Эстетическое воспитание — целе­направленный процесс формиро­вания у подрастающего поколения

потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способ­ностей. «Важнейшая задача эстетического воспитания — на­учить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утвер­ждать прекрасное в самом себе» ( В.А. Сухомлинский).

Составными элементами эстетического воспитания как бо­лее широкого понятия являются понятия «художественное об­разование» и «художественное воспитание». Художественное обра­зование — процесс освоения школьниками совокупности зна­ний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного, в том числе самодеятельного, творчества. Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, пони­мать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; по­требности в художественно-творческой деятельности и созда­нии эстетических ценностей.

Вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с реше­нием следующих задач:

— обогатить личность художественно-эстетической куль­
турой, пониманием произведений искусства;

— обучить начальным, самым общим навыкам самостоя­
тельной деятельности в искусстве;

— развить с помощью занятий искусством природные силы
и психические свойства личности: музыкальный слух,





художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;

— воспитать эстетические чувства;

— сформировать эстетическое сознание.

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное пере­живание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету, выражается в духовном наслаждении или отвраще­нии, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.

Эстетическое сознание — совокупность идей, теорий, взгля­дов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно опреде­лять эстетическую ценность окружающих его предметов, яв­лений жизни, искусства.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помо­щью средств эстетического воздействия, под которыми пони­мается любая реальность — духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эс­тетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К ним относятся различные виды искусства, воспитание средства­ми окружающей действительности, красотой труда, природы, меж­личностных отношений.

Труд. Получать физическое и духовное наслаждение от эс­тетически организованного труда — значит, проявлять в тру­де свои созидательные способности, реализовывая свой твор­ческий потенциал. Высококвалифицированный специалист, мастер своего дела, как правило, виртуозно выполняет все трудовые операции: его действия упорядочены, рациональны, свободны, разумны. Мастерство в трудовом процессе — источ­ник истинного эстетического наслаждения. В.А. Сухомлин-ский писал: «Труд, проникнутый эстетическими побуждения­ми и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высо­копроизводительной, но и к красивой работе».

Высока и познавательная роль красоты труда. Чтобы до­стичь высоких результатов в труде, надо знать материал, с которым придется работать, наиболее целесообразную его обработку, понимать приемы владения инструментами. В процессе труда культивируется гармония человеческих отношений. Дисциплинированность, исполнительность, доб­росовестность и ответственность, инициативность, коллекти­визм — все эти черты высоко ценятся окружающими, вызыва-

ют у них эстетические чувства. Творческий труд, результатом которого является создание высококачественных и красивых материальных ценностей, побуждает личность к. самопозна­нию и самосовершенствованию.

Искусство. Искусство является наиболее концентрирован­ной, идеальной формой эстетического отношения людей к дей­ствительности. Искусство раскрывает для человека мир ре­ально существующей красоты, которая оказывает сильное эмоционально-нравственное воздействие.

Природа. Природа воспета во всех видах искусства. Она воз­действует на детей своей простотой, изяществом, гармонией, воспитывает у них тонкий эстетический вкус. В.А. Сухомлин-ский считал, что ребенка, наслаждающегося красотой природы и окружающей обстановки, легко вовлечь в преобразующий труд: озеленение школьного участка и двора около дома, разве­дение цветников, овладение искусством составления букетов и икебан, устройство в школе зимних садов и уход за ними.

Эстетика окружающей среды и быта. Эстетика города или села, искусственно созданные сооружения, архитектура, сады, парки, фонтаны, скульптуры и памятники — все это художест­венно организованная среда, которая, постоянно окружая ре­бенка, оказывает, сильнейшее воздействие на формирование его эстетических вкусов и идеалов. Художественно оформлен­ная домашняя среда, школьное пространство — средства эсте­тического воспитания. А.С. Макаренко считал, что приучить к культуре поведения за столом можно быстрее с помощью чис­тых скатертей, чем многочисленных бесед на эту тему.

Неисчерпаемые возможности эстетического воспитания за­ложены практически во все предметыучебного плана школы. Есть и специальная образовательная область «Искусство»: му­зыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. В школьный компонент могут включаться ритори­ка, ритмика, хореография, хор и др.

Во внекласснойи внешкольной работеэстетическое воспи­тание может осуществляться в самых разнообразных формах: литературных, фольклорных, музыкальных, изобразитель­ных, танцевальных кружках, ансамблях, театральных сту­диях, творческих кружках вышивания, макраме, керамики и т. п. Богатые возможности для эстетического развития и вос­питания детей предоставляются в учреждениях дополнитель­ного образования.


Физическая культура личности

Физическое воспитание — система совершенствования человека, на­правленная на физическое разви­тие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работо­способности и выработку потребности в постоянном физи­ческом самосовершенствовании. Задачи физического воспитания:

— развитие двигательных качеств, умений и навыков, за­
каливание, координация осанки;

— формирование ответственного отношения к своему здо­
ровью, развитие потребности и эмоционально-ценност­
ного отношения к укреплению своего здоровья;

— повышение физической и умственной работоспособности;

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— воспитание потребности в постоянном физическом само­
совершенствовании, занятиях физической культурой и
спортом;

— формирование системы знаний об анатомо-физиологиче-
ских особенностях функционирования человеческого ор­
ганизма, о психических свойствах и процессах, об осно­
вах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жиз­
недеятельности;

— развитие волевых и спортивно-физических качеств (си­
лы, ловкости, быстроты, выносливости).

Систему физического воспитания в школе составляют уроки физкультуры и ОБЖ, факультативные занятия, внеклас-сная спортивно-массовая работа: кружки, секции, спортивные празд­ники и соревнования; физкультурно-оздоровительные меропри­ятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физ­культминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продленного дня, медицинско-оздорови-тельные процедуры. Совершенствовать свою физическую куль­туру и здоровье дети и подростки могут в системе дополнительно­го образования, в специальных оздоровительных центрах.

Средствафизического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные си­лы— солнце, воздух и вода, гигиенические факторы — режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений.

Основными методамифизического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение),, ин­струкции, положительный пример, соревнования.

Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа жизни — это прежде всего процесс внушения детям со­знания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. В основе этого процесса должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологи­ческие идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали, религии. Он должен быть построен на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого.

На Западе имеются многочисленные программы по антиал­когольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспита­нию. Эти задачи в нашей школе частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Работу по преодолению этих страшных явлений в жизни детей и молоде­жи надо вести на ярких и сильных примерах, оказывать свое­временную помощь детям, попавшим в беду, особенно в нарко­тическую или алкогольную зависимость. Но в охрану здоровья и жизни детей входит также обучение их плаванию, тому, как вести себя при экстремальных ситуациях в быту (пожар, утечка газа, вторжение грабителей и т. п.), в природе (наводнения, зе­млетрясения и т. п.).

Полноценное физическое развитие и знания о том, как убе­речься от опасности или выйти из критической ситуации, обеспечивая хорошее здоровье и его сохранение, служат осно­вой продуктивной умственной деятельности человека, содер­жательного и увлекательного досуга и радости жизни.

Культура семейных отношений

Половое воспитание — системати­ческое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на

формирование полового сознания и поведения детей; про­цесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной куль­турой в сфере взаимоотношений полов. «Половое воспита­ние и должно быть воспитанием именно любви, то есть боль­шого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» (А.С. Макаренко). Задачи полового воспитания:

— правильная половая идентификация (отождествление);

— формирование нравственных межполовых взаимоотно­
шений;

— подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным





отношениям, воспитание культуры интимных чувств; привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботы, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п.;

— формирование установки на рождение и воспитание де­
тей (репродуктивной установки);

— половое и сексуальное просвещение, формирование на­
учных понятий о биологических и социальных пробле­
мах пола, особенностях развития и поведения мужчины
и женщины.

Половое созревание — сложный процесс, в котором физио­логические изменения воздействуют не только на психику, но и сами в известной мере контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие у детей неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек. Сексуальное развитиечеловека — это постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека.

Общие этапы сексуального развития:с 6месяцев до 1 года; возраст 3 лет; 7—8 лет; 12—13 лет; юношеский. Важнейшая пе­дагогическая задача, учитывая этапы и особенности сексуаль­ного развития ребенка, — предупредить преждевременное осмысливание элементов этого развития, но не игнорировать их и не преувеличивать их значимость.

Ребенка с раннего возраста надо сознательно программиро­вать на определенную половую роль — мальчика—юноши— мужчины, девочки—девушки—женщины. В интересах обще­ства и государства нужно, чтобы осуществлялась правильная половая идентификация (отождествление) себя с соответству­ющим полом и формирование ролевого поведения, свойствен­ного этому полу. Происходящие во всем мире мускулиниза-ция женщин и феминизация мужчин — явления, имеющие негативные последствия в масштабах всего народонаселения Земли.

