Программа профилактики профессионального выгорания педагога
Программа содержит курс занятий, способствующих эмоциональной стабильности педагога, творческому и профессиональному росту.
Современное общество предъявляет немало требований к личностным и профессиональным качествам современного педагога. Среди них одно из самых важных – высокий уровень его профессионального здоровья, как основа профессиональной компетентности.
Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности [4].
Педагогическая профессия наряду с профессиями авиадиспетчера, пожарного или спасателя входит в десятку профессий риска по эмоциональным нагрузкам. Это связано с тем, что в силу особенностей детской психики ребенок, в первую очередь, воспринимает и усваивает эмоционально окрашенную информацию. А это требует от педагога постоянной экспрессии, что резко повышает не только физическую, но и психическую нагрузку. В связи с этим отмечается значительное увеличение доли педагогов со сниженным уровнем адаптации.
Среди причин, негативно влияющих на профессиональное здоровье педагога, можно выделить следующие:
повышенная продолжительность рабочего времени, высокая напряженность многоаспектной профессиональной деятельности;
жесткие требования к психическим процессам (вниманию, памяти, мышлению);
высокая степень психофизиологического напряжения и, как следствие, значительное психоэмоциональное перенапряжение в течение достаточно длительного периода и др. [3].
А ведь потенциал здоровья педагога не менее важен, чем его специальная подготовка и профессиональные качества. Низкий уровень его здоровья снижает эффективность результатов его труда и продолжительность его профессионального возраста.
Поэтому собственное здоровье и отношение к здоровью педагога должно всегда соответствовать тем требованиям, которые он предъявляет к своим воспитанникам, ученикам.
И единственным средством убеждения детей и нейтрализации того негативного, что ребенок видит и слышит в жизни, может быть только здоровая личность педагога.
Демонстрируя основные признаки эмоционально здорового человека, формируя мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружения, участвуя в деятельности по сохранению здоровья и т.д., педагог помогает в создании необходимого нравственного образа, на котором будет строиться и основываться будущая жизнь ребенка.
Чтобы определить основные этапы в оздоровлении педагогов, необходимо кратко остановиться на особенностях труда педагога.
К аковы существуют особенности труда воспитателя детского дома и педагога вообще в настоящее время?
1. В отличие от большинства трудящихся, имеющих два выходных дня в неделю и длительные каникулы и праздники, воспитатели детского дома имеют один и из-за графика работы и круглосуточного пребывания детей не имеют длительных праздничных выходных.
Однако и в выходные дни 60% педагогов занимаются своей работой. Субъективно все педагоги отмечают значительную усталость, частую головную боль, расстройства сна, особенно в конце рабочего года.
2. Творческий характер деятельности педагога и его эмоциональное возбуждение требует постоянного самоконтроля и напряжения внимания.
3. Наблюдается постоянная нагрузка на голосовой аппарат.
Учитывая сказанное, весьма актуальным является комплексный анализ состояния уровня профессионального выгорания педагога.
Для предотвращения проблем со здоровьем педагогу необходимо иметь представление о возможности профессионального истощения, деформации личности, профессионального выгорания.
Феномен истощения педагогов изучается различными учеными. Так, немецкими исследователями Бушка (Buchka) и Хаккенберг (Hackenberg) (1987) составлен перечень симптомов истощения, представленный в трех категориях:
1. ^ Физическое истощение: дефицит энергии, хроническое утомление, слабость, скука, дискомфорт шеи и плечевой мускулатуры, боль в спине, изменения веса тела, повышенная восприимчивость к простуде и вирусной инфекции, бессонница, кошмарные сны, повышенный прием лекарств в целях предотвращения физического истощения.
2. ^ Эмоциональное истощение: чувство подавленности, отсутствие надежды на помощь, несдерживаемый плач, отказ механизма, контролирующего эмоции, чувство разочарования, эмоциональной опустошенности, отчаяния и одиночества, раздражительность, потеря веры в себя.
3. ^ Духовное истощение: негативная установка к себе, к работе, к жизни, дегуманистическая установка по отношению к окружающим (цинизм, презрение, агрессивность), невнимание к себе, чувство неполноценности, несостоятельности, утрата естественных контактов с коллегами [6].
Профессиональная карьера педагога начинается с большого энтузиазма, с далеко идущих целей и часто нереалистичных ожиданий. Спустя некоторое время этот энтузиазм может смениться чувством того, что нет продвижения вперед, что цели, которые были, недостижимы (стагнация и разочарование). И как следствие этого – удовлетворение деятельностью и энтузиазм исполнения служебных обязанностей идут медленно на убыль. Возникает синдром профессионального выгорания.
В чем сущность синдрома профессионального выгорания?
Постоянное пребывание в состоянии напряженности приводит к нервно-психическому и (или) физическому истощению, упадку сил. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании снизить нагрузку, например, уменьшить или формализовать время взаимодействия с воспитанниками, коллегами.
У педагогов, которые работают с детьми, развитие этого синдрома обычно проходит в три стадии.
Первая стадия. На уровне выполнения функцийипроизвольного поведениянаблюдаются забывание каких-либо моментов (например, внесена ли нужная запись в документ, задан ли запланированный вопрос, получен ли ответ и т.п.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
^ Вторая стадия. Происходит снижение интереса к работе и потребности в общении c родными, друзьями; «не хочется видеть» тех, с кем приходится общаться по роду деятельности (воспитанников, коллег); к концу недели нарастает апатия («в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»); появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний), повышается раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
^ Третья стадия- собственно личностное и профессиональное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет [5].
Педагог не может адекватно оценить свое состояние, не обладая достаточной рефлексивной культурой. Поэтому важна своевременная психологическая диагностика, которая позволит выявить существующие и потенциальные проблемы и наметить возможные пути коррекции личностно-профессионального здоровья и развития педагога.
Для выявления профессионального выгорания мы используем экспресс-тест «Профессиональное выгорание» разработка Водопьяновой Н.Е. На основе модели К.Маслак и С. Джексон (приложение 1).
В связи с этим возникла необходимость создании программы психологической помощи педагогам.
Цель программы «Профилактика профессионального выгорания педагога»: повышение психологической компетентности в проблеме профессионального выгорания у педагогов.
Задачи работы по программе:
- содействовать формированию мотивации самопознания педагога;
- способствовать расширению знания о методах и приемах профилактики профессионального выгорания;
- содействовать развитию умения отслеживать свое эмоциональное и профессиональное состояние;
- содействовать развитию навыка конструктивного реагирования на проявление негативных эмоций;
- обучать приемам саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения;
- содействовать развитию навыка рефлексии профессиональной деятельности.
Занятия целесообразно проводить в форме практических занятий с введением элементов тренинга.
Продолжительность реализации программы
Программа рассчитана на 9 недель систематической работы (1 занятие в неделю во время учебного времени или 9 дней во время каникулярного времени), и непосредственное сопровождение всего периода профессиональной деятельности педагогов.
Наполняемость группы
Для оптимальной работы группа должна состоять не более чем из 10-15 человек.