Разновидности ротацизма и параротацизма
1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или
вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об
наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных
движений.
2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в
виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти
куляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при кото
ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко
го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха
емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг
кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме
шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное
звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язы
чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате
слышится отчетливый рокот.
3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерс
кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй
вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью об
разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг
лийского «w».
4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует,
но место ее передвигается. В основе бокового произношения
обычно лежат причины органического характера: парезы язы
ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко
торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра
вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы
мешают формированию эластичности кончика языка и подня
тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен
сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле
дующими способами:
а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву
чание [рл];
б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут
ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре
зультат — «щечный» звук [р];
'Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.
в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];
г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли
нии — звучание [р] несколько смягченное.
5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английс
кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне
вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду
ха из глотки в нос.
6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на
зываемым одноударным [р], при котором передний край язы
ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут
ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео
лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий
звук не удаются.
7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-
ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция ока
зывается наиболее близкой к норме.
Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.
У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] Þ [j], [р] Þ [в], [р] Þ [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.
Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-
ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).
1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих
губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом
(акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруд
нений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают
вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.
2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*
Приемы постановки звука [р]
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».
Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.
Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-
"Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.
леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».
Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.