Лексикология и фразеология
Практическая работа 3-4
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц – выведение алгоритма лексического анализа
(наименование практического занятия)
Цели работы:
студент должен уметь:
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение).
Дидактическое оснащение практической работы:
толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; этимологический и фразеологический словари, словари синонимов, антонимов, омонимов;
таблица характеристики лексем с трёх позиций:
По значению | По употреблению | По происхождению |
Прямое/переносное значение слова | Общеупотребительные/ необщеупотребительные слова | Исконно русские/ заимствованные слова |
Однозначные/многознач-ные слова | Профессиональные слова | Устаревшие слова |
Омонимы | Термины | Архаизмы |
Синонимы, антонимы, паронимы | Диалектные слова | Неологизмы |
таблица характеристики фразеологических единиц с трёх позиций:
По значению | По употреблению | По происхождению |
Значение фразеологизма | Книжные/разговорные | Исконно русские/ заим-ствованные фразеологиз-мы |
Однозначные/многознач-ные фразеологизмы | Фразеологические архаизмы и историзмы | |
Омонимы | ||
Синонимы, антонимы |
Тексты для наблюдения над лексическими и фразеологическими единицами:
1. Прямое/переносное значение слов:
После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки,
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
(А.Яшин)
2. Однозначные/многозначные слова:
а) Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, всё сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет. (А.А.Ахматова)
б) Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы. (Б.Л.Пастернак)
в) Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна. (М.И.Цветаева).
3. Омонимы:
1. Добро торжествует у него над злом (А.Чехов). Добро было бы в гору или в ночную пору, - а то и под гору, и днём (И.Крылов). 2. Пора отправляться в дорогу (А.Пушкин). Настала чудная пора. 3. Косой дождь бьёт по стёклам (В.Короленко). Лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.Некрасов). 4. Вся жизнь у него в деньгах и в наживе (А.Чехов). Самый удачный лов бывает на ранней заре, когда голодна рыбка, когда она жадно бросается на наживу (С.Сергеев-Ценский). 5. Мы вышли на вал, возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом (А.Пушкин). Чтобы стать капитаном, нужно быть очень образованным человеком (В.Вересаев). 6. На опушке, прислонившись к мокрой берёзе, стоял старик-пастух (А.Чехов). На голове его красовался золотой двухконечный колпак с бобровой опушкой (С.Злобин). 7. Дождь и снег шли вперемежку. Танки, автомашины, пехота разбитого врага отступали вперемешку. 8. В зимний холод всякий молод (посл.). Кузнец поднял тяжёлый молот. 9. И морозец самый малый освежает щёки нам (Н.Тихонов). Это был Грицко, сын сотского, малый лет восемнадцати (А.Куприн). 10. Косые тени от стволов ложатся край дороги (А.Твардовский). Прекрасен ты, суровый край свободы (М.Лермонтов). 11. Молочно-голубая изморозь повисла над полями (В.Смирнов). Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В,Арсеньев). 12. Старатель пред ним и оборван и бос . Но фирма неумолима. Кричит, угрожает, торгуется босс. Он больше не даст ни сантима (Е.Долматовский).
4. Синонимы:
1.Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Лермонтов). Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан (А.Пушкин) 2. Приветствуют пальмы нежданных гостей, и щедро их поит студеный ручей. Родник между ними из почвы холодной, журча, пробивался волною холодной (М.Лермонтов). 3.Люблю, друзья, ласкать очами иль пурпур искрометных вин, или плодов между листами благоухающий рубин (Ф.Тютчев). 4. Настанет день – печальный, говорят! – отцарствуют, отплачут, отгорят, - остужены чужими пятаками, мои глаза, подвижные, как пламя. И – двойника нащупавший двойник – сквозь бренное лицо проступит – лик (М.Цветаева). 5. Мажордом (по-прежнему дворецкий), старый богомольный слуга, обритый и наряженный, как на Святках, стукнул тростью и выкрикнул, что приехала боярыня Волкова (А.Толстой). 6. Я уж не знаю, как она там молила, просила и требовала, но добилась обещаний взять где двух, где трех, где четырех поденных пришлых рабочих (А.Куприн). 7. Вот почему из часа в час там не дозор, а пост подводный, и стража спит поочередно, а служба не смыкает глаз ( А.Твардовский). 8. Я живу в печали, ты в тоске – между нами только самолеты (И.Сельвинский). 9. Над совместным ором взмывал мощный бас Колюши. Несомненно, слово «орание» обязано его голосу, он орал громче всех, он был оратель, крикун. Вопило, басило и прочее…Ор, орание имело для них и второй смысл – пахать, вкалывать, ишачить, словом, - работать (Д.Гранин). 10. Цвет небесный, синий цвет полюбил я с малых лет, с детства он мне означал синеву иных начал. И теперь, когда достиг я вершины дней своих, в жертву остальным цветам голубого не отдам (Н.Бараташвили).
