Лекционно-семинарская система, понятие лекции и семинара
Лекция – систематическое, последовательное изложение преподавателем темы, проблемы учебного раздела курса или науки.
Лекция (Л) - организационная форма обучения, при которой сообщается большой объем систематизированной информации, которая является базой для дальнейшей самостоятельной работы студента.
С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская истема обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
В качестве основных требований к чтению лекции можно сформулировать следующие:
§ строгая структура
§ логика изложения учебного материала
§ системный характер освещаемых знаний
§ проблемность, эмоциональность, яркость изложения
§ высокий научный уровень излагаемой информации;
§ большой объем и систематизация научной информации;
§ ясность и доказательность высказываемых суждений;
§ анализ различных точек зрения на сформулированную проблему;
§ выделение главного и второстепенного;
§ выделение и разъяснение терминологии;
§ достаточность примеров и фактов и т.д.
Общий структурный каркас лекции – это формулирование темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, строгое следование предложенному плану.
Композиция лекции:
Ø ВСТУПЛЕНИЕ
1. должно быть коротким (1-2 мин.), эмоционально новым, это завязка разговора;
2. ОБРАЩЕНИЕ;
3. АННОТАЦИЯ: (о чем будет идти речь в лекции);
4. АПЕЛЛЯЦИЯ: (к чувствам слушателей);
5. ПРОПОВЕДЬ: – апелляция к авторитетам (А. Блок говаривал…);
6. УДАР ПО ВНИМАНИЮ: – парадокс.
Ø ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ЛОГИКА: (дедукция – тезис, иллюстрация; индукция – иллюстрация, тезис);
2. ЦЕПОЧКА: тезис – довод – демонстрация.
Ø ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. суммировать, подытожить материал;
2. усилить впечатление от лекции, закрепить главные положения;
3. поставить конкретные задачи перед слушателями, создать психологическую платформу для их выполнения, указать перспективы;
4. красиво закончить: «закон края» - запоминается начало и конец лекции - ПРИЗЫВ; ОБОБЩЕНИЕ главного в лекции; «ЗАПУСТИТЬ ЕЖА В МОЗГИ» (подбросить интересную задачу, проблему)
Контакт с аудиторией:
Интерес возбуждает:
§ Тема, сформулированная ярко, остроумно.
§ Факты, новая информация, которую слушатели не знают.
§ Яркая и выразительная форма лекции.
§ Оригинальный точный русский язык, эмоциональность, патетика, юмор.
Приемы возбуждения интереса:
1. Полемика с одним из слушателей.
2. Доказательство от противного: «Представим себе, что нет правил уличного движения…».
3. Обсуждение со слушателями причин из следствий: «А что было бы…».
4. Риторический вопрос (спор с самим собой): «Быть или не быть…».
Причины, мешающие интересу:
§ Неудачное вступление.
§ Чрезмерно сложное изложение.
§ Избыток ненужных сведений, избыток информации.
§ Плохая композиция (растянуто, сбивчиво).
§ Недостатки формы, голоса.
§ Эмоциональная пустота.
Ошибки лектора:
1. Самоуничижение: «Извините, я не готов…», «Я не очень в курсе дела…», «Я не располагаю временем…».
2. Высокомерие и назидательность: «Я не уверен, сможете ли Вы это понять».
3. Употребление слишком мудреных для аудитории слов.
Типы построения лекции:
1. Линейная структура лекции – изложение взаимосвязанных вопросов в строгой последовательности, следование последующего вопроса из предыдущего с недопустимой переменой ее отдельных вопросов;
2. Маловзаимосвязанная структура лекции – представляет собой несколько автономных вопросов, при этом каждый отдельный вопрос включает внутреннюю логику изложения с возможной перестановкой без общего ущерба;
3. Осевая структура лекции – все содержание лекции подчернено основному, стержневому вопросу и весь информационный материал направлен на развитие этого вопроса;
4. Комбинированная структура лекции – сочетает в себе несколько названных структурных композиций.
