Проблемы формирования связной речи детей дошкольного возраста
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Как подчеркивает О.С.Ушакова, «в каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи» [51; с. 34].
Проблемой развития связной речи детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие педагоги, это К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, М.М.Конина, В. В. Гербова, О. С. Ушакова и др.. В их исследованиях указывается необходимость и важность обучения дошкольников описанию.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что одной из главных задач обучения детей является развитие у них «дара слова», т.е. умения рассказывать. Для развития «дара слова» он предлагал различные упражнения, которые должны быть самостоятельными, чтобы ребенок сам выбирал тему изложения своего сочинения; систематическими, чтобы находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед; логическими, чтобы находить главную мысль и схватить саму систему изложения. Он рекомендовал давать темы для описания и повествования. [47; с. 35].
Е. И. Тихеева, основоположник методики развития речи дошкольников, последовательница К.Д.Ушинского, также подчеркивала необходимость работы по развитию речи. Она полагала, что овладеть всеми видами и проявлениями речи – значит овладеть орудием умственного развития человека.
Особое внимание Е.И.Тихеева уделяла развитию умения составлять описательные рассказы. Е. И. Тихеева рекомендовала следующую последовательность при обучении детей описанию:
1. описание предметов, при непосредственном их наблюдении;
2. далее по памяти;
3. по воображению [48].
При обучении родной речи Е. И. Тихеева рекомендовала использовать наглядность, особенно картинки, т.к. они способствуют развитию наблюдательности, мышления и речевых умений. Этот аспект лег в основу многих последующих исследований развития связной речи дошкольников (М.М. Конина, О. И. Соловьева, Е. И. Радина и др.).
Вклад в развитие связной речи, в обучение детей различным видам высказывания, внесла Л. А. Пеньевская. Она отмечала, что дети самостоятельно, по своей инициативе, без специального обучения не вводят в свои рассказы элементы описаний; это свидетельствует о трудности усвоения этого вида речевых сообщений дошкольниками, и он очень редко встречается в их речевой практике.
Л.А.Пеньевская предложила типизацию тем для детских рассказов. В числе этих тем называются и те, которые способствуют развитию описательной речи. Они выстраиваются в следующей последовательности:
1) описание предметов, наглядно воспринимаемых ребенком;
2) описание хорошо знакомых предметов по представлению;
3) описание впечатлений, полученных на экскурсии, празднике и т.п.;
4) описание хорошо знакомых действий, протекающих в определенной последовательности;
5) описание событий из личного опыта.
Л.А.Пеньевская полагала, что описание предметов, непосредственно воспринимаемых детьми, является наиболее простой формой занятий, развивающих описательные качества. Такие занятия доступны детям 5-6 лет. Рассказы о предметах по памяти представляют несколько большую трудность в описании, так как требуют работы памяти и воображения. Эти занятия также проводятся с детьми 5-6 лет, но уже не в форме дидактических игр, а в форме непринужденных рассказов детей на обязательных занятиях.
В становление методики обучения дошкольников связной речи, внесли вклад многие выдающиеся педагоги (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородич и др.), которые подчеркивали важность данной работы, разрабатывали методы и приемы, которые используются до сих пор.
Более детальным изучением вопросов развития связной речи и разработкой методики формирования умений описательного высказывания занимались – О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.А.Зрожевская, Т.Ткаченко, Н.Кондратьева, О.Сомкова, Т.Ляшко и другие.
Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др. указывают, что процесс развития связной речи в любом типе высказывания, в том числе и описания, должен основываться на формировании языковых обобщений и элементарного осознания детьми элементов текста. В исследованиях, проведенных под их руководством, обосновываются следующие критерии связности:
1.соответствие высказывания теме, ее раскрытие, содержательность высказывания;
2.структурированность высказывания;
3.использование разнообразных средств выразительности: сравнений, эпитетов, метафор, определений;
4.индивидуальность в отборе содержания высказывания [46].
Исследования Н. Г. Смольниковой доказали, что основной причиной не умения дошкольников составить рассказ является неосознанность структуры текста. Процесс обучения составлению рассказов различных типов: описания или повествования, должен быть основан на осознании детьми структуры.
Описание – это текст, начинающийся с определения и названия объекта, раскрывающий далее его особенности: качества, свойства, признаки и т.д. Структура описания такова: называние объекта (начало), перечисление его признаков и особенностей (середина), вывод или оценочное суждение (конец). Необходимо отметить, что структура не является строго регламентированной и предполагает варьирование частей.
Описание существенно отличается от повествования. А.А.Зрожевская подчеркивает, что при формировании у дошкольников умения описывать объект, педагог должен знать отличительные особенности этого типа связного высказывания от других: статичность содержания (повествование – динамичность), отсутствие действующего лица и прямой речи (повествование – персонажи, передача диалога), использование глаголов настоящего времени (повествование – допустимо употребление разных времен глаголов) [18].
А. А. Зрожевская отмечает, что при описании дошкольники испытывают трудности в выделении основных признаков предмета. Кроме того, дети очень часто с описания переходят в повествование. Поэтому необходимо детей систематически и целенаправленно обучать составлению монологов-описаний, формируя у них знания о структуре этого типа высказывания и его особенностях.
