Сластенин в. а., подымова л. с
ПЕДАГОГИКА: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Успешность инновационной деятельности обусловлена наличием мотивационной готовности к поиску и решению актуальных педагогических задач. Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности.
Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом-учителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта учителя приводит к тому, что труд лишается творческого потенциала и превращается исключительно в средство заработка.
Мотивационный компонент инновационной деятельности целесообразно рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и, во-вторых, с точки отношения учителя к изменениям, т. е. потребности в педагогических новшествах, их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.
Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Исследователи, уточняя виды профессиональных мотивов учителя, из обширной области факторов обычно называют следующие:
1) материальные стимулы,
2) побуждения, связанные с самоутверждением,
3) профессиональные мотивы
4) мотивы личностной самореализации.
Выделение этих четырех групп мотивов оправдано, поскольку речь идет об учителях - людях с достаточно развитым самосознанием.
Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из перечисленных мотивов.
1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. К таким стимулам можно отнести материальное вознаграждение, присвоение более высокой квалификационной категории, ослабление требований и контроля. Эту группу факторов можно условно назвать стимулами внешней мотивации. Особенность работы учителя в данном случае заключается в том, что он выполняет необходимый и достаточный объем работы. Учитель ориентирован на внешние показатели своего труда, практически не стремится к повышению квалификации, смену работы переживает легко.
Такая внешняя мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется явно.
2. Мотивы внешнего самоутверждения учителя через внешнюю положительную оценку окружающих. В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Качество познавательной деятельности учеников, уровень усвоения ими знаний являются не смыслом труда учителя, а лишь средством достижения его личной цели - положительной внешней оценки его работы, Этот мотив можно назвать мотивом престижа.
Педагогическая деятельность при доминировании мотивов самоутверждения привлекательна тем, что удовлетворение потребностей, соответствующих этим мотивам, объективно положительно влияет на результаты профессиональной деятельности учителя. Отрицательная особенность такого подхода состоит в выборе средств, сулящих скорую и эффективную отдачу, активном поиске и опробовании новых методик преподавания и воспитания, часто без учета собственного профессионально-педагогического потенциала. При оценке своей деятельности учитель часто акцентирует внимание на положительных моментах реализации задуманного и не замечает свои неудачи. Чем выше притязания такого учителя, тем признание более значительного успеха необходимо для его самоутверждения.
3. Профессиональный мотив выступает главным образом как желание успешно учить детей. Учителя в данном случае последовательны и настойчивы. Профессиональные мотивы, соединенные с высоким уровнем креативности, обеспечивают оптимальный результат их педагогической деятельности. Для таких учителей характерен поиск инновационных форм и методов работы, осмысления своей деятельности, создание собственных концепций обучения и воспитания детей.
Характерной для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников. В каждом уроке такой учитель ищет возможности для реализации технологии личностно ориентированного обучения, сосредоточен на поиске противоречий между требованиями программы и уровнем развития детей.
4. Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности, а тем более осознанно. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие формы и способы организации труда, открывающие возможности саморазвития.
Каждый урок для такого педагога - это повод к реализации себя как личности и профессионала. Следовательно, каждый раз осуществляется выбор оптимального педагогического метода, осмысленного через осознание своих способностей и педагогических задач. Этот метод может быть не оптимален объективно, но всегда реализуется с учетом интересов детей. Осмысливаются результаты урока, осуществляются попытки его изменения, модификации, внесения новшества. Такую деятельность отличает высокий уровень восприимчивости новшеств, постоянный поиск себя в этом новом, потребность в создании нового видения различных форм педагогической действительности.
Учитель, идущий по такому пути, - это человек с высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий личностный смысл. Его отличает сознание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств[61].