IV. Вступительное слово учителя.
— Изобретатели! Изобретательство! Это же просто чудо! В древности, между прочим, некоторые изобретения выдавались за настоящие чудеса! Вот бы увидеть собственными глазами, как это происходило!
V. Работа с текстом рассказа Б. Зубков а «О звериных подсказках и о том, откуда пила свои зубья взяла»
1. Чтение произведения учителем (с. 113).
2. Лексическая работа.
• Позаимствовать — усвоить откуда-то.
• Резец —- инструмент для резки, а также режущая часть орудия инструмента.
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Понравился ли вам рассказ? Почему?
4. Анализ произведения, выборочное чтение.
— Прочитайте заглавие рассказа еще раз. Почему он так назван?
— Что нового для себя вы узнали из рассказа?
— Что помогло человеку позаимствовать многое у зверей?
— Что дает человеку наблюдательность?
— Как наблюдательность помогла человеку использовать опыт зверей, птиц, насекомых, растений?
— Что он позаимствовал у тигра, слона, медведя? Найдите в тексте.
— Как появились первые топор и пила? Прочитайте.
— Как у людей появилось копье? Прочитайте.
— Как раньше использовали копье, а как используют сейчас? (Учитель показывает рисунок.) Раньше при помощи копья добывали на охоте дичь, воевали, а сегодня есть вид спорта, в котором используется копье.
— Что люди научились делать из металла?
5. Чтение произведения учащимися:
а) бинарное чтение (несколько учащихся читают текст одновременно);
б) чтение самых интересных (по мнению учащихся) моментов;
в) чтение молча (про себя) (подготовка к пересказу).
6.Подробный пересказ текста.
Физкультминутка
VI. Работа с текстом рассказа Б. Зубкова «О пауке, который умел мосты строить»
1. Чтение произведения учителем (с. 115).
2. Лексическая работа.
• Бисер -- мелкие стеклянные тщетные стеклышки, бусинки со сквозными отверстиями.
3. Анализ произведения.
— Что интересное вы для себя открыли?
— Что решил человек, наблюдая за паутиной? Прочитайте.
— Какой получился мост?
- Что ласт человеку наблюдательность?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение самых интересных (по мнению учащихся) моментов;
б) чтение молча (про себя) (подготовка к пересказу);
6. Подробный пересказ текста.
VII. Подведение итогов урока
— Наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что каждый из вас будет любить свою Родину и сохранить то, что создали руки и ум человека.
Книгу, дом, хлеб, платье, пальто — все это сделали человеческие руки. Они могут вырастить хлеб, построить дом, написать книгу, забросить мяч в сетку, отправить космический корабль на Луну. Все могут, все умеют человеческие руки. И человек должен уважать дело своих рук и труд другого человека.
Л. Кассиль
VIII. Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ одного из произведений Б. Зубкова (по выбору учащихся).
Урок № 89
Тема: МИХАИЛ ШПАГИН «ВИЛЫ И ВИЛКА». АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВ «СТОРОЖА В КОРОБОЧКАХ»
Цель: совершенствовать навык орфоэпически правильного чтения вслух в темпе, приближенном к скорости разговорной речи; развивать умение читать в темпе скороговорки; формировать умение подробно пересказывать текст; создавать условия для развития памяти, внимании, самостоятельной познавательной деятельности; способствовать развитию интереса к чтению научно-познавательной и справочной литературы, интерес к истории возникновения вещей.
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Артикуляционная и речевая разминка
1. Артикуляционная разминка. Игра «Что за окном?» Упражнение «Хомяк», «Качели», Хоботок»
2.Речевая разминка.
— Прочитайте скороговорку: сначала медленно, потом быстро.
Шесть мышат шагают в школу. Шаловливых и весёлых. На уроках шесть мышат Шелестят, шумят, шуршат. Тише, кот сюда спешит! Шмыг — и к школе ни души.
Т. Крюкова