5. Антонимы:
1.Мягко стелет, да жёстко спать (пословица). 2. Ученье – свет, неученье – тьма (пословица).3.Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт (А.С.Пушкин) 4.Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (В.Я.Брюсов) 5. Вам свет в глаза светит, а мне тьма застилает (К.Тренёв). 6.«Живой труп» (А.Толстой). 7.«Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский). 8.Смотри, ей весело грустить, такой нарядно-обнажённой (А.Ахматова). 9. «Война и мир» (Л.Н.Толстой). 10. Воспоминания о горькой радости терзали его (И.Тургенев). 11. «Что такое хорошо и что такое плохо» (В.Маяковский). 12. В толпе друг друга мы узнали. Сошлись и разойдёмся вновь. Была без радости любовь – разлука будет без печали (М.Лермонтов). 13. «Толстый и тонкий» (А.Чехов).14. О чём так сладко плачет соловей (М.Пришвин). 15. Ты дала счастливое страданье (Е.Евтушенко).
6. Паронимы:
1.Теперь нашу литературу (обеднило, обеднело) время с его неудобоисполнимыми требованиями (В. Белинский). Сильно (обеднели, обеднили) Волчьи Норы за годы войны: без хозяйского глаза покосились избы; заборы и навесы пошли на дрова (Г.Марков). 2. – Скажет ли что тебе душа? Есть ли у тебя душа-то? Не про тебя одного говорю, все мы, друг мой, (обездушели, обездушили) (Гл.Успенский). Целые поколения прожили у нас, не сделав ничего путного. Крепостное право их расслабило, опошлило, развратило, (обездушило, обездушело) и сделало гораздо жалче, гораздо ничтожнее и негоднее тех, кого они эксплуатировали (Н.Добролюбов). 3. Он не дал горю опутать и (обессилить, обессилеть) себя (Д.Писарев). Я провалился в белый снег, (обессилил, обессилел) совсем (А.Приставкин).4. В ХШ веке в ходе кровопролитных оборонительных войн с Сиамом деревни (обезлюдили, обезлюдели), и ирригационные системы пришли в запустение (И.Литвинов). -Твои же сабельки нашу область (обезлюдили, обезлюдели) (С.Бродский).
7. Лексемы с точки зрения употребления:
Дуня была «скобская», и поэтому вместо «ч» она произносила «ц». Деревня Гужово, родина её, была Скобской (Псковской) губернии, и ехать туда, по словам Дуни, надо было целых три ночи, а то и больше ночей…
- А днём? – спрашивали мы.
- Не... Туда только ноцью ездиют, - твёрдо отвечала она.
Её головной болью и горем была её неграмотность. Дуня страдала оттого, что неграмотная, и на наши книги смотрела, как голодный смотрит на хлеб, и иногда спрашивала: «А это какая буква? А это? Ну, букве «А» я науцилась. Лялецка, науци меня исцо одной буковке…» (О.Берггольц).
1.- Когда Винда падает, желание можно загадывать? – Можно, но исполняться глючно будет (Компьют. вести). 2. Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой – козьей ножкой, третий – ключом (А.Чехов). 3. Поёт, как вздумает, певень (А.Твардовский). 4. Нужны лучшие тренеры, а кто без хороших бабок будет теперь честно работать? (Огонёк) 5. О златоустом блатаре рыдай, Россия. Какое время на дворе, таков Мессия (А.Вознесенский). 6. Всё внимание его /деда Щукаря/ сосредоточилось на красном кочете. Красный должен победить (М.Шолохов). 7. Солдату хочется скорее домой, «на дембель» (Огонёк). 8. Старостиха свою же дворовую собаку так запужала, что с цепи долой, да через плетень, да в лес (И.Тургенев). 9. Ёмкости CD-ROM уже не хватает для мультимедиа-продуктов нового поколения (Компьют. вести). 10. В любой «конторе» царят железная дисциплина и субординация. Малолеткам запрещается пить и курить – только регулярные тренировки в «качалках» (Юность). 11. Обычно в качестве сетевого сервера применяется самый надёжный и высокопроизводительный компьютер, так как от этой машины зависит работоспособность и производительность локальной сети (Компьют. вести). 12. Идеалом здешних фанов уже много лет является Макаревич (Пять углов). 13. Здесь вы получите специальность в таких престижных и перспективных областях, как фитокосметология (Здоровье). 14. Процесс развития отношений между живыми организмами и средой их обитания на протяжении истории их существования называется экогенез (Здоровье).
