Методика Двухчастный дневник

Введение МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дука Т.О.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Методические рекомендации к учебной дисциплине

«Образовательное проектирование»

Омск, 2013

Научный редактор доктор пед. наук, проф. Н.В, Чекалева

Рецензенты: к.пед.н., доцент Н.С. Макарова

к.пед.н., доцент Л.П. Берестовская

В пособии предлагаются задания для самостоятельной работы студентов магистратуры напрвленные на развитие их профессиональных компетенций по дисциплине «Образовательное проеткирование». Пособие нарпвленно на орагницию обучения студентов магистратуры в рамках реализации ФГОС ВПО.

Предназначено для студентов магистратуры и преподавателей педагогических университетов.
Введение

Развитие современного образования связано с идеями проектирования. В логике современных тербований к профессиональной деятельности педагога особенно важным становится проектирование педагогической деятельности, предвидение последствий ее преобразований. Необходимость освоения основ проектировочной деятельности, по мнению И.А. Колесниковой, связана также с особенностями современного образования. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование.

Дисциплина «Образовательное проектирование» включена в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».

Цель пособия – вовлечь магистрантов в осмысление тех изменений, которые происходят в профессиональной деятельности педагога, развить их компетенции в области проектирования и организации образовательного процесса, а так же проектирования образовательных программ, контрольно-измерительных материалов, образовательных сред т..д.

Автор данного пособия при его разработке опирался на существующие учебные программы подготовки магистров, ФГОС ВПО, ведущие группы компетенций, а так же собственный практический преподавательский опыт. Задания в пособии разработаны в логике компетентностного подхода, т.к. именно он усиливает практикоориентированность образования, его профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений проектной деятельности магистрантов. Реализаця компетентностного подхода в образовании предполагает переход к нелинейной организации процесса обучения в магистратуре, т.е. выбора предлагаемой образовательной программой, содержания и технологий его освоения, способов аутентичной оценки результатов-компетенций, сроков, места и формы обучения, что позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут магистранта. Данное пособие соответствует этой логике.

В первом разделе «Теоретические вопросы дисциплины» представлены вопросы, которые будут рассмотрены на лекциях. В конце каждой лекции приведены задания, которые необходимо выполнить в самом пособии. В результате изучения теоретического раздела магистрант будет знать современную научную терминологию в сфере проектной деятельности; теоретические основы педагогического проектирования различных образовательных объектов (образовательной среды, образовательных программ, контрольно-измерительных материалов нового учебного содержания, технологии и конкретные методики обучения и пр.).

Во втором разделе «Практические вопросы курса» приведены задания как для подготовки к семинарским заданиям, так и задания для самостоятельной работы магистранта. Выполнение заданий сопровождается списком литературы. Все задания могут быть выполнены в самом пособии. В результате освоения второго раздела пособя магистранты будут уметь презентовать собственные проектные продукты; использовать педагогическое проектирование в решении конкретных профессиональных задач.А так же магистранты овладеют способами проводения экспертизы результатов проектирования: оценивания актуальности, практикоориентированностии проекта; навыками использования информационных технологий в проектной деятельности; навыками проектирования форм и методов контроля качества образования, а также различных видов контрольно-измерительных материалов; навыками проектирования нового учебного содержания и технологий.

В приложениях к пособию представлены учебно-методический комплекс по дисциплине и терминологическая карта, которую студенты заполняют в течение семестра.

Желаем успехов в проектной деятельности!!!

Целью дисциплины «Образовательное проектирование»является содействие развитию профессиональной компетенции будущего магистра через овладение проектными способами решения профессиональных задач.

Студенты, успешно освоившие курс, смогут:

- выделять в сфере профессиональной деятельности объекты, относящиеся к сфере проектирования;

- использовать основы теории проектирования при разработке и реализации образовательных проектов;

- использовать логико-структурный анализ (цели, задачи, механизмы, критерии, показатели, риски, ресурсы, результаты) при разработке проектов;

- формировать команду проекта;

- осуществлять экспертизу и защиту, оценивать качество проекта.

Ожидаемые результаты освоения дисциплины:

  • Освоение дисциплины направлено на формирование у магистра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

· способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

· готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

· способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

· способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности( ОК-5)

· готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) (ОПК-1);

· способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование (ОПК-2).

· готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ ( ПК-14);

· способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта

( ПК-15);

· готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

  • Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:

· способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных проектных задач (ПК-5);

· готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18) ;

· способностью разрабатывать просветительские программы( ПК-19);

  • готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач ( ПК-20);

Теоретические вопросы курса

Лекция 1.Сущность образовательного проектирования. Логико-структурный подход в педагогическом проектировании.

Вопросы: Теоретические основы образовательного проектирования: основные понятия; педагогическая сущность проектирования. Принципы педагогического проектирования. Педагогическое, социально-педагогическое, образовательное проектирование. Взаимосвязь моделирования, проектирования, конструирования. Проектные способы решения современных профессиональных задач специалиста в образовании. Логико-структурный подход в проектировании. Технология педагогического проектирования.

Тезисы лекции: Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть.

Причины распространения идей проектирования в образовании:

- инновационные практики, которые вынуждают постоянно перестраивать профессиональную деятельность;

- недостаточная разработанность новшеств и ресурсов для их внедрения;

- предоставление более широких возможностей для педагога (создание и реализация педагогических замыслов, направленных на совершенствование образования в конкретных образовательных условиях определили термином «педагогическое проектирование»)

- проектирование в образовании как преобразование образовательных и педагогических процессов – мировая тенденция (международные и межнациональные проекты)

Социальное проектирование - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, отдельных социальных объектов, которые являются значимой социальной потребностью. Педагогическое проектирование выступает как вид социального, т.е. это деятельность по созданию проектов преобразования и развития образовательной среды.

Сущность педагогического проектирования может быть раскрыта с позиций культурологического, науковедческого и профессионально-деятельностного подходов .

Проектирование в образовании рассматривают на трёх уровнях: социально-педагогическом, психолого-педагогическом и собственно педагогическом.

Проект – идеальное (по возможности научное) описание будущего объекта или будущей деятельности, не существующей во время проектирования.

Педагогический проект –комплекс оформленных педагогических идей, обращённых к преобразованию образовательных систем и технологий, а также программы их реализации (Е.С. Заир-Бек).

Педагогический проект есть модель постановки и решения конкретных педагогических проблем (В.Е. Радионов).

Проект (программа) – документ, в которым намечены перспективные механизмы (действия) решения конкретных педагогических проблем образовательной системы и предполагаемые результаты такой деятельности (А.М. Соломатин и В.И. Гам).

Исследователи по-разному определяют педагогическое проектирование:

Проектирование – вид педагогической деятельности, состоящий из предварительного (опережающего) моделирования путей решения имеющейся проблемы, определение вариантов реализации и коррекции в реальной практике (А.П. Тряпицына).

Проектирование позволяет предопределить преобразование педагогической деятельности и до пробы в реальном педагогическом процессе исследовать, предвидеть, спрогнозировать, оценить последствия тех или иных результатов (В.Е. Радионов).

Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (В.С. Безрукова).

Педагогическое проектирование – процесс "выращивания" новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний, техно­логий образования, способов педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.А. Шайденко).

О.Г. Прикот определил педагогическое проектирование как ценностно-ориентированную, глубоко мотивированную, высокоорганизованную, целенаправленную профессиональную деятельность по изменению педагогической действительности.

Инновационное педагогическое проектирование отличает:

ü Ограниченная протяженность во времени, с определенными моментами начала и завершения всех работ и проекта в целом.

ü Ограниченность требуемых ресурсов.

ü Специфическая организация управления, опирающегося на работу проектных команд.

Три типа проектирования

ü социально-педагогическое проектирование образовательных институтов, развивающих и развивающихся образовательных сред;

ü педагогическое проектирование развивающей и развивающейся образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности;

ü управленческое проектирование процессов создания и закрепления новых образовательных сред, организации и осуществления новых образовательных процессов, обеспечения новой образовательной практики.

При разработке педагогических проектов учитываются принципы государственной образовательной политики и научно-педагогические принципы, такие как принципы гуманизации, демократизации, инди­видуализации и другие. В то же время для проектирования важны принципы, на которых основывается именно эта область педагогической деятельности. К ним относятся: единство целей и педагогических идей, системность, непрерывность.

