Исследование мотивационной готовности дошкольников
К обучению в школе.
Цель исследования - изучение особенностей мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) отобрать психодиагностический инструментарий для изучения особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и определить критерии оценки;
2) провести экспериментальное исследование по изучению особенностей мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести интерпретацию результатов экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. В исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Использованы следующие методики:
«Беседа о школе», (Т.А.Нежновой). приложение 1
Результаты экспериментального изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
В результате проведения первой методики, направленной на выявление желания ребенка идти в школу и характера его внутренней позиции, были
получены следующие данные. Результаты методики 1 представлены в диаграмме 1.
Сравнительная диаграмма по методике « Беседы о школе»
Анализируя полученные данные, можно отметить на начало года ноль баллов получили десять человек, (Ряд1-1) семь детей имеют один балл (Ряд1-2) и три человека получили два балла (Ряд1-3).
Дети, которые получили по два балла, выразили желание учиться в школе. При ответах на вопросы беседы прослеживается содержательный характер внутренней позиции ребенка, его направленность на содержательные стороны обучения. (Например, «Я очень хочу учиться в школе»; «Я хочу идти в школу, так как хочу быть умным, много знать»; « Мы с мамой проходим буквы, считаем, пишем»; «Мне в школе нравятся уроки»; «Если бы я был дома, то читал бы, писал, считал»). Данные ответы свидетельствуют о достаточно сформированном уровне внутренней позиции школьника. Дети, получившие по одному баллу, также выразили
положительное отношение к обучению в школе, но их ответы в основном ориентированы на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни. (Например, «Хочу идти в школу»; «Я хочу идти в школу, так как мне мама купит красивый портфель, у меня будет красивая форма»; «Мы с мамой уже купили в школу тетради, краски, карандаши и т.д.»; «В школе мне нравится перемена, класс красивый»; «Дома я рисую»). Ответы детей данной группы могут говорить о начальной стадии формирования внутренней позиции школьника. Трое детей, которые получили ноль баллов, не проявили желание идти в школу, они предпочли домашнее обучение школьному их ответы ориентированы на дошкольные виды деятельности и условия. (Например, «Не хочу идти в школу»; «Не хочу в школу, так как люблю играть»; «В школе мне нравится физкультура»; «Дома я бы гулял, играл»). Ответы на вопросы данной категории детей, свидетельствуют о несформированности внутренней позиции школьника, а это в свою очередь, говорит о социально-психологической неготовности таких детей к обучению в школе.
На конец года два балла двенадцать детей (Ряд2-1). Один балл семь детей (Ряд2-2). И ноль баллов у одного (Ряд2-3). Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства детей группы имеется положительное отношение к школе, к учению как деятельности, но ориентация в основном направлена на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни, что свидетельствует о начальной стадии формирования внутренней позиции школьника.
Методика «Изучение мотивов учения» (Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.) Приложение 2.
Во второй методике, направленной на изучение мотивов учения, были получены следующие результаты.
Результаты методики 2 представлены в диаграмме 2
Анализ полученных результатов показывает, что учебно-познавательный мотив в изучаемой группе детей на начало года у одного ребёнка (Ряд1-2) связанный с желанием овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Интерес к знаниям познавательного цикла и мотив получения высокой оценки у четырёх детей (Ряд1-5) мотив, связанный со стремлением получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение (например, «Так как он получает пятерки, ему нравится ходить в школу», «он прав, потому что получает пятерки»).
Игровой мотив четыре ребёнка (Ряд1-3) на начало года неадекватно перенесенный в учебную деятельность (например, «мне нравится играть», «хочется играть в школе») и социальный мотив (Ряд1-5) основанный на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника. ( Например, «так как надо учиться», «если не будешь учиться, будешь плохо работать»).
Наибольший ранг получили внешний мотив (Ряд1-6) .Мотив, не имеющий отношения к содержанию учебной деятельности (например, «я
хочу в школу, потому что так хочет мама») и позиционный мотивы (например, «я хочу в школу, потому что хочу быть большим»).
На конец года шесть человек - учебно-познавательный (Ряд2-2) (например, «мальчик прав, потому что он хочет учиться, быть умным») и у шести детей отмечается социальный мотив (Ряд2-2) (например, «т.к. нужно учиться»», «не будешь хорошо учиться, будешь плохо работать»). Это означает, что у двенадцати детей сформирована «внутренняя позиция школьника», дети ответственно относятся к учебе, для них характерна высокая учебная активность, они, как правило, не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов. В ответах у остальных был оценочный мотив (Ряд2-6) (например, «мальчик прав, так как получает пятерки»), что говорит о начальной стадии формирования «внутренней позиции школьника». Этим детям свойственна потребность в социальном признании и одобрении взрослого. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее эффективных стимулов активности таких детей.