8. Лексемы с точки зрения происхождения:
1.Во мраке холодном, под сенью душистыя липы (А.Майков). 2. И пошли они, солнцем палимы (Н.Некрасов). 3.Среди других играющих детей она напоминает лягушонка (Н.Заболоцкий). 4. Как слёзы первыя любви (А.Блок). 5. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках (С.Есенин). 6. Норд-остом жгут пылающие зори. Острей горит Вечерняя звезда (И.Бунин). 7.Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимира до нынешнего Игоря (Слово о полку Игореве). 8. Не поймать на лету ветра буйнаго, Тень от облака летучаго не прибить гвоздём ко сырой земле! (А.Толстой)
9. Фразеологизмы:
1.Лукерья из кожи лезла, чтобы лучше сготовить обед, и превосходила себя в изобретении отменно приятных вкусу соусов и подливок (М.Шолохов). 2. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (А.Чехов). 3. – Мы-то когда-нибудь попадем на небеса обетованные? – спросил корреспондент газеты «Аргументы и факты» у создателя фильма Э.Рязанова. – Когда-нибудь попадем. Я ведь не знаю, что такое небеса обетованные. Землю обетованную знаю, даже дважды бывал там, а вот небеса… Я не могу объяснить финал моей картины…(АиФ). 4. Бежать и бежать очертя башку, куда глаза глядят (Ф.Гладков). 5. Сор из куреня нечего таскать (М.Шолохов). 6. Видно, язык-то доводит не токмо до Киева (М.Горький). 7. Сталинград –іэто слово с гордостью будут повторять все верные сыны России. В Сталинграде восторжествовала справедливость, в Сталинграде началось возмездие: поднявшие меч погибли от меча (из газет). 8. На краю поля стоит, уши развесил, неисходимый казенный лес (П. Мельников-Печерский). 9. Елена Гавриловна чувствовала себя на эмпиреях. Она была счастлива (М.Зощенко). 10. Я, признаюсь, не понимаю, для чего это так устроено, что женщины хватают нас за нос так же ловко, как будто за руку чайника (Н.Гоголь). 11. Капуста на базаре вздорожала, зато в праздничных заказах для ветеранов стала попадаться свежемороженая пицца. Люди жевали и вздыхали: «Вот вам и гласность вопиющего в пустыне» (ЛГ). 12. И русская языковая система здесь не исключение, через какие бы идеологические огни, воды и иерихонские трубы ее ни пропускали (из газет). 13. Вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве ХІХ века (А.Толстой). 14. Затем закидывается самая верная удочка: «На какой войне и в каком сражении Пневский лишился двух пальцев?» (А.Куприн). 15. «И сотворил себе кумира» – автобиографический роман Л.Копелева (из газет). 16. Лучше рано, чем поздно (Р.Рождественский). 17. Язык до киллера доведет (из газет). 18. А я тиран, самодур. Мне, может, вожжа под мантию попала (Е.Шварц). 19. И балясы начал снова: «Молви ласковое слово…» (А.Ершов).
Задания:
1. Определение лексического значения слов.
2. Определение типов лексического значения.
3. Поиск по толковому словарю однозначных и многозначных слов.
4. Нахождение в тексте омонимов и определение их типов.
5. Создание синонимических рядов. Нахождение семантических и стилистических синонимов в тексте.
6. Выявление антонимов, определение их значения.
7. Составление словосочетаний с паронимами.
8. Определение по признакам исконно русских слов и заимствованных.
9. Определение в тексте слов необщеупотребительной лексики и определение их подвидов.
10.Нахождение фразеологизмов в тексте, подбор к ним синонимов и антонимов.
Содержание отчёта:
выполнить проверочный тест по учебнику на стр. 119 [1].
Контрольные вопросы:
- Что называется лексическим значением слова? Какие факторы его определяют?
- В чем заключается различие между лексическим и грамматическим значением слова?
- Какие типы лексических значений слов выделяются в русском языке?
- Что означают термины «полисемия» и «моносемия»?
- Какое языковое явление называется омонимией?
- Укажите критерии разграничения омонимии и полисемии.
- Какое языковое явление называется синонимией? Что такое «синонимический ряд»? Какое слово в синонимическом ряду является доминантой?
- Какое языковое явление называется антонимией? Какие слова объединяются в антонимические пары?
- Какое явление называется паронимией? Каковы типы паронимов по структуре и по значению? В чем отличие паронимов от смежных с ними языковых явлений (омонимов, синонимов, антонимов)?
- Как классифицируется словарный состав по степени употребительности?
- На какие группы делится лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления?
- Что означает термин «фразеология»? Дайте определение понятию «фразеологизм». Каковы признаки фразеологизма?
- Каково стилистическое использование фразеологизмов в речи?
Литература:
1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования [Текст]/Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 89 – 119.
2. Власенков, А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений [Текст]/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. – 350с.
3. Горская, С. А. Лексика. Фразеология. Лексикография: практикум по курсу "Современный русский язык" для студ.[Текст]/С.А. Горская; Учреждение образования "Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы".- Гродно : ГрГУ, 2009. -137с.
4. Русский язык: лексикология и фразеология: учеб. пособие [Текст]/ Е. Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. - 75 с.
5.Лингвистические словари.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами разных сфер употребления
Цели работы:
студент должен уметь:
-различать слова русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления);
-знать лексическую норму;
- формировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова;
- определять уместности-неуместности использования необщеупотребительных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении;
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- извлекать необходимую информацию из лексических и фразеологических словарей.
Дидактическое оснащение практической работы:
тексты для наблюдения лексики с точки зрения её употребления.
Задания:
1. Дайте определение понятий: лексика общеупотребительная; лексика диалектная; лексика специальная (профессионально-терминологическая); лексика жаргонная; лексика иноязычная.
2. Найдите в приведенных ниже текстах примеры общеупотребительной и необщеупотребительной лексики.
3. Выполните следующие задания: