Профессиональная культура социального педагога
Профессиональная культура педагога – это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
В профессиональной сференеобходимымиявляются такие качества:
общая культура; гуманистическая ориентация личности и деятельности; способность к системному видению проблем школы, педагогических явлений и процессов, к творческому принятию решений; владение современными педагогическими и управленческими технологиями, культура коммуникаций; креативность мышления и деятельности в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. В последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя — основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.
В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Многие ученые выделяют следующие составляюще компоненты профессионально-педагогической культуры: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологическийкомпонент включает профессионально-педагогические знания мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику. В процессе педагогической деятельности учитель овладевает идеями и концепциями, знаниями и умениями, составляющими гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Умение в давно известном увидеть и оценить новое составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя.
Технологический компонент включает способы и приёмы педагогической деятельности учителя, его способность структурировать профессиональную деятельность и выстраивать её по определённому алгоритму, учитывая этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции. Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, раскрывает исторически меняющиеся способы и приёмы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования.
Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их.
Нет-52
52
Педагогический инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с подростками, который является составной частью профессионального мастерства. А на основе, проведенного нами исследования, видно, что социальным педагогом в их деятельности просто необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его нужно повышать. Потому что меняются подростки, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы в работе с воспитанниками.
социальный педагог использует следующий инструментарий:
формы , методы и средства .
Формы:
Он проводит беседы, лекции о половом воспитании, лекции на темы: “Помоги себе сам”, “Укрепи и сохрани свое здоровье” и другие, лекции о правовой защите подростков, консультации по проблемам трудоустройства подростков и решении жилищных проблем. Также социальный педагог проводит лекции и семинары для родителей по проблемам воспитания детей.
Консультации
Игры
Тренинги
Собрании
Профилактика
При этом педагог использует следующие методы:
внушения, убеждения, сопереживания и эмоционального заражения.
Кроме того, социальный педагог составляет картотеки неполных семей с указанием сведений о родителях, воспитании подростков, детей – сирот, ведет учет об оказании материальной и финансовой помощи.
Также в воспитательной работе с подростками социальные педагоги используют средства, то есть наглядные пособия, книги, радио, телевидение, а также виды деятельности, в которые вовлекаются подростки.
А теперь, перейдем к выводу.
Формы, средства, методы воспитания очень важны в работе социального педагога с воспитанниками, так как они развивают их личность и воспитывают ее.
Кроме этого педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка педагог использует определенные методы воспитания в работе с ним. И именно это является условием эффективности работы специалиста.
Так же в своей работе социальн. Педагог использует:
Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:
Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов.
Бланки социально-педагогического наблюдения.
Бланки анализа документов..
Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе.