Производства в суде надзорной инстанции

Право обжалования вступивших в законную силу приговора, опре­деления или постановления суда принадлежит подозреваемому, об­виняемому, осужденному, оправданному, их защитникам или за­конным представителям, потерпевшему, его представителю, а также прокурору.

Гражданский истец, гражданский ответчик или их представите­ли вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касаю­щейся гражданского иска1.

Жалобы (ходатайства) иных физических и юридических лиц о пересмотре в порядке надзора вступивших в законную силу судеб-

1 Настоящие положения ст. 402 УПК РФ признаны не соответствующими Кон­ституции Российской Федерации в той части, в какой они не позволяют обжа­ловать решения суда в порядке надзора лицам, к которым применены принуди­тельные меры медицинского характера. См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. по делу о проверке конститу­ционности ряда положений ст. 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголов­но-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граж­дан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева // Российская газета. 2007. 28 ноября.

III. Производство в судебных стадиях

ных решений, поступившие в суд надзорной инстанции, рассмотре­нию не подлежат и возвращаются заявителям с разъяснением им уголовно-процессуального законодательства1.

Ходатайство прокурора о проверке указанных решений именует­ся надзорным представлением, а ходатайства остальных участников уголовного процесса — надзорными жалобами (ст. 402 УПК РФ).

Надзорное представление— процессуальный документ, в кото­ром прокурор, поддерживавший обвинение в суде, или вышестоя­щий прокурор обосновывают необходимость пересмотра (проверки) того или иного судебного решения, вступившего в законную силу.

Надзорная жалоба— процессуальный документ, в котором один из участников, указанных в ч. 1 ст. 402 УПК РФ, за исключением прокурора (государственного обвинителя), обосновывает незакон­ность, необоснованность или несправедливость того или иного су­дебного решения, вступившего в законную силу.

Суды надзорной инстанции перечислены в ст. 403 УПК РФ.

Их система имеет сложный характер в силу того, что она зависит:

а) от уровня нижестоящего суда;

б) характера и содержания обжалуемого решения и т.д. В порядке судебного надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи; приговор, опреде­ление и постановление районного суда; кассационное определение судов областного звена — в президиум соответствующего суда обла­стного звена;

2) судебные решения:

а) указанные в п. 1 ст. 403, если они были обжалованы в поряд­ке судебного надзора в президиум судов областного звена (уровня);

б) в виде приговора, определения, постановления судов областно­го звена, если указанные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке;

в) в виде постановления президиума судов областного звена — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного воен­ного суда; кассационное определение окружного (флотского) воен­ного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения:

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. «О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции» // Российская газета. 2007. 20 января.

30. Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)

а) указанные в п. 3 ст. 403, если они были обжалованы в поряд­ке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда;

б) в виде приговора, определения и постановления окружного (флотского) военного суда, если они не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке;

в) в виде постановления президиума окружного (флотского) во­енного суда —в Военную коллегию Верховного Суда Российской Фе­дерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Рос­сийской Федерации; приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда или Военной коллегии Верхов­ного Суда Российской Федерации; постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, судами надзорной инстанции являются:

1) президиумы судов областного звена и окружных (флотских) военных судов;

2) Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

3) Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба или представление должны отвечать требова­ниям, установленным ст. 375 УПК РФ, т.е. эти уголовно-процессуальные документы должны отвечать требованиям, предъяв­ляемым к апелляционным и кассационным жалобам или представ­лениям.

В отличие от апелляционных и кассационных жалоб и представле­ний, они направляются непосредственнов суд надзорной инстанции.

К надзорным жалобам или представлению обязательно прила­гаются:

1) копия судебного решения, которое обжалуется;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстан­ции,определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они были вынесены по данному уголовному делу;

3) копии иных процессуальных и других документов, подтвер­ждающих, по мнению заявителя, в необходимых случаях доводы, из­ложенные в надзорных жалобе или представлении (ст. 404 УПК РФ).

В ст. 405 УПК РФ сформулирован абсолютный запрет на поворот к худшемупри пересмотре судебного решения в порядке судебного надзора.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения

II. Производство в судебных стадиях

уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости нака­зания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осуж­денного, а также пересмотр оправдательного приговора или постанов­ления суда о прекращении уголовного дела не допускаются.