Кроме этого, согласно сложившейся практике, проектирование условно разделяют на этапы. В наиболее полном виде логика процесса педагогического проектирования выглядит следующим образом:

ü Анализ ситуации развития педагогической действительности. Этот этап иногда называют этапом вхождения в ситуацию проектирования и формулировки проблемы.

ü Формулировка идей, которые могут способствовать решению проблем. Идеи разрабатываются, конкретизируются в рамках определенной системы педагогических ценностей и подходов. Этот этап называют этапом разработки методологии проекта.

ü Разработка эталонного варианта желаемого педагогического объекта с определением цели проекта в соответствии с главной идеей и ценностями, определяемыми замыслом. Формулируются предположения о способах достижения целей, варианты организуемых процессов, а также критерии оценки достижения поставленной цели.

ü Оценка и выбор наиболее оптимального варианта проекта. На этом этапе появляется возможность подготовить концепцию проекта и процесс его реализации в общей модели деятельности.

ü Стратегическое целевое планирование - через создание целевых программ, разработку обобщенных моделей.

ü Концентрация задач, которые необходимо решить для реализации замысла проекта, определяются условия решения, средства для достижения целей, варианты управления в процессе реализации проекта. Разрабатывается тактика действий, создаются планы для решения задач по различным направлениям, определяются способы оценки достижений и возможные варианты коррекции действий.

ü Этап реализации проекта. Педагогическая деятельность ведется в соответствии с замыслом при постоянном анализе, диагностике, коррекции, доработке проекта.

ü Заключительный этап - обобщение результатов реализации проекта в конкретных продуктах педагогического творчества (публикациях, программах, открытом представлении опыта для педагогической общественности).

Логико –структурный подход представляет собой целостную методологию, содержит основные широко известные методы и эффективно их дополняет по ряду важнейших аспектов управления проектами.

Этапы логико-структурного подхода:

1. Анализ заинтересованных сторон.

2. Анализ проблем.

3. Анализ целей.

4. Формулировка основных предположений и факторов риска.

5. Определение показателей прогресса реализации и степени достижения целей проекта.

6. Составление логико-структурной схемы проекта (ЛСС).

7. Дальнейшая разработка проекта.

8. Система управления проектом.

9. Мониторинг, отчетность, оценка проекта.

Задания к лекции:

1.После сообщения темы лекции, назовите сведения уже известные вам (которые не вызывают сомнения) поданной теме и запишите их в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим узнать». Можно дополнить список тем, что еще хотите узнать по данной теме. Когда чтение лекции закончено, переходите к третьей колонке: «Узнали». Запишите, что узнали из лекции, причем расположите ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию расположите ниже. Поработав индивидуально, обменяйтесь своими соображениями по колонке “Узнали” со всеми. Итоги занесите в третью колонку. Затем сравните, что знали раньше, с информацией, полученной из текста.

Знаем /Хотим узнать/Узнали (3-Х-У).

Что мы знаем об образовательном проектировании Что хотим узнать об образовательном проектировании Что узнали и что ос- талось узнать об образовательном проектировании

2. Назовите отечественные научные школы и их представителей, разрабатывающие идеи проектирования в образовании.

3. Выполнение этого задания поможет увязать содержание лекции со своим личным опытом проектирования. Слева запишите, какая часть текста произвела на вас наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами вашей собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала резкий протест. С правой стороны вы должны дать комментарий: что заставило вас записать именно этот фрагмент? Какие мысли он у вас вызвал? Какой вопрос возник в связи с ней?

Методика Двухчастный дневник

Фиксация: какой фрагмент лекции произвел наибольшее впечатление? Комментарии: что заставило меня записать именно этот фрагмент? Какие мысли он у меня вызвал? Какой вопрос возник в связи с данной информацией?
   

Литература:

1.Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; Под ред.: В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008. - 285 с.

2.Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в магистратуре современного университета [Текст] : науч.-метод. материалы / Ю. Б. Дроботенко [и др.] ; ред. Н. В. Чекалева ; Омск. гос. пед. ун-т. - СПб.: Кн. дом, 2009. - 247 с.

Наши рекомендации