Определение ведущего полушария различными методами
Согласно традиционным взглядам, у взрослых людей (правшей) левое полушарие считается главным. Оно управляет движениями главной – правой руки и речью. Более ста лет назад английский невролог Х.Джексон высказал предположение, что правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого, которое управляет речью и связанными с ней процессами. Лауреат Нобелевской премии Р.Сперри (США) однажды рискнул в лечебных целях рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и не всегда понимают друг друга. Человек, у которого отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие знаки, но оказывался беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало только правое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить".
В связи с этим можно говорить о разной организации интеллектуальных процессов у людей с разным ведущим полушарием:
Особенности левополушарного интеллекта:
· Это речевой интеллект.
· Логик ( классифицирует по существенным признакам).
· Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).
· Легко выявляет причинно-следственные связи.
· Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.
· Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.
· Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.
Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.
«Левополушарные» в основном мужчины, что имеет, по всей видимости, определенный биологический смысл.
Особенности правополушарного интеллекта.
· Этот тип интеллекта намного глубже.
· Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.
· Это мышление поисковое, творческое.
· Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.
· Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).
· Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).
"Правополушарные" люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке. Правополушарные люди – цвет нации, они имеют высокие творческие способности. «Правополушарные» – преимущественно женщины,
Межполушарные различия у новорожденных не сформированы и являются результатом развития в процессе онтогенеза, поэтому если эти различия, не носят клинического характера, они могут иметь принципиальные значение при организации, например, процесса обучения, так как при решении различных гностических задач люди с различным состоянием полушарий будут воспринимать, а значит и решать задачу совершенно по разному. Поэтому применение одинаковых методов и предъявление ко всем одинаковых требований не всегда оправдано, так как это будет ставить некоторых людей (детей) в ситуацию, при которой они объективно не способны будут решить или даже понять стоящую перед ними задачу и в лучшем случае игнорируют её (как студенты лекцию).
В этой связи определение доминантного полушария может иметь решающее значение для построения адекватного возможностям обучаемого учебного процесса, и получения наилучшего учебного результата.