Развитие фонематического слуха
Е. В. КОЛЕСНИКОВА
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Сценарии 32 учебно-игровых занятий
Москва
К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет.Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога).
ISBN 5-296-00250-4
Данное пособие является результатом практической работы автора по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. Может быть использовано педагогами, работающими по программам «Развитие», «Истоки», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сценариев учебно-игровых занятий для педагогов и тетради для детей «От слова к звуку».
Пособие рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в различных дошкольно - бразо-вательных учреждениях, педагогам классов коррекци-онно-развиваюшего обучения. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.
ББК 74.100.5
ISBN 5-296-00250-4
© Колесникова Е. В., 1999 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет», которое является второй книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению грамоте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет».
В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целостной педагогической системе, в которой содержание, методы и формы организации обучения непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного центра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям.
В книге 32 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кроме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыдущим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано.
В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с выполнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что позволит педагогу закрепить знания детей.
На данном этапе обучения нами выделены три задачи, которые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
(Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Под-дьякова. -М.: «Просвещение», 1984.)
Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук».
Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обращается внимание на длительность звучания слов.
Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно.
Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника.