Понятие авторской педагогической системы

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности ко­торого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву причисляют педагогические системы Я. А. Комен-ского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педа­гогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руково­дителей образовательных учреждений.

Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-но­ваторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и вос­питанию. Одно дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей («опережающе обучение», комментирование — С.Н.Лысенкова; «опорные сиг­налы» — В.Ф.Шаталов и др.), и совсем другое — когда педагоги­ческий процесс строится на основе оригинальной концепций В этом случае есть все основания говорить об авторской дидакти­ческой или воспитательной системе. Таковыми являются 0' дактические системы Л.В.Занкова, Д. Б. Эльконина, В.В.ДавЫ' дова, М. М. Махмутова, П.Я. Эрдниева и воспитательные систем^ И.П.Иванова, В.А.Караковского и др.

§3. Общая характеристика системы образования

Любое общество вне зависимости от его государственного уст­ройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию об­разования своих членов. С этой целью оно создает образователь­ную систему, т. е. комплекс институтов образования.

Основным типом института образования являются образова­тельные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образователь­ных программ. По своим организационно-правовым формам об­разовательные учреждения могут быть государственными, муни­ципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независи­мо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные [начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования]; про­фессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнитель­ного образования; учреждения для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществля­ющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) со­здаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуще­ствляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являют­ся подготовительным этапом начального образования.

Общеобразовательные учреждения представлены преимуще­ственно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями — гимназиями, лицеями. Сред­няя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень — начальная школа (3—4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2—3 года). Ступени школы соответ­ствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отроче­ство, юность.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности Ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у Школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащи-еся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятель-

ности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элемента­ми теоретического мышления, культурной речи и поведения, ос­новами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные пред­меты на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе мо­гут вводиться факультативные занятия по физическому, эстети­ческому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразо­вательной подготовки, необходимой выпускнику для продолже­ния образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склоннос­тей, способности к социальному самоопределению, глубокое ус­воение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75— 80% учебного времени), факультативных курсов, системы вне­классных занятий направлено на более полное развитие склонно­стей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.

Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных за­ведениях различного типа и профиля с разными сроками обуче­ния, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифферен­циации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план данной ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стиму­лирования самообразовательной работы учащихся обязательная не­дельная нагрузка на третьей ступени школы существенно умень­шается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации совет школы может при­нять решение о введении в школе одного или нескольких профи­лей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономи­ческий и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются спе­циальные образовательные учреждения (классы, группы) коррек-ционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В та­кие образовательные учреждения дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей

Г

(лии, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педа­гогической консультации.

Для подростков с общественно опасным, девиантным, пове­дением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специаль-ного педагогического подхода, создаются специальные учрежде­ния, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, об­разование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по ре­шению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и ис­правительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреж­дений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах. В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открывают­ся подготовительные классы. При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня, комплектуемые на добро­вольных началах.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи откры­ваются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ началь­ного, среднего и высшего профессионального образования. На­чальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направ­лениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может осно­вываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профес­сионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лич­ности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессио­нального образования. Оно может быть получено в образователь­ных учреждениях среднего профессионального образования (сред­них специальных учебных заведениях — техникумах, училищах,

колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удов­летворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего про­фессионального образования. Его можно получить в образова­тельных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях — университетах, академиях, ин­ститутах, колледжах). Лица, имеющие начальное и среднее про­фессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращен­ной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставля­ет гражданам возможность повышения уровня образования, на­учной и педагогической квалификации на базе высшего профес­сионального образования. Для его получения созданы институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при об­разовательных учреждениях высшего профессионального обра­зования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реали­зуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально со­здаваемых учреждениях дополнительного образования — учреж­дениях повышения квалификации, курсах, центрах профессио­нальной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных тех­ников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохра­нения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подго­товки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьно­го возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Детей из одной семьи помещают в один детский дом, где создают необходимые условия для поддержания между ними род­ственных отношений.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не ума­ляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образователь­ных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Школа, призванная организовывать полноценную в социальном и нрав­ственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограни­ченные возможности для овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта со-

сального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа ко­ординирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.

Наши рекомендации