ВВЕДЕНИЕ. Инновационные процессы в образовании
Инновационные процессы в образовании
Учебно-методическое пособие для студентов
Всех форм обучения
Www.msu.ru
Москва - 2012
УДК 37
© Афанасьев В.В. Инновационные процессы в образовании.Учебно-методическое пособие. – М.: МГУ, 2012.
В учебно-методическом пособии изложено основное содержание курса «Инновационные процессы в образовании». Рассмотрены теоретические предпосылки инновационной деятельности преподавателя и содержание и структура инновационной деятельности преподавателя
После каждой темы раздела даны вопросы и тесты, позволяющие студентам контролировать степень усвоения материала.
Рецензенты:
Редактор:
© Московский государственный университет
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... | |
Глава I. Теоретические предпосылки инновационной деятельности……………………………………………………………………. | |
1.1. Общие тенденции развития инновационных процессов………………...... | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля……………………………………………………...... | |
1.2. Инновационность как один из принципов педагогики…………………….. | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля...................................................................................... | |
Глава 2. Содержание и структура инновационной деятельности……………………………………………………………………. | |
2.1.Акмеологический подход к построению модели инновационной деятельности ……………………………………………………... | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля……………………………………………………..... | |
2.2.Операционные компоненты инновационной деятельности ……………………………………………………………………... | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля……………………………………………………….. | |
2.3.Методы диагностики готовности к инновационной деятельности………………………………………………………………………. | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля……………………………………………………….. | |
2.4.Психологические барьеры в инновационной деятельности ……………………………………………………………………... | |
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….. | |
Тесты для самоконтроля……………………………………………………….. | |
Итоговый тест…………………………………………………………………..... | |
Литература………………………………………………………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
Как пишут современные ученые и практики В.П. Кваша, Н.В. Коноплина, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Л.С. Подымов, Е.С. Полат коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для демократизации, гуманизации и обновления системы управления образованием.
Преподаватель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований образования и общества требуют от педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) педагогической деятельности. В этой связи, по мнению В.А. Сластенина и Л.С. Подымова обнаружились противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности преподавателя и современными потребностями образовательных учреждений и общества в педагоге-новаторе с творческим, научно-педагогическим мышлением.
Как известно в настоящее время развивается новая область научного знания - педагогическая инноватика. Изменения в содержании и организации деятельности учебных заведений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагога.
Термин «инновационная педагогика» и соответствующее направление научных исследований появились в Западной Европе и США еще в середине 60-х годов. В нашей же стране только в течение последних трех лет созданы Центр и Институт педагогических инноваций.
Во второй половине 80-х годов возникли новые направления исследований педагогической деятельности как творческого процесса и педагогической инноватики, дающие основания для анализа становления и развития проблемы инновационной деятельности педагога. Общие и специфические особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности исследуются в 60-80-х гг. в трудах Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кондратенкова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.С. Сухобской, Л.М.Фридмана, А.И. Щербакова и др.
В новых исследованиях инновационных процессов в образовании выдвигается ряд проблем теоретико-методологического характера, относящихся к инновациям и творческой педагогической деятельности педагога (критерии оценки нового, традиции и инновации, специфика инновационного цикла, отношение преподавателя к инновациям и др.). Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, Т.И. Шамовой, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Для отечественной педагогики традиционны исследования инновационной деятельности с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта (А.А. Арламов, Ю.К. Бабанский, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьев, А.М. Гельмонт, В.И. Гусев, В.И. Журавлев, П.И. Карташов, В.Ю. Кухарев, З.Е.Михайлова, М.М.Поташник, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовской и др.).
В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стали рассматриваться как виды инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инновационных процессов, классификации нововведений, источникам идей инновационной педагогики, актуализируется важность нормативно-правового обеспечения инноваций.
В работах А.А. Арламова, М.С. .Бургина, В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, А. Николса, Н.Р. Юсуфбековой раскрываются общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новшеств как идеальных продуктов деятельности новаторов, относительная растянутость инновационных процессов во времени, размытость границ существования педагогического феномена нововведений, целостный характер целей инновации, существенная зависимость нововведенческих процессов от социально-педагогической ситуации, сложность определения результатов инноваций.
Проблема создания и внедрения нововведений требует исследования вопросов, не изучавшихся или изучавшихся в незначительной степени в нашей педагогике: зависимость распространения новшеств от особенностей среды, закономерности восприятия новшеств учителями, технология инновационной подготовки, снятие психологических барьеров и др.
К настоящему времени выполнен ряд диссертационных работ, посвященных педагогической инноватике. Так, в работах В.П. Кваши и Н.В. Коноплиной рассматриваются проблемы управления инновационными процессами в образовании. В исследовании М.В. Кларина обобщаются и анализируются инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания изложены в диссертации С.Д. Полякова.
В работах зарубежных авторов рассматриваются отдельные теоретические и практические аспекты инновационных процессов как процессов изменения в системе образования на основе различных педагогических новшеств. В исследованиях американских и английских педагогов (Х. Барнет, Дж. Бассет, Д. Гамильтон, Н. Гросс, Р. Карлсон, М. Майлз, А. Хаберман, Р. Хейвлок, Д. Лен, Р. Эдем и др.), анализируются вопросы управления инновационными процессами, организации изменений в образовании, условия, необходимые для «жизнедеятельности» инноваций, планирование инноваций, способы рекламирования инноваций.
Достаточно глубоко разработан социально-психологический аспект распространения нововведений в американской инноватике (Э. Роджерс и др.): типология участников нововведенческого процесса, их отношение к новшеству, готовность к восприятию и др.
В методологическом плане проблему инновационной деятельности правомерно рассматривать в параметрах творчества и инноваций. В этой связи представляет большой интерес феномен учителей-новаторов конца 80-х - начала 90-х гг., а также педагогов-создателей альтернативных и авторских школ (начало 90-х гг.).
В нашей стране началось «массовое внедрение» уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных курсов, предметов, дисциплин. Появились последователи и ученики различных ветвей школы развивающего обучения (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.Ф.Шаталова и др.).
Одна из проблем введения новшеств – это приспособление их к новым условиям. Он связан с тем, что в деятельности преподвателя нередко возникает необходимость переноса педагогических технологий, содержания обучения и воспитания из других отраслей или тех концепций, которые были разработаны в прошлом. Часто преподаватель осуществляет механический перенос, что приводит к потере смысла новшества в условиях игнорирования специфики системы образования, ее истории и традиций.
Инновационная педагогическая деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, выходит за рамки действующих нормативов, создает новые нормативы личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности учителя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. В ней новатор глубже реализует себя как носитель социальных инноваций.
Система подготовки преподавателя в вузе требует подготовки выпускников к восприятию инноваций. Инновационная деятельность нацеливает преподавателя на познание и осмысление проблем. Видение проблем и возможностей - это своего рода рождение новой культуры, инновационной философии.
В учебно-методическом пособии раскрываются некоторые механизмы взаимодействия теории и практики (инновационных банков, центров внедрения инноваций, научно-практических центров и др.). Пособие знакомит студентов с понятиями инновационной педагогики, содержанием и структурой инновационной деятельности преподавателя.
Учебно-методическое пособие составлено на основе работ таких ученых как В.А. Сластенин, Л.С. Подымов, Е.С. Полат.