Тема 3.1. Волонтерство как социальный феномен современного общества
Цель: дать представление о волонтерстве как социальном феномене современного общества, развить способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-4, ОПК-7)
Перечень изучаемых элементов содержания:
Волонтёрство: мне это нужно самому – личностно и профессионально.
Это нужно моей Родине.
Ключевые подходы к волонтёрству в мировой практике.
История и мотивация волонтёрства.
Отрабатываем название курса
Волонтёрство, волонтёрская деятельность, волонтёр.
Соотношение понятий «волонтёрство» и «добровольчество».
Волонтерство и милосердие. Волонтерство и общественное призрение. Волонтерство и благотворительность. Волонтерство и социальная помощь.
Вопросы для самоподготовки:
Почему каждый человек должен быть добровольцем и попробовать себя в волонтёрстве?
Какой он – идеально добрый житель Планеты Земля?
В чем главная ценность волонтёрства?
Почему волонтёрство – это глобальный процесс, глобальная сеть, технология и образовательный процесс?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: задание
Составьте опись своих даров, которыми вы готовы безвозмездно поделиться со своими однокурсниками. Распечатайте данный список.
Подпишитесь на аккаунты волонтерских проектов (по разным направлениям волонтёрства) в социальных сетях в сети Интернет.
Напишите пост на тему «Мой опыт волонтёрской деятельности», разместите его в социальной сети. Направьте ссылку на данный пост на электронную почту [email protected].
Групповое решение кейс-задач «Управление ситуациями»
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:тесты, рефераты.
Тема 3.2. Волонтерство: идеи, ресурсы, инструменты и сфера деятельности.
Цель: сформировать знания о правовых основаниях волонтерской деятельности в России и за рубежом; особенностях организации и практической деятельности волонтеров с различными категориями населения (ОК-7).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Вовлечение в волонтерство: куда пойти и что делать.
Какой опыт волонтёрства у кого был? Рефлексия.
Компетенции. Компетенции, необходимые волонтеру: ответственность, лидерство, умение работать в команде, стрессоустойчивость.
Принципы волонтерской деятельности. Этика волонтёра. Этика и этичное поведение. Правила поведения волонтёра. Правила волонтёрской коммуникации в проекте. Правила бесконфликтного поведения. Объекты и субъекты волонтерской деятельности. Основные задачи, возникающие при определении характера и содержания волонтерской деятельности.Основные задачи, определяющие необходимость функционирования социального института волонтерства в российском обществе.
Мотивация на волонтерскую деятельность.
Вопросы для самоподготовки:
Что для вас важнее всего в волонтерстве: эмоции, миссия, полезные связи, компетенции, деньги, репутация?
Расскажите, хотелось бы вам стать волонтёром и почему?
Какие противопоказания существуют для волонтерской деятельности?
Как удовлетворить образовательные потребности человека, семьи, организации, территории в простых (на примерах занятия в студенческой группе, спонтанной очереди, протестного митинга, студпрофкома, сценария мероприятия) и сложных (на примере вуза, муниципалитета и Российской Федерации) системах?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: деловая игра
Определение потребностей организации и учреждения (на примере своего университета) - деловая форсайт-игра «Качели времени» юбилейного вуза».
Привлечение практиков, методистов, управленцев, работающих в волонтёрских организациях
Самостоятельное проведение аудита фонда библиотеки по теме «Волонтерство»
Тема 3.3. Опыт реализации социального волонтёрства в России и за рубежом. Проектирование волонтерского действия и роли в проекте.
Цель: изучить опыт реализации социального волонтерства в отношении различных категорий населения в России и за рубежом; сформировать умение проектировать волонтерское действие (ОПК-4, ОПК-7).
Перечень изучаемых элементов содержания:
Проектирование волонтерского действия и роли в проекте
Оказание помощи отдельным гражданам и социальным группам населения в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Объекты социального волонтерства и технологии работы с ними:
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Граждане пожилого возраста и ветераны Великой Отечественной Войны
Люди с инвалидностью
Малоимущие граждане
Безнадзорные и беспризорные дети и подростки
Лица, подверженные социально-опасным болезням
Пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций
Лица без определенного места жительства
Несовершеннолетние родители
Крупнейшие проекты в области социального волонтёрства в России: благотворительные фонды «Подари жизнь», «Виктория», «Линия жизни» и др.,
Вопросы для самоподготовки:
Почему для любого человека другой человек – всегда только цель?
Почему счастье каждого – в счастье ближнего?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: кейс-задачи
Групповое решение кейс-задач «Управление ситуациями»
Ситуация. Рассказ волонтера: «В прошлую субботу, когда я пришел в детский дом для репетиции постановки спектакля, меня не пустил охранник, хотя накануне в пятницу я позвонил и обо всем договорился с директором. Но охранник сказал, что у него нет никакой информации ни о каких волонтерах, и что вообще все это подозрительно и он вызывает милицию...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Я не смог провести занятие, потому что у меня был важный зачет, а предупредить, что занятия не будет, я не успел. И, вообще, у меня сессия...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне кажется, что ко мне относятся как к бесплатной рабочей силе и все время что-то требуют от меня, чтобы я таскал шкафы, разгружал «гуманитарку», приходил каждый день. А я не могу, у меня есть и другие дела...».
Ситуация. Рассказ волонтера: «Мне не нравится то, что мы делаем. Да, это важно, но очень однообразно, и мне кажется, что мало эффективно...»