Однако впредь до внесения соответствующих изменений и до­полнений в уголовно-процессуальное законодательство допускается ухудшение положения осужденного или оправданного в течение одного года по вступлении судебных решений в законную силу1.

Именно этим решением Конституционного Суда Российской Федерации, а не положениями ст. 405 УПК РФ следует руково­дствоваться в следственной и судебной практике.

Надзорные жалоба или представление должны быть рассмотре­ны судьей суда надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления.

В необходимых случаях судья вправеистребовать любое уголов­ное дело для решения вопроса о судьбе надзорных жалоб.

Уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае, когда:

а) возникают сомнения в законности, обоснованности и спра­ведливости приговора или иного обжалуемого решения;

б) содержащиеся в жалобе или представлении доводы не опро­вергаются доказательствами, приведенными в судебных документах.

Решение о рассмотрении уголовного дела судом надзорной ин­станции без его истребования может быть принято только тогда, когда нарушения, влекущие пересмотр судебного решения, усмат­риваются из судебных документов и иных материалов, прилагаемых к жалобе или представлению, в частности:

а) рассмотрение дела незаконным составом суда;

б) осуждение лица, не достигшего возраста, с которого наступа­ет уголовная ответственность;

в) истечение срока давности уголовного преследования и т.п.2 По результатам изучения надзорных жалобы или представления

судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представ­ления;

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. по делу о проверке конституционности статьи 405 Уголовно-процессуального ко­декса Российской Федерации в связи с запросом Курганского областного суда, жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, произ­водственно-технического кооператива «Содействие», общества с ограниченной ответственностью «Карелия» и ряда граждан // Российская газета. 2005. 20 мая.

2 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г.

30. Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзор­ных жалоб или представления на рассмотрение суда надзорной ин­станции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Председатель суда областного звена, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители вправе не согласить­ся с решением судьиоб отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представления. В этом случае они отменяют такое решение и выносят постановление о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции для принятия соответствующего решения (ст. 406 УПК РФ).

Таким образом, предварительное надзорное производство по жалобе или представлению осуществляется в два этапа:

1) при рассмотрении жалобы судьей суда надзорной инстанции;

2) при проверке законности и обоснованности постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы правомочнымидолжностными лицами, указанными в ч. 4 ст. 406.

В связи с этим надзорные жалоба или представление могут быть приняты к производству судьей вышестоящего суда лишь в тех слу­чаях, когда:

а) постановлением судьи нижестоящего суда надзорной инстан­ции в удовлетворении жалобы или представления отказано, и пред­седатель или его заместитель, проверив это решение, согласились с постановлением судьи;

б) состоялось решение этого суда, вынесенное в порядке, уста­новленном ст. 407 и 408 УПК РФ1.

Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной ин­станции урегулирован ст. 407.

Надзорные жалоба или представление подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции областного звена в судебном заседаниине позднее 15 суток, а Верховным Судом Российской Федерации — не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения судьей суда надзорной инстанции.

О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402, в том числе гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, если жалоба или представление затрагивают их гражданско-правовые интересы.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осу­жденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затронуты жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом.

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января

2007 г.

II. Производство в судебных стадиях

Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума суда областного звена, членом Президиума Верховного Суда Российской Федерации или дру­гим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголов­ного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание принятых по уголовному делу решений, мотивы надзорных жалобы или представления и постановления о возбуждении заседания в суде надзорного производства.

Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем слово предоставляется прокурору для поддержания вне­сенного им надзорного представления.

Явившиеся в судебное заседание участники уголовного процесса вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиумы судов выносят постановление,а Судебная коллегия по уголовным де­лам Верховного Суда Российской Федерации выносит определение.

Решение об отмене или изменении обжалуемого судебного ре­шения принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются от­клоненными, за исключением случаев, связанных с решением во­проса о смертной казни.

При рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации надзорных жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и замене ее более мягким наказанием считаются удовлетво­ренными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума.

Согласно ст. 408 по результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетво­рения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

30. Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на но­вое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановле­ние суда.

В случаях, предусмотренных п. 2—6 ч. 1 ст. 408, суд надзорной инстанции обязан указать на конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со ст. 409 УПК РФ.

