Методика рейтинговой оценки знаний по отдельному предмету

Прежде всего следует заметить, что, во-первых, рейтинговая система невозможна без реализации личностного, деятельност-ного подходов, принципов системности и смысловой организа­ции учебного материала. Во-вторых, составляющими рейтинга служат текущий, итоговый, суммарный контроль. В-третьих, в рейтинге присутствуют разные виды рейтинговой оценки.

Рейтинг студента — сумма баллов, полученная студентом в соответствии с предметно-цикловой рейтинговой технологией.

Накопительный рейтинг — сумма баллов, полученная путем сум­мирования сопоставленных рейтингов по дисциплинам, изучае­мым за определенный период обучения.

Относительный рейтинг —• это накопительный рейтинг, выра­женный в процентах от максимальных баллов. По относительным показателям рейтинга определяют ранг студента, группы, курса, отделения.

Итоговый рейтинг — сумма баллов студента за весь период обу­чения в комплексе, выраженная в абсолютных или относительных показателях. Он является количественным показателем качества обученности и профессиональной подготовленности студентов.

Методика внедрения рейтингового контроля предполагает вы­полнение нескольких взаимосвязанных процедур. Поскольку рей­тинг хорошо укладывается в систему модульного обучения, то самая первая процедура — это деление содержания изуча­емой дисциплины на порции. Такой внутрипредметный блок — это логически завершенная часть учебного материала (тема, не­сколько тем или разделов), предполагающая обязательное прове­дение контрольных мероприятий. В зависимости от объема часов и содержания материала в учебном предмете обычно выделяется от 3 — 5 до 8 —12 модулей (блоков).

Вторая процедура направлена на определение конкрет­ных целей обучения по каждому модулю. Необходимость такой работы определяется тем, что эффективность контроля напрямую зависит от того, какими конкретными знаниями, умениями и на­выками нужно овладеть специалисту при изучении определенной порции материала.

В соответствии с моделью специалиста (квалификационной характеристикой) и содержанием предмета следует установить, какие конкретные знания и умения должен приобрести студент: ориентация системы контроля на конечные цели обучения, за­данные моделью специалиста, составляет один из основных пу­тей оптимизации контроля.

Третья процедура заключается в соотнесении знаний сту­дентов и уровня подготовки. Так, нижний, репродуктивный, уро­вень подготовки требует от студента простого воспроизведения знаний и умений. А более высокий, продуктивный, — выводит студентов на путь творчества. Наличие этих уровней влияет на си­стему максимально и минимально полученных баллов. У студента есть возможность выбора, и в процессе изучения предмета он может перейти от репродуктивного уровня к продуктивному и тем са­мым повысить свой рейтинг.

Для достижения поставленных целей выбираются целесообраз­ные формы и методы обучения.

Четвертая процедура — это разработка системы зада­ний для всех и для каждого студента в отдельности. По каждому модулю (блоку) предмета преподаватель планирует различные виды учебной деятельности, которые студенты должны выполнить при изучении данного модуля. Это решение задач, выполнение лабораторных работ, практических заданий, составление опорных кон­спектов, письменные или устные ответы по теории и др. Система заданий позволяет структурировать наличие так называемых кон­трольных точек в текущем, рубежном и итоговом контроле, а также учесть уровни подготовки. Здесь преподаватель должен уйти от так называемых пассивных заданий. Например, посещаемость заня­тий, наличие записей, количество опозданий не являются рей-тинговыми показателями, так как позволяют студенту при мини­мальных затратах нередко набрать значительную сумму баллов.

Пятая процедура касается расчета рейтинговых показа­телей. Выполнение каждого вида деятельности и модуль в целом оцениваются в баллах. При этом устанавливаются границы макси­мального и минимального количества баллов рейтинга, которые может заработать студент, чтобы его работа была зачтена.

Распределение баллов по видам контроля определяется специ­фикой дисциплины, ее целями и сроками изучения. Наиболее простая методика расчета баллов, когда за основу в суммарном и частном рейтинге принимается число часов, отведенных на дис­циплину по учебному плану. Например, по учебному плану в се­местре на дисциплину отводится 80 часов: лекции — 32 часа, прак­тические/семинарские занятия — 32 часа, самостоятельная (ин­дивидуальная) работа — 16 часов. Значит, максимальное количе­ство баллов (максимальный рейтинг студента) составит 80 баллов. А минимальное количество баллов определяется исходя из ниж­него уровня усвоения знаний — 55 — 60 % от максимального балла (в традиционной пятибалльной системе оценка «3» составляет 60 % от «5»). В рассматриваемом примере нижняя граница минималь­ных баллов может составить 44 балла (при 55 % от максимума). Рейтинговый контроль проводится по 10-балльной, 20-балльной, 25-балльной системе. Таким образом решается вопрос о расшире­нии границ объективности выставленной оценки. Но хотя рей-тинговый контроль и позволяет расширить границы традицион­ной 4-балльной системы (у нас — 5-балльной), однако стереотип восприятия оценки заставляет педагога при разработке рейтинго-вой шкалы оценки учебной деятельности переводить рейтинго-вые баллы в традиционные оценки. Так, при 25-балльной системе таблица перевода будет (по Г.Ю.Капустиной, Г.В.Смирновой) выглядеть следующим образом:

