Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» постатейный, 5-е изд., перераб. и доп. Проспект. 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»

Специальность 021100 - Юриспруденция

СТАВРОПОЛЬ

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

Университета

Уголовно-процессуальное право: учебно-методическое пособие / сост.: Е.Л. Рубачева, Н.В. Сарычева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и включает вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и методические рекомендации для подготовки к ним; перечень вопросов для самоподготовки к экзаменам.

Составители:

Е.Л. Рубачева, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного процесса,

криминалистики и защиты прав человека

Н.В. Сарычева,ассистент кафедры уголовного процесса,

криминалистики и защиты прав человека

Рецензенты:

Г.И. Чечель, профессор, доктор юрид. наук,

заслуженный юрист Российской Федерации

Р.В. Жиров,зам. прокурора Ленинского района г. Ставрополя

© Издательство Ставропольского

государственного университета, 2011

Пояснительная записка

Знание об уголовно - процессуальной деятельности государственных органов и иных участников позволяет изучающим быть в курсе современных ответственейших судопроизводственных процессов, а также разговаривать на одном языке с органами суда, прокуратуры, следствия, милиции и другими правоохранительными органами России.

Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» введет Вас в одну из отраслей знаний права, которые предусмотрены в различных объемах в юриди­ческих Вузах и факультетах России. Эта дисциплина дает Вам сведения об уголовно-процессуальной деятельности органов суда, прокуратуры, следствия и дознания; о законах и подзаконных актах, регулирующих их деятельность. Уголовный процесс - один из юридических предметов, базисом которого яв­ляются, в основном, федеральные законы и другие положения, прошедшие эпохальные испытания. Уголовно-процессуальные институты: о задержании подозреваемых, поводы и основания для возбуждения уголовного дела; о функции судебно-следственных и прокурорских органов, а также о направле­нии и объеме деятельности выполняющих дознание, о присяжных заседате­лях и защите в уголовном судопроизводстве, прошли кардинальное рефор­мирование еще во второй половине XIX века, после отмены крепостного пра­ва в России. Сторонником уголовно-процессуальных новелл в Уставе уго­ловного судопроизводства (прежнее название УПК) был известный в России (вторая половина XIX -начало XX веков) ученый-юрист, литературовед А.Ф. Кони.

Закономерно, что настоящий период реформ в России потребовал восстановления в уголовном процессе института о судах присяжных заседате­лей - 1993 г., о мировых судьях - 2000г. Все это позволяет с уважением гово­рить о доктринально-правовом базисе предмета, который предстоит изучать, - изучая, увеличивать мировоззрение, познавать интересную социальную практику уголовно-процессуальной деятельности ретроспективного и совре­менного уровня правового становления России.

Уголовный процесс детально урегулирован в законе. УПК РФ, вступивший, в основном, в силу с 1 июля 2002 г., состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 477 статей (фактически 476 статей, т.к. 473 статья признана законом от 4 июля 2003 года № 92-ФЗ утратившей силу). Каждая из структурных час­тей кодекса имеет свою направленность и место в урегулировании уголовно-процессуальных отношений. Это обстоятельство требует не только их - зна­ния, но и главное - правильного понимания уголовно-процессуальных норм, ибо разночтение норм приводит к ошибкам, которые нередко легализуются в необратимые социальные процессы. Негативные исторические финалы из­вестны. Неслучайно ему дано название - уголовный - образно говоря, "не сносить головы!". Поэтому его изучение, знание приносит не только мировоз­зренческое удовлетворение, но и поможет быть защищенным от социальных катаклизмов.

Рекомендованная для изучения предмета литература может иметь некоторые разночтения с новыми законами. Динамика времени и техника выхо­да в свет многое объясняет. В целом она же приемлема для самоподготовки. Целесообразно при подготовке к аудиторным занятиям использовать юриди­ческие и иные словари. Юрист должен быть вооружен семантическим зна­нием слов. Следует иметь в виду, что изучение Дисциплины не должно пред­ставляться и ограничиваться строгим посещением регламентных аудиторных занятий (лекций, семинаров и т.д.). Самостоятельная работа с нормативны­ми и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Предлагаемые в настоящей работе информативно-методические аспек­ты изучения к каждому семинарскому и иному занятию рассчитаны на сту­денческую аудиторию, посвятившую себя юриспруденции и ее уголовно-судопроизводственной отрасли.

Студенты всех форм обучения (очной, заочной) обязаны написать курсовую работу по одной из тем по уголовному процессу. Заканчивается изучение дисциплины уголовный процесс сдачей экзаме­на по всему курсу.

