Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» постатейный, 5-е изд., перераб. и доп. Проспект. 2009
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО»
Специальность 021100 - Юриспруденция
СТАВРОПОЛЬ
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
Университета
Уголовно-процессуальное право: учебно-методическое пособие / сост.: Е.Л. Рубачева, Н.В. Сарычева - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011.
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и включает вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и методические рекомендации для подготовки к ним; перечень вопросов для самоподготовки к экзаменам.
Составители:
Е.Л. Рубачева, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного процесса,
криминалистики и защиты прав человека
Н.В. Сарычева,ассистент кафедры уголовного процесса,
криминалистики и защиты прав человека
Рецензенты:
Г.И. Чечель, профессор, доктор юрид. наук,
заслуженный юрист Российской Федерации
Р.В. Жиров,зам. прокурора Ленинского района г. Ставрополя
© Издательство Ставропольского
государственного университета, 2011
Пояснительная записка
Знание об уголовно - процессуальной деятельности государственных органов и иных участников позволяет изучающим быть в курсе современных ответственейших судопроизводственных процессов, а также разговаривать на одном языке с органами суда, прокуратуры, следствия, милиции и другими правоохранительными органами России.
Изучение дисциплины «Уголовно-процессуальное право» введет Вас в одну из отраслей знаний права, которые предусмотрены в различных объемах в юридических Вузах и факультетах России. Эта дисциплина дает Вам сведения об уголовно-процессуальной деятельности органов суда, прокуратуры, следствия и дознания; о законах и подзаконных актах, регулирующих их деятельность. Уголовный процесс - один из юридических предметов, базисом которого являются, в основном, федеральные законы и другие положения, прошедшие эпохальные испытания. Уголовно-процессуальные институты: о задержании подозреваемых, поводы и основания для возбуждения уголовного дела; о функции судебно-следственных и прокурорских органов, а также о направлении и объеме деятельности выполняющих дознание, о присяжных заседателях и защите в уголовном судопроизводстве, прошли кардинальное реформирование еще во второй половине XIX века, после отмены крепостного права в России. Сторонником уголовно-процессуальных новелл в Уставе уголовного судопроизводства (прежнее название УПК) был известный в России (вторая половина XIX -начало XX веков) ученый-юрист, литературовед А.Ф. Кони.
Закономерно, что настоящий период реформ в России потребовал восстановления в уголовном процессе института о судах присяжных заседателей - 1993 г., о мировых судьях - 2000г. Все это позволяет с уважением говорить о доктринально-правовом базисе предмета, который предстоит изучать, - изучая, увеличивать мировоззрение, познавать интересную социальную практику уголовно-процессуальной деятельности ретроспективного и современного уровня правового становления России.
Уголовный процесс детально урегулирован в законе. УПК РФ, вступивший, в основном, в силу с 1 июля 2002 г., состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 477 статей (фактически 476 статей, т.к. 473 статья признана законом от 4 июля 2003 года № 92-ФЗ утратившей силу). Каждая из структурных частей кодекса имеет свою направленность и место в урегулировании уголовно-процессуальных отношений. Это обстоятельство требует не только их - знания, но и главное - правильного понимания уголовно-процессуальных норм, ибо разночтение норм приводит к ошибкам, которые нередко легализуются в необратимые социальные процессы. Негативные исторические финалы известны. Неслучайно ему дано название - уголовный - образно говоря, "не сносить головы!". Поэтому его изучение, знание приносит не только мировоззренческое удовлетворение, но и поможет быть защищенным от социальных катаклизмов.
Рекомендованная для изучения предмета литература может иметь некоторые разночтения с новыми законами. Динамика времени и техника выхода в свет многое объясняет. В целом она же приемлема для самоподготовки. Целесообразно при подготовке к аудиторным занятиям использовать юридические и иные словари. Юрист должен быть вооружен семантическим знанием слов. Следует иметь в виду, что изучение Дисциплины не должно представляться и ограничиваться строгим посещением регламентных аудиторных занятий (лекций, семинаров и т.д.). Самостоятельная работа с нормативными и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Предлагаемые в настоящей работе информативно-методические аспекты изучения к каждому семинарскому и иному занятию рассчитаны на студенческую аудиторию, посвятившую себя юриспруденции и ее уголовно-судопроизводственной отрасли.
Студенты всех форм обучения (очной, заочной) обязаны написать курсовую работу по одной из тем по уголовному процессу. Заканчивается изучение дисциплины уголовный процесс сдачей экзамена по всему курсу.
