Источник: Елена Рахманова 45 занятий для подготовки руки к письму.
Готовим ребенка к школе: графические диктанты
Поступление в школу – важный этап в жизни будущего школьника и их родителей. Родителям важно подготовить руку к письму, развить мелкую моторику рук, точные движения. Подготовка к школьному обучению не ограничивается развитием мелкой моторики рук, но является важной составляющей. Графические диктанты для дошкольников помогают не только подготовить руку ребенка к письму, но и предотвратить некоторые трудности в обучении. Такие как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость и невнимательность. Регулярные занятия по выполнению ребенком графических диктантов формируют у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, координацию движений, усидчивость, переключаемость и распределение внимания.
Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Графические диктанты выполняются следующим образом. Для начала, скажите ребенку, что вы сейчас будете выполнять задание, чтобы подготовить его к школе, для того, чтобы у него были умелые пальчики, хорошо писали и малыш хорошо учился. Для начала, целесообразно выполнить пальчиковую гимнастику: размять пальчики.
Про капустку.
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмем, жмем.
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке,
Раздает она орешки:
Мишке толстопятому,
заиньке усатому,
лисичке-сестричке,
Воробью, синичке.
Кому в роток, кому в зобок,
А кому – в лапочку.
Графические диктанты дополняются чистоговорками, заучиванием стихотворений, скороговорками, дополнительной информацией энциклопедического характера. Если вы, к примеру, решили выполнить графический диктант «крокодил». Подберите заранее информацию об этом земноводном. Расскажите, где он обитает, что крокодилы не живут в морской соленой воде, о том, что они – хищники. как появляются на свет крокодильчики (из яиц), которые крокодилиха зарывает в теплом песке. Прочтите с ребенком детские произведения Р.Киплинга «Почему у слона длинный хобот», К.И.Чуковского «Мойдодыр» или другие. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, четкую, грамотную речь, пополняет свой словарный запас, научится контролировать нажим, работать в тетради чисто.
Для занятий необходима тетрадь в крупную клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок всегда мог исправить неправильно проведенную линию. Почему лучше работать в тетради в крупную клетку? Для того, чтобы не перенапрягать зрение. Непременно обратите внимание ребенка на правильную посадку при письме. На то, что спина должна быть ровной, локоть должен лежать на рабочем столе, а тетрадь под небольшим наклоном.
Взрослый читает инструкцию, а ребенок выполняет её. Например: 1 клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка влево, 3 клетки вниз.
Во время занятий важен положительный эмоциональный фон и доброжелательное отношение взрослого. Поддерживайте ребенка в выполнении заданий, подбадривайте. Взрослому важно сформировать стойкий интерес к выполнению таких заданий. Никогда не сравнивайте малыша. Не говорите ребенку, что у кого-то получается лучше. Дайте возможность ребенку развиваться, хвалите его за его успехи!
Материалы подготовлены педагогом-психологом Н.О.Томиловой
Источник: Елена Рахманова 45 занятий для подготовки руки к письму.