Многочисленными исследованиями (Г. Я. Солганик, С.Г.Якобсон и др.) доказано, что обучение описанию влияет не только на развитие речевых умений, но и на сенсорное развитие ребенка, на развитие наблюдательности, психических процессов (памяти, воображения, мышления). В процессе этого обучения дети учатся замечать красоту и своеобразие окружающих объектов. Поэтому важная роль при обучении описаниям отводится также занятиям по экологии, изодеятельности, математике, на которых дети наблюдают различные объекты окружающего мира, учатся обследовать и анализировать их.
О. С. Ушакова и Е. М. Струнина говорят о необходимости обучения дошкольников описанию игрушки, предметных и сюжетных картинок, собственных рисунков, явлений природы, людей и животных [53].
При первоначальном обучении описанию дошкольников Т. Ткаченко предлагает использовать в работе специальные схемы [49].
Схемы можно использовать при описании игрушек, предметов одежды, посуды, овощей и фруктов, времен года. Любая схема представляет собой лист картона 45 х 30 см, разделенный на 6 квадратов: 1-ый квадрат – цвет (4 образца), 2-ой квадрат – форма (не закрашенные геометрические фигуры), 3-ий – величина (два предмета разной величины), 4-ый – материал (образцы различных материалов), 5-ый – части предмета, 6-ой – действия, совершаемые с данным объектом. Содержание квадратов может меняться в зависимости от описываемого предмета.
Н. Кондратьева и О. Сомкова предлагают в работе по формированию умения составлять описательный рассказ использовать предметную, предметно-схематическую и полностью схематическую модель [21; 76].
На первом этапе обучения описанию используется предметная модель – набор предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа. Например, для описания кошки можно использовать такие картинки: кошка, кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве, мышка, собака и т.д. Педагог предлагает отобрать соответствующие картинки на эту тему. Каждый ребенок выбирает картинки по собственному усмотрению. Таким образом, при помощи предметных моделей формируется умение воспроизвести представления об объекте, отбираются факты для описания, мысленно представляется их взаимосвязь.
Когда дети уже легко справляются с заданием составить описательный рассказ по предметной модели, Н. Кондратьева и О.Сомкова предлагают усложнить задание и использовать схематические изображения, имеющие обобщенные значения (предметно-схематическую и полностью схематическую модели). Главное отличие предметно-схематической модели от предметной в том, что она включает меньшее количество изображений.
Н. Кондратьева и О. Сомкова полагают, что предложенные ими варианты моделей «помогают детям определять последовательность изложения» [21; с. 56].
Т. Ляшко рекомендует для развития умения составлять связное высказывание описательного характера использовать «алгоритм, построенный на основе системного оператора, используемого в ТРИЗ, метода эмпатии и приемов, предложенный В. Н. Григорьевым» [28; с. 56].
Данный алгоритм состоит из нескольких ступеней, «помогающих без особых проблем рассказать о любом предмете» [28; с. 57].
Первая ступень – ее условный знак светофор. Желтый цвет – назвать предмет (например, чайник); красный – назвать класс, к которому относится (посуда); зеленый – назвать основные элементы, из которых состоит объект (корпус, ручка, крышка, носик).
Вторая ступень – РЦФВ, т.е. размер, цвет, форма, вещество.
Третья ступень – название функций. На этой ступени нужно рассказать о назначении объекта: игрушка – играть, веселить; ножницы – разрезать; замок – охранять имущество, дом.
Четвертая ступень – сравнение. При переходе на эту ступень объект сравнивается с другими объектами по цвету, форме, размеру, веществу, функциям, по тем ощущениям, которые он вызывает.
Пятая ступень – время. Любой объект существует и развивается во времени. На этой ступени необходимо подумать и рассказать, чем был объект десять, двадцать лет назад, что его ожидает в будущем.
Шестая ступень – эмпатия. Это метод, при котором автор рассказа вживается в определенный образ и уже из этого образа ведет рассказ.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей, развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании.
Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Итак, для развития умения дошкольников составлять описание можно использовать любые методы и приемы, предлагаемые различными авторами. Главное, чтобы дети поняли структуру описательного высказывания и научились составлять связный рассказ.
Таким образом, развитие связной речи является одной из основных задач, решаемых в дошкольном возрасте. Исследования педагогов К.Д.Ушинской, Е. И. Тихеевой, О.С.Ушаковой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной и др. доказывают, что дети дошкольного возраста вполне способны овладеть всеми типами связного высказывания: описанием, повествованием, рассуждением.
Используя различные методы и приемы можно добиться достаточно высоких результатов развития умения составлять описание. Главными условиями успешной работы в этом направлении являются формирование осознанности и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ВЫВОД по I ГЛАВЕ.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами.
Изучив и проанализировав литературу по теме , мы пришли к выводу, что на четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды и мебели. Шире начинает пользоваться, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Проявляются зачатки монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространённые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Инициатива к общению всё чаще и чаще исходит от ребёнка. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она чаще недостаточна в словарном и совершенно в грамматическом отношении, со стороны произношения ещё недостаточно чиста и правильна.
К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей, они всё чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью, обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
К концу шестого года ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он почти правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.Таким образом, речь является главным средством общения и познания.
ГЛАВА 2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА