IV. Общая оценка проведения урока
VI. Предложения и рекомендации учителю по: совершенствованию организации урока, разнообразию применения методов обучения и воспитания, совершенствованию личностных качеств (речь, техника показа, отношение к занимающимся и т.д.).
Подпись проводившего анализ урока.
Подпись проводившего урок.
Анализ не должен представлять собой ответы на предложенные схемой вопросы, тем более что в уроке, который подвергается анализу, могут и не присутствовать все моменты, предусмотренные в схеме, которая только ориентирует, на что следует обратить внимание.
Анализируя урок, наблюдающий должен помнить, что анализ должен отражать полную картину конкретного урока в каждом разделе, а поэтому рекомендуется всячески избегать выражений, «дежурных» фраз и неконкретных характеристик.
Чтобы правильно провести обсуждение урока и составить педагогический анализ, характеризующий деятельность учителя и учащихся на данном занятии, необходимо предварительно провести эту работу на предшествующих уроках. В этом случае целесообразно будет вести наблюдение за отдельными сторонами деятельности учителя. Например, на одном занятии ведется наблюдение за организацией урока, на другом - за работой учащихся на уроке (активность, подготовленность, отношение и т.д.), на третьем оценивается методика обучения и воспитания и т.д. Приобретенный опыт анализа отдельных сторон урока дает возможность провести развернутый анализ одного занятия более квалифицированно.
Выводы и предложения
1. Выполнение поставленных задач. Отклонение от плана-конспекта и причины.
2. Положительные моменты в работе учителя (организационного, методического характера).
3. Ценность урока с точки зрения оздоровительной, воспитательной и образовательной.
3.7. Методический анализ урока
При проведении методического анализа урока физической культуры необходимо предварительно организовать двух помощников для проведения хронометража и пульсометрии наблюдаемого урока.
Затем нужно записать общие сведения об учителе (Ф.И.О., стаж работы в школе), учащихся (класс 5, 6, 7 и т.п., количество, краткая характеристика коллектива класса, физическая подготовленность, организованный класс или нет, есть актив в классе или нет и т.д.), и условия проведения урока. Указать размеры спортивного зала и его оснащенность инвентарем
Записав все полученные данные, начинается работа собственно над анализом, который целесообразно приводить по следующей схеме.
Подготовка к уроку. Оценка конспекта урока. Определение и формулировка задач, соответствие содержания поставленным задачам, четвертному плану и программе, последовательность упражнений и их дозировка, соответствие подобранных упражнений подготовительной и заключительной частей задачам основной части, целесообразность организационных и методических указаний.
Необходимо также отметить, как подготовлены места занятий (расстановка снарядов, наличие оборудования и пособий к уроку и т.д.) и каков внешний вид учителя (опрятность, подтянутость и т.д.).
Заканчивая анализ подготовки учителя к уроку, надо переписать содержание и продолжительность частей урока, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
Анализ подготовки к уроку проводится до начала самого урока.
Следующий этап - анализ проведения урока. Он складывается из анализа примерно следующих положений.
Организация урока - начало и окончание урока, распределение времени на части урока и виды упражнений, способы организации учащихся на уроке (фронтальный, групповой, индивидуальный) и способы выполнения учащимися заданий (поток, поочередно-, индивидуально) рациональное использование помещения, подготовка и уборка инвентаря, деятельность актива учащихся на уроке (взаимопомощь, страховка, показ упражнений и т.д.).
Обучение и воспитание на уроке. Реализация принципов обучения, разнообразие методов обучения, способы исправления ошибок (сам учитель привлекает ли он учащихся в процессе выполнения упражнения или по окончании его и т.д.).
Способы регулирования нагрузки учителем, оценка плотности урока и характера кривой нагрузки (по данным хронометража и пульсометрии). Дисциплина учащихся на уроке, их интерес к занятиям, активность. Воспитательная работа учителя (собственное поведение как пример и реакция на положительные и отрицательные поступки учеников).
Выводы по уроку. Определить тип урока, качество выполнения задач урока (образовательных, воспитательных, оздоровительных), связь данного урока с предыдущим, замечания по отделениям, командам, индивидуальные. Какие оценки были проставлены в журнал. Общая оценка урока и пожелания учителю на будущее.
Следует заметить, что указанная схема далеко не полная. Она отражает лишь наиболее существенные стороны урока, характерные для всех типов и предполагает новые данные в зависимости от каждого конкретного урока, условий проведения, оснащенности и т.д.
