Методика рейтинговой оценки знаний по отдельному предмету
Прежде всего следует заметить, что, во-первых, рейтинговая система невозможна без реализации личностного, деятельност-ного подходов, принципов системности и смысловой организации учебного материала. Во-вторых, составляющими рейтинга служат текущий, итоговый, суммарный контроль. В-третьих, в рейтинге присутствуют разные виды рейтинговой оценки.
Рейтинг студента — сумма баллов, полученная студентом в соответствии с предметно-цикловой рейтинговой технологией.
Накопительный рейтинг — сумма баллов, полученная путем суммирования сопоставленных рейтингов по дисциплинам, изучаемым за определенный период обучения.
Относительный рейтинг —• это накопительный рейтинг, выраженный в процентах от максимальных баллов. По относительным показателям рейтинга определяют ранг студента, группы, курса, отделения.
Итоговый рейтинг — сумма баллов студента за весь период обучения в комплексе, выраженная в абсолютных или относительных показателях. Он является количественным показателем качества обученности и профессиональной подготовленности студентов.
Методика внедрения рейтингового контроля предполагает выполнение нескольких взаимосвязанных процедур. Поскольку рейтинг хорошо укладывается в систему модульного обучения, то самая первая процедура — это деление содержания изучаемой дисциплины на порции. Такой внутрипредметный блок — это логически завершенная часть учебного материала (тема, несколько тем или разделов), предполагающая обязательное проведение контрольных мероприятий. В зависимости от объема часов и содержания материала в учебном предмете обычно выделяется от 3 — 5 до 8 —12 модулей (блоков).
Вторая процедура направлена на определение конкретных целей обучения по каждому модулю. Необходимость такой работы определяется тем, что эффективность контроля напрямую зависит от того, какими конкретными знаниями, умениями и навыками нужно овладеть специалисту при изучении определенной порции материала.
В соответствии с моделью специалиста (квалификационной характеристикой) и содержанием предмета следует установить, какие конкретные знания и умения должен приобрести студент: ориентация системы контроля на конечные цели обучения, заданные моделью специалиста, составляет один из основных путей оптимизации контроля.
Третья процедура заключается в соотнесении знаний студентов и уровня подготовки. Так, нижний, репродуктивный, уровень подготовки требует от студента простого воспроизведения знаний и умений. А более высокий, продуктивный, — выводит студентов на путь творчества. Наличие этих уровней влияет на систему максимально и минимально полученных баллов. У студента есть возможность выбора, и в процессе изучения предмета он может перейти от репродуктивного уровня к продуктивному и тем самым повысить свой рейтинг.
Для достижения поставленных целей выбираются целесообразные формы и методы обучения.
Четвертая процедура — это разработка системы заданий для всех и для каждого студента в отдельности. По каждому модулю (блоку) предмета преподаватель планирует различные виды учебной деятельности, которые студенты должны выполнить при изучении данного модуля. Это решение задач, выполнение лабораторных работ, практических заданий, составление опорных конспектов, письменные или устные ответы по теории и др. Система заданий позволяет структурировать наличие так называемых контрольных точек в текущем, рубежном и итоговом контроле, а также учесть уровни подготовки. Здесь преподаватель должен уйти от так называемых пассивных заданий. Например, посещаемость занятий, наличие записей, количество опозданий не являются рей-тинговыми показателями, так как позволяют студенту при минимальных затратах нередко набрать значительную сумму баллов.
Пятая процедура касается расчета рейтинговых показателей. Выполнение каждого вида деятельности и модуль в целом оцениваются в баллах. При этом устанавливаются границы максимального и минимального количества баллов рейтинга, которые может заработать студент, чтобы его работа была зачтена.
