Педагогическая характеристика личности спортивного педагога
Расссмотрим характеристику личности идеального тренера.
По мнению Б. Дж. Кретти, спортивный педагог должен быть открытым, общительным, эмоционально устойчивым человеком. Он должен обладать достаточно высоким интеллектом, иметь развитое чувство реальности, быть практичным и уверенным в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам предпринимать ответственные решения.
В процессе анализа результатов различных исследований подчеркивается, что представления об идеальной личности тренера существует как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает спортивный педагог, и от того, в каких он отношениях со своими воспитанниками, а также от того, как он передает свои знания. Отмечается, что способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него воспитанники, в сочетании с его профессиональными знаниями может компенсировать некоторые его недостатки.
Спортивный педагог высокого класса обладает такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, агрессивность и высокий уровень интеллектуального развития. Он достаточно устойчив, активен, имеет твердый характер и определенность взглядов [Кретти, с. 149].
Тренер высокого класса характеризуется особым типом поведения – гибким, иногда авторитарным. Быстрое восприятие нового, стремление к творчеству, активное общение с коллегами, постоянное самосовершенствование —характерные черты спортивного педагога высокого класса. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующее отсутствие самоконтроля, является нежелательным, т. к. способствует снижению результатов педагогического процесса и говорит о неспособности педагога принимать правильные решения в сложных ситуациях.
Индивидуальные свойства личности спортивного педагога оцениваются по следующим качествам:
––идейно-политические качества (патриотизм, интернационализм, целеустремленность, принципиальность);
––нравственные качества (коллективизм, чувство долга, ответственность, спортивная честь, скромность, гуманизм, доброта, порядочность, самокритичность, трудолюбие);
––эмоционально-волевые качества (активность, мужество, настойчивость, самостоятельность, инициативность, решительность, уверенность, смелость, самообладание, выдержка, воля к победе);
––поведение в коллективе (общительность, доброжелательность, требовательность к другим, самолюбие, самокритичность, уважительность, оптимальная эмоциональность, отношение к успехам и неудачам, умение владеть собой, рассудительность, отзывчивость);
––отношение к работе (увлеченность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, пунктуальность, творческое отношение к делу);
––личностно-профессиональные качества (спортивное мастерство, педагогическое мастерство, наблюдательность, интуиция, педагогический такт, умение распределять внимание, педагогическое воображение, абстрактное мышление, любознательность, дидактические умения, построение взаимоотношений со спортсменами, умение прогнозировать, моделировать, авторитетность).
В зависимости от того, в какой мере эти или прямо противоположные качества присущи спортивному педагогу, можно сделать вывод об индивидуальных свойствах его личности, о его характере [Корх, с. 87].
Выделяют целый ряд личностных характеристик спортивного тренера, необходимых в его профессиональной деятельности.
Среди них энергичность, поддержка; ясность требований; поощрение к активному участию учащихся в процессе тренировки. Кроме этого, сдержанность, образное мышление; поощрение к обмену мнениями; доброжелательность, душевная теплота. Исходя из этого, высказывается предположение о том, что идеальный тренер энергичен, разумно агрессивен, четко выражает свои мысли, достаточно эмоционален [Дергач, Исаев, с. 92].