Виды лекции:
1. Вводная лекция – дает первое представление об учебном процессе, ознакомление с учебным курсом;
2. Информационная лекция – изложение и объяснение научной информации, подлежащие запоминанию и осмыслению;
3. Обзорная лекция – систематизация научных знаний с допущением большого количества ассоциативных связей в процессе осмысления информации;
4. Проблемная лекция – новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Содержание проблемы раскрывается через организацию поиска ее решения, анализа различных точек зрения;
5. Бинарная лекция – лекция в виде диалога двух преподавателей;
6. Лекция – визуализация - визуальная форма подачи сводится к использованию ТСО, лекция сводится к комментированию просматриваемых визуальных материалов;
7. Лекция – конференция (пресс-конференция) – проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и определенной системой докладов, освещение которых позволяет раскрыть сущность проблемы;
8. Лекция – консультация – проводится по «сценариям»: вопросы – ответы, вопросы – ответы – дискуссия.
9. Лекция с запланированными ошибками.
Семинар - синтез проработки литературы слушателями и соотнесение с материалами лекции с целью развития критического мышления, умения оценивать различные источники информации.
В рамках семинара целесообразно формулировать действительно спорные вопросы (основа для развития самостоятельности, развития умения доказывать и обосновывать собственную точку зрения).
Функции семинара:
1. Углубление, конкретизация, систематизация знаний.
2. Развитие умения работать с различными источниками информации.
3. Контроль за степенью, характером усвоения материала студентами.
ВАЖНО, чтобы семинар не сводился к вопросно-ответной системе, пересказу студентами материалов лекций.
Типы семинара:
1. Развернутая беседа по заранее разработанному плану, заранее выданному студентам;
2. Доклады студентов с последующим обсуждением их участниками семинара.
Характеристика «Дальтон-плана», Батавской, Белл-ланкастерской, Мангеймской и других систем обучения.
В истории педагогики и образования известны такие организационные системы обучения:
1. Белл-ланкастерская система взаимного обучения
2. «Дальтон-план»
3. Мангеймская система
4. Батавская система
5. Бригадно-лабораторная система
6. «Школа без классов» (Френк Браун)
7. Концепция центров по интересам (Овидий Декрол)
8. Система Селестен Френе
9. Индивидуальная система
10. Классно-урочная система
11. Лекционно-семинарская система и др.
1. Белл-ланкасторская (система взаимного обучения) (Англия XIX век. Обеспечить максимальное кол-во обучающихся людей (600-1000 человек). Преподаватель объясняет старшим, те - по группам).
В 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения. Свое название она получила от имени английского священника Л. Велла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Суть состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, так как не обеспечивала необходимой подготовки детей.
2. Дальтон-план (Отрицание любых уроков. Пакет теории и заданий - каждому)
В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс) учительницей Еленой Паркхерст и получившая название дальтон-плана. Эту систему еще называют лабораторной, или системой мастерских, так как вместо традиционных классов в школе создаются предметные мастерские, в которых каждый ученик занимается индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя и пользуясь его помощью. Общего расписания занятий при такой форме обучения не существовало, коллективная работа проводилась одни час в день, в остальное же время учащиеся изучали материал в порядке индивидуальной работы, отчитываясь за выполнение каждой темы перед учителем
соответствующего предмета. Дальтон-план порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя в учебном процессе и не обеспечивал прочного усвоения знаний. Поэтому он не прижился ни в одной стране.
3. Майнгеймская система обучения (Классы формируются по уровню подготовки, а не по
возрасту).
В конце XIX в. появляются формы так называемого избирательного обучения: батавская система в США и маннгеймская в Европе.
Батавская система
Суть батавской системы учебной работы состояла в том, что время учителя делилось на две части: первая часть предназначалась на урочную (коллективную) работу с классом, вторая - на индивидуальные занятия и оказание помощи тем ученикам, которые в ней нуждались. В больших классах учитель работал с помощником, который помогал менее способным и отстающим ученикам.
5. Классно-урочная Система (КУС)
В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика". Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами.
Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию.
Билет №14