Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы
Общая структура модели социально-образовательной
Интеграции
Внашей стране вопросами социальной интеграции первыми начали заниматься сурдопедагоги. Особенно эффективно такая форма интеграции применялась в дошкольном возрасте. Сурдопедагоги не только внедрили в практику обучения и воспитания модели социальной интеграции, но и разработали методологические подходы к образовательной интеграции, при которой дети с сенсорными нарушениями обучались и воспитывались совместно с нормально развивающимися сверстниками1.
В настоящее время детям с отклонениями в развитии психолого-педагогическая помощь доступна как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте. При этом особую актуальность приобретает опыт оказания образовательных услуг детям разных категорий в обычных общеобразовательных учреждениях, т.е. в условиях социально-образовательной интеграции при совместном проведении досуга и получении образования, когда дети с ограниченными возможностями определенное время, большее или меньшее, проводят среди нормально развивающихся сверстников, общаясь с ними, участвуя в общей деятельности.
Таким образом, под социально-образовательной интеграцией мы понимаем особую педагогическую систему, которая, во-первых, принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с различными уровнем и темпом психофизического развития; во-вторых, может обеспечить предметно-развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду, адекватную потребностям,
1 Более подробно содержание этой работы рассмотрено в главе 2 настоящего пособия, посвященной педагогическим системам сурдопедагогики, и в главе 3 о тифлопедагогике.
возможностям и способностям воспитанников и обучающихся; в-третьих, поддерживается (гарантируется) совместной мульти-дисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родительской общественностью, так и со специалистами иных (не только образовательных) профилей, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной интеграции учащихся как в школьном, так и в более широком социуме.
Структура многокомпонентной модели социально-образовательной интеграции, разносторонне апробированная на начальной ступени обучения, состоит из четырех блоков.
1. Общеобразовательный блок, в котором дети с нарушениями психофизического развития изучают отдельные предметы в условиях общеобразовательных классов (уроки проводит учитель начальных классов или педагог-предметник общеобразовательной школы).
2. Специальный (коррекционный) блок, предназначенный для учащихся, изучающих предметы по программам специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений различных видов (I — VIII) в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки (уроки проводит учитель-дефектолог).
3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение, осуществляемое по разработанным специалистами психолого-медико-педагогического консилиума индивидуальным образовательным (учеб-но-коррекционным) маршрутам и программам специальных учреждений различных видов (I—VIII) и предусматривающее психологическую, педагогическую, медицинскую, социально-педагогическую и логопедическую помощь нуждающимся в ней детям и консультирование членов их семей.
4. Развивающий блок, реализуемый через систему дополнительного образования, — музыкальная студия, хор, танцы, фольклор, изобразительная деятельность, спортивные секции, декоративно-прикладное творчество, театральное искусство. При этом создается возможность тесного и естественного взаимодействия детей с нарушениями развития и их нормально развивающихся сверстников.
Осуществление коррекционно-педагогической поддержки в условиях описанной модели социально-образовательной интеграции предполагает:
- материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять интегрированное обучение детей с разными образовательными потребностями;
- изучение как типовых образовательных, так и специальных (коррекционных) программ с целью разработки вариативных учебных программ и календарно-тематических планов, позволяющих осуществлять совместное обучение детей с разными образователь-
ными потребностями; составление расписания учебных и коррекционных занятий, отражающего все стороны учебно-воспитательного процесса и взаимодействия специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение;
- наличие в образовательном учреждении педагогических кадров, способных проводить интегрированное обучение: учителей-дефектологов (не менее двух человек), педагогов-психологов (не менее двух), учителей-логопедов (не менее трех), социальных педагогов (не менее двух), учителей начальных классов, владеющих основами коррекционной педагогики; врача-педиатра, медсестры, врачей — невролога и психотерапевта;
- наполняемость класса, не превышающая 25 учеников, среди которых могут находиться от 1 до 5 школьников, чьи нарушения относятся к одной общей нозологической группе (либо ЗПР, либо легкая умственной отсталость или либо слепые, либо слабовидящие и др.);
- создание дидактических материалов, способствующих успешности обучения детей с нарушениями развития, — памяток, алгоритмов, опорных таблиц, индивидуальных карточек, специальных наглядных пособий, приборов, тренажеров и др.;
- разработка, внедрение специалистами школьного консилиума вариативных индивидуальных программ развития учащихся и постоянный контроль за их выполнением;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива в целом и родительской общественности;
- вовлечение родителей в реализацию психолого-педагогического сопровождения учащихся;
- создание в условиях общеобразовательного учреждения психологически комфортной среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Принимая во внимание принципы, направления и условия организации интегрированного обучения, коррекционно-педаго-гическая поддержка в общеобразовательном учреждении осуществляется по трем линиям.
Первая линия — образовательная — заключается в особой подаче учебного материала и связана с развитием всех сторон личности ребенка: акцент должен делаться на овладении знаниями, формировании навыков поведения, трудовой подготовке и создании условий для самореализации учащихся. Коррекционное воздействие осуществляется за счет специальной организации обучения и воспитания, изменения содержания обучения и совершенствования методов и приемов работы с каждым участником интегрированного обучения. Оно направлено на ослабление последствий первичного нарушения и вторичных отклонений, на снижение проявлений социальных нарушений, сглаживание негатив-
ных особенностей предметно-практических действий и познавательной деятельности в целом.
Вторая линия — коррекционное сопровождение — предусматривает оказание специальной помощи. К ней относятся логопедические и психологические занятия, психотерапевтическое воздействие, специальное педагогическое сопровождение, учитывающее профиль нарушения или заболевания у ребенка, оздоровительные мероприятия и профилактическое медикаментозное лечение.
Третья линия — социальное развитие — включает формирование у детей эмоциональных привязанностей и положительных взаимоотношений с нормально развивающимися одноклассниками и взрослыми. Предотвращение возникновения у обучающихся чувства неуспешности, неадекватной самооценки в совместной деятельности и общении является важнейшим направлением социально-педагогической деятельности школьного коллектива. В эту сферу входит и разработка разнообразных форм взаимодействия школы и семьи. Среди них успешно зарекомендовали себя такие виды деятельности, как консультативно-коррекцион-ные занятия, семинары, тренинги, беседы, родительские собрания, посещения семьи педагогами школы и др.
Как показывает опыт интегрированного обучения, у учащихся с нарушениями психофизического развития несколько увеличивается учебная нагрузка, поскольку они вынуждены больше времени тратить на те уроки, которые не предусмотрены специальными (коррекционными) программами. Если сравнить результаты обучения детей с нарушениями развития, занимающихся в условиях социально-образовательной интеграции, с результатами учащихся специальных коррекционных учреждений, то у первых качество знаний, умений и навыков несколько ниже, чем у их сверстников из системы специального образования. Однако по параметрам социализации, самопринятия, психологического комфорта, эмоционального благополучия, даже соматического здоровья эти дети существенно обгоняют учащихся специальных коррекционных учреждений1. Исследователи отмечают, что при грамотной системной организации социально-образовательной интеграции, основанной на представленной многокомпонентной модели, даже в семьях учащихся происходят позитивные сдвиги в сторону улучшения внутрисемейных, детско-родительских отношений, повышения социального статуса ребенка, прогнозирования родителями более обнадеживающих перспектив его развития и последующего устройства в жизни.
1 См.: Резникова Е. В. Корреционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007.