимо для того, что бы обучение сделалось возможным. Поэтому обучение находится в зависимости от каких-то уже пройденных циклов детского развития… Существует низший порог обучения, за которым оно невозможно… Обучить ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться» Выготский

«Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития, определяемых с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве более умных товарищей.» Выготский. Это потенциальные возможности ребенка, области еще несформировавшихся функций, у различных детей одного возраста может быть разный уровень актуального развития и ЗБР тоже различна.

Выготский писал «обучение может идти не только в след за развитием… оно может идти впереди развития, продвигая его дальше… только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». «Обучать ребенка можно только тому, чему он уже способен обучаться… возможности обучения определяются ЗБРЦ». Таким образом обучение ведет за собой развитие, т.е. является фактором развития и должно ориентироваться на ЗБР ребенка.

С.Л. Рубинштейн выдвинул положение о единстве развития и обучения. Развитие, с одной стороны, и обучение и воспитание – с другой, взаимозависимы, становятся звеньями единого процесса, в котором причины и следствия постоянно меняются местами, например, в ходе обучения способности ребенка проявляются, в тоже время формируются (в процессе воспитания проявляются черты характера ребенка, но они в этом же процессе изменяются, усиливаются или сглаживаются. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь».

(источник в основном «Педагогическая психология» под ред. Кулагиной)

Наши рекомендации