Игровой мотив преобладал у трех детей данной группы (Ряд2-3).Таким образом, при проведении методики, направленной на изучение ведущих мотивов, можно сделать следующие выводы: что у двенадцати детей «внутренняя позиция школьника» практически сформирована и у остальных детей «внутренняя позиция школьника» частично сформирована.
Третья методика эксперимента «Графический диктант», была направлена на выявление умений, служащих предпосылками учебной деятельности. Результаты представлены в диаграмме 3. Приложение3.
Диаграмма 3
Результаты изучения предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Анализируя полученные данные на начало года, можно отметить, что два балла получили трое детей (Ряд1-1) из рассматриваемой группы, семь детей получили по одному баллу (Ряд1-2) и ноль баллов получили десять детей (Ряд1-3).Дети, которые получили два балла, точно воспроизвели узор, они выполняли задание самостоятельно, без ошибок. В деятельности они могут удерживать и достигать цели, поставленные ими самими или взрослыми; умеют сдерживать свои эмоции, непосредственные желания; подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, выполняют сразу и точно все инструкции и требования взрослого; самостоятельны; настойчивы в достижении цели в условиях затруднений; способны рационально организовать свою деятельность. Четыре ребенка, которые получили по одному баллу, также воспроизвели узор, но допустили от одной до двух ошибок. Двое из детей длительно не смогли удержать цель поставленной перед ними деятельности – потребовалась помощь педагога. У остальных цель деятельности достигалась самостоятельно, но дети не
заботились о качестве выполнения работы, были торопливы, недостаточно внимательны, отвлекались; не всегда сдерживали свои эмоции и непосредственные желания; не всегда подчиняли свое поведение общественным правилам, требования взрослого выполняли неточно или после напоминаний. Дети данной группы отличается недостаточной самостоятельностью, организованностью, настойчивостью в выполнении задании. Дети, у которых ноль баллов плохо справились с предложенным заданием, неправильно воспроизвели предложенный узор. Такие дети не старались достичь цели деятельности, соскальзывали с нее, деятельность была хаотичной и непродуманной, не смогли самостоятельно поставить перед собой цель; не сдерживали своих эмоций и желаний; не подчинялись правилам поведения. Данная группа детей отличается недисциплинированностью, требований взрослого не выполняют, невнимательно слушают его инструкции; несамостоятельны (требуется организующая и направляющая виды помощи) и не проявляют настойчивости в достижении цели в условиях трудностей, не умеют рационально организовать свою деятельность. На конец года два балла тринадцать детей (Ряд2-1). Один балл шесть детей (Ряд2-2). Ноль баллов один ребёнок (Ряд2-3).
Таким образом, можно сделать вывод, что предпосылки учебной деятельности достаточно сформированы у тринадцати человек, не до конца сформированы у четырех человек, и у одного практически не сформированы.
Обобщенные результаты изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста представлены в диаграмме 4.
Обобщенные результаты изучения мотивационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Высокий уровень мотивационной готовности к школьному обучению в начале года в изучаемой группе показали три ребенка (Ряд1-1). Средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению имеют семь детей (Ряд1-2). Низкий уровень десять детей (Ряд1-3).
Высокий уровень мотивационной готовности к школьному обучению характеризуется доминированием познавательной и социальной мотивации, что свидетельствует о готовности к принятию «внутренней позиции школьника». Дети имеют широкий круг представлений о школе, роли учителя и ученика, социальном положении школьника, об учении как достаточно трудоемком процессе, который требует затрат определенных усилий. Отвечая на вопросы, дети используют достаточное количество слов из школьной лексики. Такие дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, выполняют сразу и точно все инструкции и требования взрослого; самостоятельны; настойчивы в достижении цели в условиях затруднений; способны рационально организовать свою деятельность. Средний уровень мотивационной готовности к школьному обучению характеризуется доминированием мотивов, относящихся к внешней атрибутике школьной жизни, преимущественно оценочные мотивы.
Дети имеют несколько ограниченное представление о деятельности школьников и учителя. Часть детей воспринимает учение как игру, ориентируясь главным образом на внешние признаки (школьная атрибутика, наличие ролей и т.д.). Другие дети проявляют стремление обучаться в школе, мотивируя желанием самоопределиться, изменить социальное положение, что свидетельствует о формирующейся мотивационной готовности к школе. Внутренняя позиция школьника сформирована не до конца. Ребенок длительно не может удерживать цель деятельности. Цель деятельности достигается, но ребенок не заботится о качестве выполнения работы, тороплив или, наоборот, очень медлителен, способен к самостоятельной постановке цели; недостаточно внимательный, отвлекается; не всегда подчиняет свое поведение общественным правилам, требования взрослого выполняет неточно или после напоминаний; ребенок отличается недостаточной самостоятельностью, организованностью, настойчивостью в выполнении заданий. Низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению имеют10 детей на начало года характеризуется наличием игровой мотивации, не связанной со школьной жизнью. Внутренняя позиция школьника не сформирована.