К надзорным определению или постановлению предъявляются такие же требования, что и к кассационному определению (ст. 388 УПК РФ).

Определение суда надзорной инстанции подписывается всем со­ставом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума.

Все процессуальные документы надзорного производства при­общаются к уголовному делу постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находилось уголовное дело, или постановлением председателя суда тогда, когда судебное засе­дание назначено по его постановлению.

В основе перечисленных решений суда надзорной инстанции на­ходятся не только жалоба или представление и материалы уголовного дела, истребование которого в этом случае является обязательным, но и дополнительно представленные сторонами документы.

Изменение приговора и последующих судебных решений или их отмена с последующим прекращением уголовного дела на основа­нии дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда достоверность подтверждаемых ими фактов не нуж­дается в проверке судом первой инстанции.

Дополнительные материалы подлежат оценке в совокупности с имеющимися в уголовном деле доказательствами и наряду с ними могут быть положены в основу решения только об отмене пригово­ра, определения и постановления суда с возвращением уголовного дела прокурору либо передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой или второй инстанции.

Таким образом, суд надзорной инстанции по ходатайству сторо­ны или по собственной инициативе вправе отменить состоявшиеся судебные решения и возвратить уголовное дело соответствующему прокурору в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 237 УПК РФ1.

1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г.

II. Производство в судебных стадиях

При принятии решения суд надзорной инстанции руководству­ется основаниями к отмене или изменению судебного решения, ко­торые тождественны апелляционным и кассационным основаниям, предусмотренным ст. 379 УПК РФ (ст. 409).

Судебные решения нижестоящих судов подлежат отмене или изменению, если суд надзорной инстанции признает, что:

1) определение или постановление суда первой инстанции неза­конны или необоснованны;

2) решения вышестоящего суда необоснованно оставляют без изменения, отменяют или изменяют предшествующие приговор, определение или постановление по уголовному делу;

3) определение или постановление суда вынесены с нарушением требований процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на их правильность.

Устранение обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 247 УПК РФ, яв­ляется основанием для отмены решения нижестоящего суда (ст. 409).

Однако полномочия суда надзорной инстанции не безграничны.

Эти пределы установлены ст. 410 УПК РФ.

При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказа­ние или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении.

Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзор­ной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращает­ся данное уголовное дело.

В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано не­сколько лиц, суд не вправе отменить решения в отношении тех лиц, интересов которых не касались принесенные жалобы, если отмена этих решений может ухудшить их положение.

При направлении дела на новое судебное разбирательство или заседание суд надзорной инстанции вправе дать указания ниже­стоящим судам. Эти указания суда надзорной инстанции обязатель­ны для исполнения, однако они не должны предрешать выводы нижестоящего суда, связанные с внутренним убеждением судей.

30. Производство в порядке судебного надзора (надзорное производство)

Суд надзорной инстанции (как и суд кассационной инстанции) при рассмотрении уголовного дела не вправе:

1) устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им;

2) предрешать вопросы о доказанности или недоказанности об­винения, достоверности или недостоверности того или иного дока­зательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

3) принимать решения о применении судами первой, апелляци­онной, кассационной или надзорной инстанций того или иного уголовного закона и о мере наказания.

После отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции уголовное дело подлежит рассмотре­нию в порядке, установленном соответственно главами 33—40, 42 и 45 УПК РФ.

Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела, может быть обжалован в общем по­рядке, установленном главами 43—45 (ст. 411 УПК РФ).

Внесение повторных надзорных жалоб и представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается.

Если из повторных жалоб усматриваются основания для отмены или изменения судебного решения, то должностные лица, указан­ные в ч. 4 ст. 406, в пределах своей компетенции могут отменить постановление судьи, возбудить рассмотрение дела в судебном засе­дании и передать жалобу или представление в суд надзорной ин­станции для принятия соответствующего решения1.

Надзорные жалоба или представление на приговор, определение или постановление суда, вынесенные после отмены предыдущих решений в кассационном порядке или в порядке надзора, могут быть внесены в общем порядке независимо от мотивов, по которым были отменены первоначальные решения суда (ст. 412 УПК РФ).

Уяснение природы, сущности и содержания надзорного произ­водства упрощается при рассмотрении его соотношения с кассаци­онным производством.

Наши рекомендации