В целях полового воспитания целесообразно организовывать совместные коллективные формы работы, совместный отдых и труд мальчиков и девочек с ненавязчивым, но целенаправлен­ным формированием межполовых взаимоотношений, установ­лением границ возможных отношений, опыт неполовой любви: забота о растениях, животных, близких людях. Большое значе­ние имеет передача детям и подросткам и усвоение ими на каж-

дом возрастном этапе необходимой информации в области сек­суально-полового просвещения. Определенный процент детей в настоящее время начинает половую жизнь в 12—13 лет, не зная самых элементарных вещей о предохранении от беременности, заражении инфекционными заболеваниями, тяжелых послед­ствиях ранней половой жизни для создания семьи, рождения детей.

Общечеловеческое воспитание

Сейчас, во время осознания челове­чеством, насколько невелик и хру­пок наш общий дом Земля, нельзя

говорить о полноценном формировании культуры современ­ной личности без сформированности у нее глобального, обще­человеческого мышления.

Отрицательные последствия промышленного производства во всем мире, нищета и антисанитарное состояние народов во многих странах и у нас могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Острые мировые проб­лемы — обеднение художественной культуры, размывание со­зданных человечеством духовных ценностей, борьба с голодом и эпидемиями требуют международного сотрудничества в разных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители под­линного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются:

— развитие в детях сознания объективного характера гло­
бальных противоречий, неизбежной причастности всех и
каждого к их преодолению;

— обеспечение понимания учащимися единства и взаимо­
связи патриотизма, интернационализма, межнацио­
нальной и расовой терпимости с решением общечелове­
ческих задач;

— налаживание контактов и сотрудничества между детьми
всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохране­
ние окружающей среды, за сотрудничество в области на­
уки и культуры.

Основное противоречие общечеловеческого воспитания про­является как нарастание, с одной стороны, требований к под­растающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуще-

ствлять международное сотрудничество. С другой — существо­вание среди части молодежи бездумного, равнодушного отно­шения к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

Механизмамиосуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. Входе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, помогаю­щие свободному общению детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание явлений, происходя­щих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники при­нимают непосредственное участие в деятельности, направлен­ной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписыва­ются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено и в процессе обучения. Уча­щиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках исто­рии и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т. п.). На уроках музыки дети разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, свя­занные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры; на уроках физики знакомятся с научными данными, которые получены в результате тесного сотрудничества и совме­стных исследований российских и зарубежных ученых.

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями Рос­сии в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внима­ния заслуживает изучение деятельности ООН и ее междуна­родных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.

Критерием воспитанностив духе общечеловеческих проб­лем является знание и понимание их детьми, а показателем — интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практиче­ская деятельность в этом направлении.

Все компоненты базовой культуры личности взаимосвяза-

ны и взаимообусловлены, поэтому в реальном учебно-воспита­тельном процессе практически сложно в изолированном виде выделить процесс формирования любого из них, но воспитате­лю необходимо знать их совокупность, специфические задачи | иособенности.

Вопросы и задания

1. Какие компоненты составляют базовую культуру личности? Счи-
j таете ли вы, что этого достаточно? Что еще можно добавить?

2. Проанализируйте содержание обучения в одном из классов по
I предмету вашей специализации: какие знания, умения, навыки, опыт

творческой деятельности и отношений, взгляды и убеждения формиру-| ются по каждому компоненту базовой культуры личности.

3. Воспроизведите теорию, раскрывающую сущность содержания и
I путей формирования каждого компонента базовой культуры личности.

4. Проанализируйте планы воспитательной работы классного руково-
I дителя и определите все ли компоненты базовой культуры личности в

нем учтены? Чему уделено недостаточное внимание? Чему — избыточ-I ное? Как вы думаете, почему так произошло?

5. Посетите урок в школе по своей специальности и проанализируйте,
I что было сделано на нем в плане формирования базовой культуры лично-
! сти.

Литература

Газман О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденно­го классного руководителя. М., 1992.

Дерябо С. Д. и др. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д,1996.

ЗуевДД. Школьный учебник. М., 1983.

Ильин Е. И. Психология физического воспитания. М., 1987.

Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспе­ктивы. М.,1991.

Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера мо­лодежи. М., 1993.

Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., 1983.

Учебные стандарты школ России. В 2 кн. М., 1995.

ХрипковаА., КолесовД. В семье сын и дочь. М., 1985.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.,1998.

Все нужное для ребенка, что может быть исполнено

им самим и исполнение чего соответствует его умению,

должно быть предоставлено его самостоятельности.

П.Ф. Лесгафт

Глава 9

Наши рекомендации