Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения
потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей. «Важнейшая задача эстетического воспитания — научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» ( В.А. Сухомлинский).
Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются понятия «художественное образование» и «художественное воспитание». Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного, в том числе самодеятельного, творчества. Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач:
— обогатить личность художественно-эстетической куль
турой, пониманием произведений искусства;
— обучить начальным, самым общим навыкам самостоя
тельной деятельности в искусстве;
— развить с помощью занятий искусством природные силы
и психические свойства личности: музыкальный слух,
художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;
— воспитать эстетические чувства;
— сформировать эстетическое сознание.
Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету, выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.
Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.
Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность — духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К ним относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.
Труд. Получать физическое и духовное наслаждение от эстетически организованного труда — значит, проявлять в труде свои созидательные способности, реализовывая свой творческий потенциал. Высококвалифицированный специалист, мастер своего дела, как правило, виртуозно выполняет все трудовые операции: его действия упорядочены, рациональны, свободны, разумны. Мастерство в трудовом процессе — источник истинного эстетического наслаждения. В.А. Сухомлин-ский писал: «Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе».
Высока и познавательная роль красоты труда. Чтобы достичь высоких результатов в труде, надо знать материал, с которым придется работать, наиболее целесообразную его обработку, понимать приемы владения инструментами. В процессе труда культивируется гармония человеческих отношений. Дисциплинированность, исполнительность, добросовестность и ответственность, инициативность, коллективизм — все эти черты высоко ценятся окружающими, вызыва-
ют у них эстетические чувства. Творческий труд, результатом которого является создание высококачественных и красивых материальных ценностей, побуждает личность к. самопознанию и самосовершенствованию.
Искусство. Искусство является наиболее концентрированной, идеальной формой эстетического отношения людей к действительности. Искусство раскрывает для человека мир реально существующей красоты, которая оказывает сильное эмоционально-нравственное воздействие.
Природа. Природа воспета во всех видах искусства. Она воздействует на детей своей простотой, изяществом, гармонией, воспитывает у них тонкий эстетический вкус. В.А. Сухомлин-ский считал, что ребенка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в преобразующий труд: озеленение школьного участка и двора около дома, разведение цветников, овладение искусством составления букетов и икебан, устройство в школе зимних садов и уход за ними.
Эстетика окружающей среды и быта. Эстетика города или села, искусственно созданные сооружения, архитектура, сады, парки, фонтаны, скульптуры и памятники — все это художественно организованная среда, которая, постоянно окружая ребенка, оказывает, сильнейшее воздействие на формирование его эстетических вкусов и идеалов. Художественно оформленная домашняя среда, школьное пространство — средства эстетического воспитания. А.С. Макаренко считал, что приучить к культуре поведения за столом можно быстрее с помощью чистых скатертей, чем многочисленных бесед на эту тему.
Неисчерпаемые возможности эстетического воспитания заложены практически во все предметыучебного плана школы. Есть и специальная образовательная область «Искусство»: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. В школьный компонент могут включаться риторика, ритмика, хореография, хор и др.
Во внекласснойи внешкольной работеэстетическое воспитание может осуществляться в самых разнообразных формах: литературных, фольклорных, музыкальных, изобразительных, танцевальных кружках, ансамблях, театральных студиях, творческих кружках вышивания, макраме, керамики и т. п. Богатые возможности для эстетического развития и воспитания детей предоставляются в учреждениях дополнительного образования.
Физическая культура личности |
Физическое воспитание — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. Задачи физического воспитания:
— развитие двигательных качеств, умений и навыков, за
каливание, координация осанки;
— формирование ответственного отношения к своему здо
ровью, развитие потребности и эмоционально-ценност
ного отношения к укреплению своего здоровья;
— повышение физической и умственной работоспособности;
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— воспитание потребности в постоянном физическом само
совершенствовании, занятиях физической культурой и
спортом;
— формирование системы знаний об анатомо-физиологиче-
ских особенностях функционирования человеческого ор
ганизма, о психических свойствах и процессах, об осно
вах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жиз
недеятельности;
— развитие волевых и спортивно-физических качеств (си
лы, ловкости, быстроты, выносливости).
Систему физического воспитания в школе составляют уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклас-сная спортивно-массовая работа: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздорови-тельные процедуры. Совершенствовать свою физическую культуру и здоровье дети и подростки могут в системе дополнительного образования, в специальных оздоровительных центрах.
Средствафизического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы— солнце, воздух и вода, гигиенические факторы — режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений.
Основными методамифизического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение),, инструкции, положительный пример, соревнования.
Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа жизни — это прежде всего процесс внушения детям сознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого.
На Западе имеются многочисленные программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. Эти задачи в нашей школе частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по преодолению этих страшных явлений в жизни детей и молодежи надо вести на ярких и сильных примерах, оказывать своевременную помощь детям, попавшим в беду, особенно в наркотическую или алкогольную зависимость. Но в охрану здоровья и жизни детей входит также обучение их плаванию, тому, как вести себя при экстремальных ситуациях в быту (пожар, утечка газа, вторжение грабителей и т. п.), в природе (наводнения, землетрясения и т. п.).
Полноценное физическое развитие и знания о том, как уберечься от опасности или выйти из критической ситуации, обеспечивая хорошее здоровье и его сохранение, служат основой продуктивной умственной деятельности человека, содержательного и увлекательного досуга и радости жизни.
