Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как министр образования В. М. Филиппов подписал от имени России Болонскую Декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России [9].

С точки зрения внедрения принципов Болонской Декларации, Россия в ряде отношении находится даже на более продвинутом этапе, чем большинство западноевропейских стран. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования проводились и проводятся в стране уже более 10 лет и которые по своей общей направленности совпадают с основным вектором развертывания Болонского процесса.

В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:

1. анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;

2. выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;

3. координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений Болонской системы в России [15].

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).

В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса 2005 года были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу [10]:

- преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки;

- придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" и "План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие задачи.

1. Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура.

2. Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).

3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.

4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской Декларации.

5. Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.

6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

После конференции в Бергене была проделана следующая работа:

· приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и вузов-координаторов по Болонскому процессу;

· продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса;

· совершенствуется система обеспечения качества, в системе высшего образования введены новые показатели государственной аккредитации.

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.

В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации проведен ряд международных и российских научных конференций:

· "Болонский процесс: европейский и российский опыт управления университетами";

· "Болонья глазами студентов";

· "Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе";

· "Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса".

Развитие Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами — некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные знания, внедряют принципы Болонской Декларации без принуждения со стороны закона.

Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, многие студенты обучаются по программе специалиста; мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.

Наши рекомендации