Методика анализа форм воспитательной работы
Сущность анализа форм воспитательной работы заключается в определении наиболее эффективной формы для достижения конкретных целей и задач воспитания детей определенного возраста. Выбирая и планируя использование той или иной формы воспитательной работы, классный руководитель может воспользоваться следующим алгоритмом размышлений:
1) определение темы, конкретных задач, формы проведения воспитательного мероприятия; подготовительная работа педагога
2) предварительный сбор информационного материала; композиционное построение мероприятия;
3) планирование, определение содержания и подготовительных мер;
4) подготовительная работа организаторов дела и его участников;
5) проведение дела; оформление помещения, определение роли гостей, окончание мероприятия и последействие;
6) анализ воспитательного мероприятия и самоанализ педагога.
Общими критериями анализа эффективности воспитательного мероприятия являются:
- достижение планируемого результата;
- адекватность формы воспитательной работы поставленным целям и задачам, современным требованиям;
- место и роль воспитательного мероприятия в системе воспитательной работы классного руководителя;
- соответствие выбранной формы возрасту учащихся и их социальному опыту; оптимальность применяемых форм и методов;
- взаимодействие педагога и коллектива класса; отношения воспитателя и воспитанников;
- профессионализм педагога-воспитателя; умение пользоваться информационными и техническими ресурсами;
- наглядность, эстетика оформления; состояние и качество использованного оборудования.
В каждой школе обычно принимается своя схема анализа воспитательного мероприятия и способы фиксирования наблюдений и отзывов о проведенном деле.
Логика анализа деятельности классного руководителя. Методология и логика анализа деятельности классного руководителя заключена в современной нормативно-правовой базе, совокупности общих подходов к воспитанию обучающихся, изложенных в вариативных воспитательных программах. Наиболее общий взгляд на содержание анализа деятельности классного руководителя базируется на идеях гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и системного подходов к воспитанию.
Объектом анализа является деятельность классного руководителя в соответствии с Положением о классном руководстве, принятом в школе, и функциональными обязанностями классного руководителя. Субъектами анализа деятельности классного руководителя являются сам педагог, учащиеся вверенного ему класса и их родители, администрация и педагогический коллектив школы. Предметом анализа могут быть:
- методика подготовки и проведения воспитательного мероприятия и его воспитательный эффект (совместная с детьми и родителями выработка целей, задач мероприятия, выбор форм его проведения; совместное планирование; участие детей в подготовке мероприятия и особенности педагогического сопровождения детских инициатив; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и анализ результатов, а также длительность воспитательного эффекта);
- организация работы с советом класса (система работы, уровень развития организаторских умений и навыков, наличие плана и др.);
- документация классного руководителя (классные журналы на бумажном и электронном носителях, планы, отчеты, справки, организация питания и др.);
- организация работы с родителями и родительской общественностью (повестки и протоколы заседаний родительского комитета, план повышения педагогической культуры родителей, планы и результаты совместной деятельности семьи, класса и школы) и др.
Как правило, процедура анализа деятельности классного руководителя начинается с самоанализа и самооценки, затем (по необходимости) выслушиваются мнения детей, их родителей, учителей школы и позитивное мнение администрации. Выводы и профессиональные рекомендации педагог услышит на административном совещании.