Распределение баллов по видам контроля определяется спецификой дисциплины, ее целями и сроками изучения. Наиболее простая методика расчета баллов, когда за основу в суммарном и частном рейтинге принимается число часов, отведенных на дисциплину по учебному плану. Например, по учебному плану в семестре на дисциплину отводится 80 часов: лекции — 32 часа, практические/семинарские занятия — 32 часа, самостоятельная (индивидуальная) работа — 16 часов. Значит, максимальное количество баллов (максимальный рейтинг студента) составит 80 баллов. А минимальное количество баллов определяется исходя из нижнего уровня усвоения знаний — 55 — 60 % от максимального балла (в традиционной пятибалльной системе оценка «3» составляет 60 % от «5»). В рассматриваемом примере нижняя граница минимальных баллов может составить 44 балла (при 55 % от максимума). Рейтинговый контроль проводится по 10-балльной, 20-балльной, 25-балльной системе. Таким образом решается вопрос о расширении границ объективности выставленной оценки. Но хотя рей-тинговый контроль и позволяет расширить границы традиционной 4-балльной системы (у нас — 5-балльной), однако стереотип восприятия оценки заставляет педагога при разработке рейтинго-вой шкалы оценки учебной деятельности переводить рейтинго-вые баллы в традиционные оценки. Так, при 25-балльной системе таблица перевода будет (по Г.Ю.Капустиной, Г.В.Смирновой) выглядеть следующим образом:
25 -балльная шкала | Обученность | 5 -балльная шкала |
1 балл (слабо) 2—4 балла (посредственно) 5—9 баллов (удовлетворительно) 10—16 баллов (хорошо) 17 — 25 баллов (отлично) | До 4% От5до 16% От 17 до 36% От 37 до 64 % От 65 до 100% | 1 балл (слабо) 2 балла (посредственно) 3 балла (удовлетворительно) 4 балла (хорошо) 5 баллов (отлично) |
В семестре студент выполняет все запланированные задания (контрольную работу, реферат, тест...) и за каждый из них получает какой-либо балл. В пределах одного контрольного мероприятия количество баллов не должно превышать 9—11. Если рейтинг только вводится, то диапазон оценок может колебаться в пределах 5—6 баллов. Однако преподавателю важно высчитать так называемую «стоимость» задания. Она выводится по принципу: от наименее трудного к наиболее трудоемкому. Трудоемкость задания определяется необходимым для его выполнения уровнем обу-ченности.
Значение минимально трудоемкого измерителя задается следующим образом: сначала выбирается шаг шкалы стоимостей (например, шаг = 0,1), после этого определяется наиболее вероятное число студентов (например, 30 человек); стоимость наименее трудоемкого измерителя определяется путем умножения шага на число студентов, т.е. 0,1x30 = 3. Значит, стоимость минимально трудоемкого задания составляет 3 балла.
В практике чаще всего используется вариант, когда все задания оцениваются одинаково, без учета их сложности и объема. Однако для активизации учебной работы студентов можно использовать систему примерных поправочных коэффициентов для оценки заданий.
Сложность задания | К1 | |||
Повышенная | 1,2 | |||
Нормальная | 1,0 | |||
Минимальная | 0,8 | |||
Качество выполнения задания | К2 | |||
Отличное | 1,0 | |||
Хорошее | 0,8 | |||
Удовлетвори- | ||||
тельное | 0,6 | |||
Срок сдачи задания | КЗ | |||
Досрочно Верок Неделя после срока Две недели после срока | 1,2 1,0 0,9 0,8 | |||
Если студент при 10-балльной системе оценивания выполнил задание повышенной сложности, имеющее первоначальную «цену» 10 баллов, то в итоге он получит 14,4 балла. Расчет производится по формуле: 10x1,2x1x1,2= 14,4.
Для стимулирования деятельности студентов преподаватель разрабатывает систему поощрительных баллов, которые учитывают активность студентов на занятии при дополнениях, актуализации, закреплении знаний, при работе в микрогруппах. Сумма поощрительных баллов по каждому модулю обычно устанавливается до 10 — 30% от первоначальной «цены» модуля.
Неправильное дополнение по изученному материалу может быть учтено небольшими штрафными баллами, например «-1». Но нецелесообразно вводить штрафные баллы при закреплении нового материала. Неудачное выступление в таком случае следует оценивать как «О» баллов.
В конце семестра преподаватель суммирует все полученные студентом баллы и получает по нему обобщенный балл.
Шестая процедура — инструктаж студентов по технике рейтингового контроля. В содержание инструкции включается несколько моментов.
- Указывается, какие виды занятий будут проводиться по предмету и каким видом контроля заканчивается изучение дисциплины.
-Устанавливается, какое количество баллов будет служить основанием для допуска к итоговому контролю (зачету или экзамену).
-Дается перечень контрольных «точек» по предмету и сроки их выполнения, а также максимальное и минимальное количество баллов за каждое контрольное задание.
- Выписывается оценочная система за ответы и количество получаемых за это баллов.
- Определяется система поощрительных баллов и штрафных санкций. Указывается, за что студент может получить поощрение или наказание.
- Указывается, что является основанием для зачета или экзамена «автоматом».
- Определяется, в какой форме осуществляется сдача пропущенных контрольных «точек» и с каким поправочным коэффициентом.
- Выдвигается требование: пересдача контрольных «точек» и зачета на повышенную оценку не допускается, а дополнительно написанные рефераты, сообщения учитываются только в случае спорной оценки.
Таким образом, рейтинговая система контроля знаний, умений и навыков студентов позволяет комплексно решить одну из самых актуальных проблем профессиональной школы — проблему адекватного оценивания результатов обучения конкретного студента.