Примерная запись методического анализа урока
Учитель физкультуры____
Проводил урок в 5 «а» классе
Педагогический стаж учителя 10 лет. В данном классе по списку значится 35 человек, на уроке занималось 32, одна девочка освобождена, мальчик забыл дома спортивную форму и одна девочка по болезни школу не посещает.
Подготовка учителя к уроку. Урок проводился в спортивном зале. Помещение было подготовлено к уроку, о чем свидетельствует наличие необходимости спортивного инвентаря, который указан в конспекте учителя. Спортивный зал чист, инвентарь сложен аккуратно. Место для проведения занятий соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Конспект урока составлен подробно. В нем отражены основные организационно-методические указания и поставлены конкретные задачи. Запись содержания осуществлена в полном соответствии с гимнастической терминологией. В методических замечаниях имеются указания по решению вспомогательных задач, а также отмечены основные моменты, на которые следует обратить особое внимание.
Задачи, поставленные перед уроком, соответствуют учебной программе 5 класса. Все упражнения, используемые на уроке, посильны и достаточно дозированы для учеников данного возраста. По ходу выполнения упражнений учащимися, учитель обращал их внимание на правильность действий, на их осанку, на согласованность дыхания с движениями рук и ног. Делались указания по ходу выполнения упражнений, подчеркивалось направленное действие, амплитуда движений, требуемое усилие и т.п.
Необходимо отметить, что упражнения подготовительной части урока вполне соответствуют и способствуют решению двух первых задач.
Внешний вид учителя опрятен, во всем чувствуется подтянутость.
Организация урока. Обучение и воспитание на уроке. После звонка на урок ученики были построены в спортивной форме. Физорг сделал рапорт, а учитель сообщил задачи урока, затем ученики приступили к действиям. В процессе урока учитель использовал все методы - фронтальный, групповой и индивидуальный.
Учащиеся класса активно и с большим интересом выполняли задание учителя. Размещение мест занятий и самих учащихся хорошо продумано учителем и это позволило ученикам выполнить задание большее количество раз, чем это указано в конспекте, что повысило моторную плотность урока.
Четкое объяснение, хороший показ, правильные команды и распределение заданий позволили учителю организовать учеников на подготовку и уборку снарядов, необходимых для урока в установленное для этого время. Использовав методический прием - выполнение строевых упражнений на внимание, учитель получил возможность быстрее организовать учащихся. Нарушений дисциплины на уроке не наблюдалось, видимо это объясняется тем, что плотность урока была хорошей, и ученики с интересом выполняли разнообразные задания.
Ранее было отмечено, что в конспекте материал подобран с учетом дидактических принципов, соблюдение которых было в ходе урока. Учитель очень тактично делал замечания ученикам, оказывал индивидуальную помощь.
Для объяснения заданий учитель использовал метод слова, очень хорошо объяснял упражнения, обращал внимание на основные двигательные моменты. Сам наглядно показывал упражнения и привлекал для этого учащихся, у которых задание получалось более правильно. Учитель обращал внимание на ошибки учащихся и работал над их исправлением. Давал установку на действие, на работу рук, ног, на положение туловища.
Учитель высказывал замечания по общим ошибкам, больше работа проходила со всем классом, но были случаи и индивидуального объяснения, во время выполнения как прыжков, так и при выполнении элементов баскетбола.
Выводы по уроку. По содержанию и направленности урок можно отнести к смешанному типу, т.е. учитель обучал, повторял и совершенствовал отдельные упражнения. Эти упражнения были разучены на предыдущих уроках и повторялись на данном уроке. В процессе урока учитель постоянно оценивал действия учащихся. Так четыре ученика получили оценки за выполнение ОРУ, семь человек за выполнение прыжков, и шесть за владение элементами баскетбола. Абсолютное большинство учащихся освоило технику всех элементов прыжка в длину согнув ноги и технику броска мяча в кольцо с места. Таким образом, основные задания урока решены.
Объясняя задание и добиваясь правильного выполнения, учитель не только совершенствовал двигательные качества, но и давал знания учащимся.
Учитель хорошо владеет теоретическим и практическим материалом, правильно выбирает место перед классом в момент рассказа и показа материала, и это позволило ему владеть общей дисциплиной.
Учащиеся внимательно слушали учителя и очень старательно выполняли его задания, что подчеркивает отношение их к предмету и учителю.