Пособие по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» соответствует делению уголовного процесса на Общую и Особенную части, учитывает произошедшие в последние годы изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Основные понятия дисциплины:участники уголовного процесса, доказывание и доказательства, меры принуждения, мера пресечения, ходатайства, сроки, жалобы, реабилитация, возбуждение уголовного дела, следственные действия, судебное разбирательство, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, приговор, вердикт.
Новые реалии общественного производства, активное вхождение России в глобальную мировую систему, в том числе и в мировое образовательное пространство, требуют изменения методологии образовательного процесса, пересмотра критериев качества образования. Адекватным ответом политике государства в сфере высшего профессионального образования может стать переход от профессионально-квалификационного подхода подготовки специалистов к компетентностному подходу, при котором критерием качества образования будет признана профессиональная компетентность выпускника вуза.
Общепрофессиональные цели дисциплины «Уголовно-процессуальное право» включают такие компетенции как:
1) коммуникативная компетенция – научить студента устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми.
2) социально-политическая компетенция – научить студента быть готовым принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение адекватно оценивать ситуацию и изменять принятое решение, умение работать в команде и одновременно проявлять качества лидера в профессиональной и учебно-познавательной деятельности, готовность и умение взаимодействовать с другими людьми в группе, коллективе, с партнерами и оппонентами.
3) социально-правовая компетенция – обучить студента правам и обязанностям граждан (участников уголовного процесса), знаниям нормативно-правовой базы, умениям применять и анализировать правовые нормы.
4) социально-психологическая компетенция – развивать у студента способность к самоанализу, естественному владение механизмами обратной связи (децентрацией, идентификацией, эмпатией, рефлексией), оставаться позитивными по отношению ко всем коммуникантам. Понимать стили взаимодействия и менять свое поведение в зависимости от ситуации.
Задачи,решаемые в процессе преподавания дисциплины «Уголовно-процессуальное право»:
1) теоретическая задача – изучить со студентами такие проблемы уголовно-процессуального права как предмет науки уголовного процесса, методы, источники, нормы, правоотношения уголовно-процессуального права.
2) практическая задача – сформировать у студента умения применять теоретические знания на практике (составлять ходатайства и жалобы, проводить следственные действия, участвовать в судебном разбирательстве, подавать кассационные, апелляционные жалобы).
3) воспитательная задача – развивать у студента законопослушность, культуру межнационального общения, активную гражданскую позицию.
Содержание дисциплины учит студента логически выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно владеть понятиями уголовно-процессуального права.
По итогам изучения дисциплины «Уголовно-процессуальное право», студенты очной, заочной формы обучения сдают экзамен.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия проводятся, как правило, по всем темам курса уголовного процесса России в объеме учебного плана.
Подготовка студента к семинарскому занятию предполагает изучение и усвоение им темы, выносимой для обсуждения на групповом занятии. В этих целях необходимо проанализировать соответствующие положения Конституции РФ, уголовно-процессуальное и иное рекомендованное законодательство к занятию, и подзаконные акты (УПК, Указы, Указания, Постановления, приказы и т.д.; учебную и монографическую литературу, информационно-методические рекомендации к изучению тем курса, названных в настоящей работе).
Анализ законов и иных актов, а также использование их положений в процессе освещения отвечающим вопросов темы семинарского и иного занятия является обязательным.
Основная литература ко всем темам
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г.
3.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1
4.Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1
5.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ
6.Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ
7.Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ
8.Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ
9.Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ
10.Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ
11.Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1
12.Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ
13.Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
14.Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 № 113-ФЗ
Учебники, учебные пособия
1.Божьев В.П. Уголовный процесс. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов. М., Юрайт. 2009.
Калиновский К.Б., Смирнов А.В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации» постатейный, 5-е изд., перераб. и доп. Проспект. 2009.
3.Лебедев В.М., Божьев В.П. Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу. 6-е издание. М., Юрайт. 2010.
4.Лебедев В.М. Практика применения уголовно-процессуального кодекса. Практическое пособие. М., Юрайт, 2009.
5.Лупинская П.А. Уголовно-процессульное право. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов. М., 2009.
6.Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н. Сборник постановлений пленумов Верховного суда по уголовным делам. 5-е изд-е. М., Проспект. 2009.
7.Словарь-комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Смольковой И.В. Юрлитинформ. 2008.
8.Томин В.Т., Поляков М.П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу РФ. 3-е издание. М., Юрайт. 2010.
9.Томин В.Т. Уголовный процесс. Актуальные проблемы теории и практики. М., Юрайт. 2009.
10.Хохрякова О.С. Конституционный суд Российской Федерации. Постановления. Определения. М., НОРМА. 2009.
Список (дополнительной) литературы приведен к каждой теме занятий.