25 -балльная шкала   Обученность   5 -балльная шкала  
1 балл (слабо) 2—4 балла (посредственно) 5—9 баллов (удовлетворительно) 10—16 баллов (хорошо) 17 — 25 баллов (отлично)   До 4% От5до 16% От 17 до 36% От 37 до 64 % От 65 до 100%   1 балл (слабо) 2 балла (посредственно) 3 балла (удовлетворительно) 4 балла (хорошо) 5 баллов (отлично)  

В семестре студент выполняет все запланированные задания (контрольную работу, реферат, тест...) и за каждый из них полу­чает какой-либо балл. В пределах одного контрольного мероприя­тия количество баллов не должно превышать 9—11. Если рейтинг только вводится, то диапазон оценок может колебаться в преде­лах 5—6 баллов. Однако преподавателю важно высчитать так на­зываемую «стоимость» задания. Она выводится по принципу: от наименее трудного к наиболее трудоемкому. Трудоемкость зада­ния определяется необходимым для его выполнения уровнем обу-ченности.

Значение минимально трудоемкого измерителя задается следу­ющим образом: сначала выбирается шаг шкалы стоимостей (на­пример, шаг = 0,1), после этого определяется наиболее вероятное число студентов (например, 30 человек); стоимость наименее тру­доемкого измерителя определяется путем умножения шага на число студентов, т.е. 0,1x30 = 3. Значит, стоимость минимально трудо­емкого задания составляет 3 балла.

В практике чаще всего используется вариант, когда все задания оцениваются одинаково, без учета их сложности и объема. Однако для активизации учебной работы студентов можно использовать систему примерных поправочных коэффициентов для оценки за­даний.

Сложность за­дания   К1    
Повышенная   1,2    
Нормальная   1,0    
Минимальная   0,8    
Качество выпол­нения задания   К2    
Отличное   1,0    
Хорошее   0,8    
Удовлетвори-        
тельное   0,6    
Срок сдачи задания   КЗ  
Досрочно Верок Неделя после срока Две недели после срока   1,2 1,0 0,9 0,8  
         

Если студент при 10-балльной системе оценивания выполнил задание повышенной сложности, имеющее первоначальную «цену» 10 баллов, то в итоге он получит 14,4 балла. Расчет производится по формуле: 10x1,2x1x1,2= 14,4.

Для стимулирования деятельности студентов преподаватель разрабатывает систему поощрительных баллов, которые учитыва­ют активность студентов на занятии при дополнениях, актуализа­ции, закреплении знаний, при работе в микрогруппах. Сумма по­ощрительных баллов по каждому модулю обычно устанавливается до 10 — 30% от первоначальной «цены» модуля.

Неправильное дополнение по изученному материалу может быть учтено небольшими штрафными баллами, например «-1». Но не­целесообразно вводить штрафные баллы при закреплении нового материала. Неудачное выступление в таком случае следует оцени­вать как «О» баллов.

В конце семестра преподаватель суммирует все полученные сту­дентом баллы и получает по нему обобщенный балл.

Шестая процедура — инструктаж студентов по технике рейтингового контроля. В содержание инструкции включается не­сколько моментов.

- Указывается, какие виды занятий будут проводиться по пред­мету и каким видом контроля заканчивается изучение дисцип­лины.

-Устанавливается, какое количество баллов будет служить ос­нованием для допуска к итоговому контролю (зачету или экза­мену).

-Дается перечень контрольных «точек» по предмету и сроки их выполнения, а также максимальное и минимальное количество баллов за каждое контрольное задание.

- Выписывается оценочная система за ответы и количество по­лучаемых за это баллов.

- Определяется система поощрительных баллов и штрафных санкций. Указывается, за что студент может получить поощрение или наказание.

- Указывается, что является основанием для зачета или экза­мена «автоматом».

- Определяется, в какой форме осуществляется сдача пропу­щенных контрольных «точек» и с каким поправочным коэффи­циентом.

- Выдвигается требование: пересдача контрольных «точек» и зачета на повышенную оценку не допускается, а дополнительно написанные рефераты, сообщения учитываются только в случае спорной оценки.

Таким образом, рейтинговая система контроля знаний, уме­ний и навыков студентов позволяет комплексно решить одну из самых актуальных проблем профессиональной школы — пробле­му адекватного оценивания результатов обучения конкретного сту­дента.

Наши рекомендации