Система воспитания и образования при Екатерине II
Наказ императрицы Екатерины II 2 Педагогическая деятельность И.И. Бецкого
1. В 60 - 80-е гг. XVIII века, во время правления Екатерины II,программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения, стал так называемый "Наказ императрицы Екатерины II". Согласно этому документу:
✓ за каждым сословием закреплялось строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание;
✓ воспитание должно начинаться с детства, с внушения "страха Божия" как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих его сословию;
✓ надо прививать детям любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству;
✓ детей с раннего возраста необходимо приучать к трудолюбию, поскольку праздность является источником зла;
✓ особое внимание Екатерина II обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности.
Российская система воспитания и образования создавалась Екатериной II не без влияния западноевропейских просветителей:
✓ Дж. Локка, чей педагогический трактат "Мысли о воспитании" в русском переводе стал ее настольной книгой;
✓ Ж.-Ж. Руссо, у которого Екатерина II заимствовала идею создания, по ее выражению, "новой породы людей";
✓ идеи французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения, на основе которых Екатерина II применила сословный принцип.
Окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие.
В 1783 году по приказанию Екатерины II была издана книга "О должностях человека и гражданина", являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений.
Эта учебная книга стала манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было статьвоспитание религиозное, в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.
О повороте к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением, говорят и написанные самой Екатериной произведения, носящие педагогическую направленность: "Выбранные российские пословицы", "Продолжение начального учения".
2. В 1763 году Екатерина II назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795), хорошо знакомого с педагогическими идеями Запада.
И.И. Бецкой составил доклады и уставы, в том числе "Генеральный план воспитательного дома" (1764) и "Краткое наставление о воспитании детей", где в трактовке вопросов физического, умственного и нравственного воспитания идет вслед за Руссо и Локком. Бецкому принадлежат проекты воспитания "идеальных дворян". По предложениям Бецкого были открыты следующие учебно-воспитательные учреждения:
✓ воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764)
и Академии наук (1765);
✓ Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре - Смольный институт (1764);
✓ Коммерческое училище в Москве (1772).
При основании Смольного института для девушек из дворянских семей был использован французский культурно-просветительский опыт. В институте существовали
✓ общая программа - русский язык, география, история, арифметика,
иностранные языки,
✓ курсы политеса для смолянок из знатных семей,
✓ курсы домоводства для менее родовитых учениц.
Смольный институт оказался первым государственным средним женским учебным заведением в Европе.