Тема № 2. Личность ученика как субъекта образования и развития

Тема № 1. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования. Система образования Республики Беларусь.

Задание № 1.

1. Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

2. Образование — процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности…

3. Образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями].

4. Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

5. Образование - это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности.

6. Образование - это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков.

7. Образование - это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

8. Образование — это результат обучения..

9. Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков..

10. Образование (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

11. Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

12. Образование - это не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды

деятельности.

Задание № 2.Система образования в Республике Беларусь.

1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы:

- основное:

1.1. учреждения дошкольного образования;

1.2. учреждения общего среднего образования;

1.3. учреждения профессионально-технического образования;

1.4. учреждения среднего специального образования;

1.5. учреждения высшего образования;

1.6. учреждения специального образования;

- дополнительное:

1.7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

1.8. учреждения дополнительного образования взрослых;

- специальное:

1.9. воспитательно -оздоровительные учреждения образования;

1.10. социально-педагогические учреждения;

1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения;

1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Задание № 3.1. Аспекты образования:

- инструментальный ( образование не является терминальной или целевой жизненной ценностью для подавляющего большинства современных студентов)

- онтологический

Автор показывает, что большинство людей относит образование к общественно значимому способу достижения других важных социальных и индивидуальных целей. Следовательно, доминируют не интеллектуальные и социально-профессиональные, а социально-материальные и социально-экономические мотивы и установки.

2. Общество ещё удерживает в социальной памяти образ той системы, которая считалась лучшей в мире, обеспечивая высокой качество подготовки специалистов.

Качество образования снизилось в связи с резким увеличением роста студентов и негосударственным спектром высшего профессионального образования, а так же большое количество открывающихся филиалов вузов. Число студентов получивших дипломы о высшем образовании резко выросло, в связи с чем снизилось качество подготовки. В настоящее время образование ориентируется на экономику государства, на ее быстрые темпы развития. Поэтому то, что студенты изучают на протяжении длительного времени, очень быстро теряет свою надобность в современном мире.

3. На качество образования сказались количественные факторы, в частности, разрыв темпов роста числа студентов и численность профессорско-преподавательского состава; Зарплата начинающего преподавателя не оставляла шансов на приток выпускников аспирантуры.

Как показывает автор в данной статье, самым простым решением проблемы качества образования- закрыть те образовательные структуры, которые не отвечают соответствующим показателям. Но данное решение не является простым, так как требует изменения механизма лицензирования и аккредитации вузов; уточнению требований к обучению по конкретным специальностям.

4. Под понятием « виртуализация» автор понимает всю его многогранность; реализацию в стране научно-технических достижений. В виртуализацию так же превращается и система образования: с филиалами и дистанционным обучением, с отсутствием студентов на занятиях, с продолжающейся коррупцией, с превращением экзаменов в зачеты. Все это уже привело к обесцениванию разнообразных профессиональных знаний, или ,можно сказать, в виртуализации их ценности.

5.Если понимать модернизацию как действие индивидов и структур, которые намеренны не просто изменить, но и улучшить положение стран, которые ищут новые пути развития, соответствующие их целям, с учетом пространственных организаций и доступности необходимых ресурсов, то знание в иерархии иных ценностей реформирующегося общества обретает приоритетную значимость.

Ни одна реформа в современном мире не может быть проведена «раз и навсегда». Системе образования на любом ее этапе необходимо преобразование социальной рефлексии относительно соотнесения процесса и результата. Ценность образования в модернизирующемся обществе обретается на пересечении 2 векторов: глобального образовательного пространства и историко-культурного пласта традиций и образов.

Задание № 4..."Иметь" образование или "быть" в образовании.

"Иметь" образование - т.е. направленность обучения на приобретение учащимся некоторой информации,

необходимой для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования - обеспечить адаптацию учащегося в социуме.

"Быть" в образовании, т.е., когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала, способствует появлению его собственного знания. В данном случае, учащийся сам выступает субъектом своего образования, сам отбирает содержание и формы обучения. Что и способствует болнн высокому, продуктивному уровню образования.

Тема № 2. Личность ученика как субъекта образования и развития.

Задание № 1.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель. А в современной педагогике применяется следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею.

Ведущая деятельность

— термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде , обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность.

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Решение проблем самоопределения в подростковом возрасте специалисты связывают с привлечением старшеклассников к жизнедеятельности взрослых, изменением характера общения, появлением потребности в уединении и обособлении.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека Рост, рост веса, появление молочных зубов, а затем изменение их, половое созревание и другие биологические процессы происходят в определенные возрастные периоды с незначительными отклонениями.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Задание № 2

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Задание № 3

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Задание № 4

1. Человек – как целостная личность.

Всем нам присуще желание изменяться, расти, совершенствоваться. Именно это и означает - быть человеком. Однако, желать что-то сделать и сделать по - факту не просто. Почему? Дело в том, что «Я» во мне несколько – целый ряд. «Я» борющихся между собой и лишь одно берет верх. Следовательно, становление личности – это процесс обретения целостности. Придется найти способ объединить различные «я» в одно целое.

2. Человек – мера всех вещей.

Человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Человек все по себе меряет. Например, дует ветер – кто-то мерзнет, кто-то нет. Следовательно, нельзя однозначно сказать – ветер холодный или теплый.

3. Человеческий организм – система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая.

Человеческий организм – система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей

средой, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

4.Человек – биосоциальный организм.

Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение к его личности. Биологическая сторона – наследственность; социальная – процесс

вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Эта неразрывная связь и есть то, что «Человек – биосоциальный организм».

5. Без деятельности нет развития.

Восприятие развивается во взаимодействии с окружающей средой, память –

в обучении, образовании, воспроизведения информации, привычки, нормы, правила…

Задание № 5Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Занять позицию или сформировать отношение к чему-либо – вопреки принципу предопределенности «данной позиции» - это вопрос свободного выбора. Доказательством этого является тот факт, что человек способен «сменить свою позицию», принять иное отношение… Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все что мы называем образованием, обучением или саморазвитием, а также грандиозные внутренние изменения человека. Таким образом, я согласная с утверждениями Виктора Франкла.

Задание № 6

Наши рекомендации