Культура семейных отношений |
Половое воспитание — систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на
формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. «Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, то есть большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» (А.С. Макаренко). Задачи полового воспитания:
— правильная половая идентификация (отождествление);
— формирование нравственных межполовых взаимоотно
шений;
— подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным
отношениям, воспитание культуры интимных чувств; привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботы, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п.;
— формирование установки на рождение и воспитание де
тей (репродуктивной установки);
— половое и сексуальное просвещение, формирование на
учных понятий о биологических и социальных пробле
мах пола, особенностях развития и поведения мужчины
и женщины.
Половое созревание — сложный процесс, в котором физиологические изменения воздействуют не только на психику, но и сами в известной мере контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие у детей неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек. Сексуальное развитиечеловека — это постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека.
Общие этапы сексуального развития:с 6месяцев до 1 года; возраст 3 лет; 7—8 лет; 12—13 лет; юношеский. Важнейшая педагогическая задача, учитывая этапы и особенности сексуального развития ребенка, — предупредить преждевременное осмысливание элементов этого развития, но не игнорировать их и не преувеличивать их значимость.
Ребенка с раннего возраста надо сознательно программировать на определенную половую роль — мальчика—юноши— мужчины, девочки—девушки—женщины. В интересах общества и государства нужно, чтобы осуществлялась правильная половая идентификация (отождествление) себя с соответствующим полом и формирование ролевого поведения, свойственного этому полу. Происходящие во всем мире мускулиниза-ция женщин и феминизация мужчин — явления, имеющие негативные последствия в масштабах всего народонаселения Земли.
В целях полового воспитания целесообразно организовывать совместные коллективные формы работы, совместный отдых и труд мальчиков и девочек с ненавязчивым, но целенаправленным формированием межполовых взаимоотношений, установлением границ возможных отношений, опыт неполовой любви: забота о растениях, животных, близких людях. Большое значение имеет передача детям и подросткам и усвоение ими на каж-
дом возрастном этапе необходимой информации в области сексуально-полового просвещения. Определенный процент детей в настоящее время начинает половую жизнь в 12—13 лет, не зная самых элементарных вещей о предохранении от беременности, заражении инфекционными заболеваниями, тяжелых последствиях ранней половой жизни для создания семьи, рождения детей.
Общечеловеческое воспитание |
Сейчас, во время осознания человечеством, насколько невелик и хрупок наш общий дом Земля, нельзя
говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления.
Отрицательные последствия промышленного производства во всем мире, нищета и антисанитарное состояние народов во многих странах и у нас могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Острые мировые проблемы — обеднение художественной культуры, размывание созданных человечеством духовных ценностей, борьба с голодом и эпидемиями требуют международного сотрудничества в разных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.
Функциями общечеловеческого воспитания являются:
— развитие в детях сознания объективного характера гло
бальных противоречий, неизбежной причастности всех и
каждого к их преодолению;
— обеспечение понимания учащимися единства и взаимо
связи патриотизма, интернационализма, межнацио
нальной и расовой терпимости с решением общечелове
ческих задач;
— налаживание контактов и сотрудничества между детьми
всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохране
ние окружающей среды, за сотрудничество в области на
уки и культуры.
Основное противоречие общечеловеческого воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуще-
ствлять международное сотрудничество. С другой — существование среди части молодежи бездумного, равнодушного отношения к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.
Механизмамиосуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. Входе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогающие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание явлений, происходящих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.
Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено и в процессе обучения. Учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т. п.). На уроках музыки дети разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры; на уроках физики знакомятся с научными данными, которые получены в результате тесного сотрудничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых.
В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.
Критерием воспитанностив духе общечеловеческих проблем является знание и понимание их детьми, а показателем — интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность в этом направлении.
Все компоненты базовой культуры личности взаимосвяза-
ны и взаимообусловлены, поэтому в реальном учебно-воспитательном процессе практически сложно в изолированном виде выделить процесс формирования любого из них, но воспитателю необходимо знать их совокупность, специфические задачи | иособенности.
Вопросы и задания
1. Какие компоненты составляют базовую культуру личности? Счи-
j таете ли вы, что этого достаточно? Что еще можно добавить?
2. Проанализируйте содержание обучения в одном из классов по
I предмету вашей специализации: какие знания, умения, навыки, опыт
творческой деятельности и отношений, взгляды и убеждения формиру-| ются по каждому компоненту базовой культуры личности.
3. Воспроизведите теорию, раскрывающую сущность содержания и
I путей формирования каждого компонента базовой культуры личности.
4. Проанализируйте планы воспитательной работы классного руково-
I дителя и определите все ли компоненты базовой культуры личности в
нем учтены? Чему уделено недостаточное внимание? Чему — избыточ-I ное? Как вы думаете, почему так произошло?
5. Посетите урок в школе по своей специальности и проанализируйте,
I что было сделано на нем в плане формирования базовой культуры лично-
! сти.
Литература
Газман О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992.
Дерябо С. Д. и др. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д,1996.
ЗуевДД. Школьный учебник. М., 1983.
Ильин Е. И. Психология физического воспитания. М., 1987.
Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.,1991.
Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.
Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1983.
Учебные стандарты школ России. В 2 кн. М., 1995.
ХрипковаА., КолесовД. В семье сын и дочь. М., 1985.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.,1998.
Все нужное для ребенка, что может быть исполнено
им самим и исполнение чего соответствует его умению,
должно быть предоставлено его самостоятельности.
П.Ф. Лесгафт
Глава 9