Деятельность детей хаотична и непродуманна. они не могут самостоятельно ставить перед собой цель; не сдерживают свои эмоции и желания; не подчиняются правилам поведения, т.е. недисциплинированны, требования взрослого не выполняют, невнимательно слушают его инструкции; несамостоятельны (требуется организующая и направляющая виды помощи) и не проявляют настойчивости в достижении цели в условиях трудностей, не умеют рационально организовать свою деятельность.
Таким образом, можно отметить, что в изучаемой группе на конец года высокий уровень имеют большинство детей.
Заключение
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Поведение младшего ребенка еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми разными причинами. Поступки же, отношения к окружающему старших детей — более осознанны. К числу новообразований в мотивационной сфере ребенка относится и проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением быть похожими на них. Это стремление походить на взрослых нередко успешно используют родители, воспитатели в своей работе с детьми. Среди значимых для детей мотивов и интерес их к содержанию и процессу новых, осваиваемых ими видов деятельности, в первую очередь к игре. Игровые мотивы, как правило, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая группа мотивов – установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми, а также появляющаяся в процессе общения потребность в признании. Важным новообразованием дошкольного возраста является соподчиненности мотивов. Оно дает возможность ребенку отказаться от привлекательной в данный момент вещи, занятия ради выполнения более важного, хотя и, возможно, более скучного занятия.
Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребенка, они приобретают определенную систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут
выступать в качестве главных, определит направленность всего поведения ребенка. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определенная направленность в поведении ребенка уже наблюдается.
Проблема готовности детей к обучению в школе – одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Готовность к школьному обучению – это достижение ребенком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в системе школьного обучения. Для изучения мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста был использован ряд методик.
По результатам эксперимента были выявлены следующие особенности:
- мотивационная готовность к школьному обучению характеризуется преобладанием учебно-познавательных мотивов
- отмечается общее положительное эмоциональное отношение к предстоящему обучению.
Большинство детей в изучаемой группе имеют высокий уровень мотивационной готовности. Внутренняя позиция школьника сформирована.
Список литературы
1. Акулина, Н. Н. Влияние общего интеллекта иль мотивации на успешность усвоения знания [Текст]: учеб, пособие / Н.Н.Акулина.-CПБ.: Питер,1999.-234 с.
2. Букатов,В . Школа и детский сад [Текст] / В.Букатов // Дошкольное
воспитание .-1992.-№7-8.-С. 3-7.
3. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. -1995. -№8. –С. 5-10.
4. Гордиец, А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец.-Р-на-Д.: Феникс, 2006.-243 с.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]:учеб, пособие / Е.П. Ильин. – СПБ.: ПИТЕР, 2000.-215с.
6. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст] / М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9.- С. 15-23.
7. Дубровина,И.В. Психологическая готовность к школьному обучению [Текст] : учеб, пособие / И.В. Дубровиной. – М.: 1998. –198 с.
8. Смирнова, Н.А. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания [Текст].: под ред. Н. А. Смирновой. – Дубна, 1995.-150 с.
9. Ермолаева, М.В. Развитие личности дошкольника [Текст] / М.В. Ермолаева // Психология развития. – М., 2000.- С.142-148
10. Эльконин, Д.Б. Игра в развитии ребёнка [Текст] / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – С. 42.
11. Эльконин, Д.Б. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности [Текст] / Д.Б. Эльконин // Мир психологии.- 2004.- № 1.
1.
37
Приложение 1
Методика 1 «Беседа о школе» (по Т.А. Нежновой)
Цель методики: выявление желания ребенка идти в школу, характер его внутренней позиции
Материал и оборудование: перечень вопросов, протокол, ручка
Инструкция: Беседа проводится индивидуально. Все высказывания ребенка протоколируются.
Возможные варианты ответов и их оценка:
А – ориентация на содержание учебной деятельности
Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни
В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия
Вопросы беседы:
Хочешь ли ты идти в школу?
А – очень хочу
Б – так себе, не знаю
В – не хочу
2. Почему ты хочешь идти в школу?
А – интерес к учению, занятиям. Хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б – интерес к внешней атрибутике школьной жизни: новая форма, книги, портфель и т.д.
В – внеучебные интересы:
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)?
А – освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачи и т.д.
Б – приобретение формы, школьных принадлежностей.
В – занятия, не относящиеся к школе.
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе и слышал ли он о ней)
А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса.
В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?
А – занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д.
Б – дошкольные занятия: рисование, конструирование и т.д.
В – занятие, не имеющие отношения в школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными и т.д.
Критерии оценки:
0 баллов (преобладание ответов категории В) – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.
1 балл (преобладание ответов категории Б) – положительное отношение ребенка к школе, ребенок преимущественно проявляет интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника)
2 балла (преобладание ответов категории А) – школьно – учебная ориентация ребенка и положительное отношение ребенка к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована)
Приложение 2