Пособие по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» соответствует делению уголовного процесса на Общую и Особенную части, учитывает произошедшие в последние годы изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Основные понятия дисциплины:участники уголовного процесса, доказывание и доказательства, меры принуждения, мера пресечения, ходатайства, сроки, жалобы, реабилитация, возбуждение уголовного дела, следственные действия, судебное разбирательство, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, приговор, вердикт.

Новые реалии общественного производства, активное вхождение России в глобальную мировую систему, в том числе и в мировое образовательное пространство, требуют изменения методологии образовательного процесса, пересмотра критериев качества образования. Адекватным ответом политике государства в сфере высшего профессионального образования может стать переход от профессионально-квалификационного подхода подготовки специалистов к компетентностному подходу, при котором критерием качества образования будет признана профессиональная компетентность выпускника вуза.

Общепрофессиональные цели дисциплины «Уголовно-процессуальное право» включают такие компетенции как:

1) коммуникативная компетенция – научить студента устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.

2) социально-политическая компетенция – научить студента быть готовым принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение адекватно оценивать ситуацию и изменять принятое решение, умение работать в команде и одновременно проявлять качества лидера в профессиональной и учебно-познавательной деятельности, готовность и умение взаимодействовать с другими людьми в группе, коллективе, с партнерами и оппонентами.

3) социально-правовая компетенция – обучить студента правам и обязанностям граждан (участников уголовного процесса), знаниям нормативно-правовой базы, умениям применять и анализировать правовые нормы.

4) социально-психологическая компетенция – развивать у студента способность к самоанализу, естественному владение механизмами обратной связи (децентрацией, идентификацией, эмпатией, рефлексией), оставаться позитивными по отношению ко всем коммуникантам. Понимать стили взаимодействия и менять свое поведение в зависимости от ситуации.

Задачи,решаемые в процессе преподавания дисциплины «Уголовно-процессуальное право»:

1) теоретическая задача – изучить со студентами такие проблемы уголовно-процессуального права как предмет науки уголовного процесса, методы, источники, нормы, правоотношения уголовно-процессуального права.

2) практическая задача – сформировать у студента умения применять теоретические знания на практике (составлять ходатайства и жалобы, проводить следственные действия, участвовать в судебном разбирательстве, подавать кассационные, апелляционные жалобы).

3) воспитательная задача – развивать у студента законопослушность, культуру межнационального общения, активную гражданскую позицию.

Содержание дисциплины учит студента логически выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно владеть понятиями уголовно-процессуального права.

По итогам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право», студенты очной, заочной формы обучения сдают экзамен.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия проводятся, как правило, по всем темам курса уголовного процесса России в объеме учебного плана.

Подготовка студента к семинарскому занятию предполагает изучение и усвоение им темы, выносимой для обсуждения на групповом занятии. В этих целях необходимо про­анализировать соответствующие положения Конституции РФ, уголовно-процессуальное и иное рекомендованное законодательство к занятию, и подза­конные акты (УПК, Указы, Указания, Постановления, приказы и т.д.; учебную и монографическую литературу, информационно-методические ре­комендации к изучению тем курса, названных в настоящей работе).

Анализ законов и иных актов, а также использование их положений в процессе освещения отвечающим вопросов темы семинарского и иного заня­тия является обязательным.

Основная литература ко всем темам

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г.

3.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1

4.Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1

5.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ

6.Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ

7.Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ

8.Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ

9.Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ

10.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ

11.Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1
12.Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ

13.Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

14.Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 № 113-ФЗ

Учебники, учебные пособия

1.Божьев В.П. Уголовный процесс. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов. М., Юрайт. 2009.

Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» постатейный, 5-е изд., перераб. и доп. Проспект. 2009.

3.Лебедев В.М., Божьев В.П. Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу. 6-е издание. М., Юрайт. 2010.

4.Лебедев В.М. Практика применения уголовно-процессуального кодекса. Практическое пособие. М., Юрайт, 2009.

5.Лупинская П.А. Уголовно-процессульное право. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов. М., 2009.

6.Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Сборник постановлений пленумов Верховного суда по уголовным делам. 5-е изд-е. М., Проспект. 2009.

7.Словарь-комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Смольковой И.В. Юрлитинформ. 2008.

8.Томин В.Т., Поляков М.П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. 3-е издание. М., Юрайт. 2010.

9.Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. М., Юрайт. 2009.

10.Хохрякова О.С. Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. М., НОРМА. 2009.

Список (дополнительной) литературы приведен к каждой теме занятий.

Наши рекомендации