Средства обучения чтению и организация урока
План:
1. Структура и содержание букваря (азбуки).
2. Школьная (классная) доска, наборное полотно.
3. Система обучения грамоте Н.А. Зайцева.
1.
Первыми учебниками начинающего читателя являются букварь или азбука. Основной отличительной чертой современного букваря является последовательность изучения звуков и букв, основанная на принципе частотности употребления звуков /букв/ в русской речи. Расположение звуков /букв/ по частотному принципу позволяет: а) разнообразить лексику букваря и ускорять процесс развития техники чтения; б) проводить целенаправленную работу по развитию речи и мышления учащихся в связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений со словом, предложением, связным текстом. С этой целью в букварях помещены схемы слов, предложений, помогающие первокласснику опираться на абстрактный, но наглядный материал учебника.
Альтернативой частотного принципа построения букваря является такой способ обучения письму и чтению, при котором ребенку с самого начала, при чтении и письме первых слогов и слов, открывается общий закон русской письменности, лежащий в основе прочтения любого открытого слога. Этот общий позиционный принцип русского чтения можно сформировать до знакомства с большинством букв. Ребенок, владеющий принципом позиционности, принципом упреждающей ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного; способен прочесть слог (слово) с любой новой буквой, как только узнает у взрослого ее фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письменности представлен в «Букваре» Д. Б. Эльконина и определяет порядок изучения букв. Методика предписывает вводить правило: «Видишь согласную букву - не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы а, о, у, ы, э, то перед ними буква обозначает твердый согласный звук; если это я, ё, ю, и, е, то перед ними буква обозначает мягкий согласный звук».
В букваре и азбуке, как правило, представлена принятая структура каждой авторской системы обучения грамоте, однако соблюдается общий принцип учебной книги: каждая страница фиксирует ежедневный поурочный материал, соответствующий подготовительному (добуквенному) и основному периодам организации освоения детьми процессов чтения и письма.
Следует отметить, что дидактический материал на страницах современных азбук выгодно отличается наличием многообразных возможностей создания игровых ситуаций и системой занимательных упражнений. На проведение подготовительных упражнений в азбуке отводится большее количество времени, чем в предшествующие годы. это вполне оправданно, так как содержание работы на данном этапе расширено, увеличен объем аналитических упражнений, необходимых для дальнейшего успешного обучения чтению. Кроме того, предусмотрено практическое усвоение учениками некоторых теоретических сведений, ранее не включавшихся в добуквенный период: «пробел», ударение, гласные и согласные звуки, слияние звуков.
Первый учебник школьника хорошо иллюстрирован, и это не случайно: конкретно-образное мышление ребенка требует визуальной опоры'. Использование текстов, рисунков, иллюстраций дает учителю возможность организовать на уроке жизненно важные учебные ситуации для формирования речевых умений: понимать тему (о чем?), а в ясных случаях и основную мысль (что именно хотел сказать автор), связывать последовательность предложений с последовательностью мыслей, устанавливать нужную последовательность предложений; сравнивать значения слов, замечать значимость слова в тексте, находить незнакомые слова, подбирать слова для выражения мысли в соответствии с установкой; создавать и разыгрывать диалоги, короткие рассказы, рассказывать сказки, пользуясь при этом различными средствами выразительности устной речи.
Большая часть современных учебников чаще всего ориентируется на способ «чтение - письмо», что определяет всю систему занятий, структуру учебника и прописи, подбор материалов, направленных как на подготовку работы по формированию первоначальных умений чтения и письма, так и на выработку самого механизма чтения и письма.
Современные учебники составляют, как правило, УМК, в котoрый входит набор всех пособий для обучения грамоте (букварь, прописи, методические руководства, тетради для раскрашивания и печатания и т.п.). К ним дополнительно приобретаются необходимые средства наглядности: наборное полотно, куда вставляются слоги, звуковые схемы, слова и предложения. Набор карточек может содержать и цветовое изображение звуков, и слоги, и звуковые схемы, и транскрипцию звука («в домике» - например, [н], [н'], [а], [с], [р']).
2.
Школьная (классная) доска как важнейшее средство наглядности играет существенную роль в организации внимания детей, упорядочения информации, переработки ее в знание. Можно сказать, что доска - это «экран сознания учителя», так же как тетрадь ученика - это его «экран сознания». С самого начала следует приучать учащихся (и себя) к тому, что на доске отражается ход урока и по записям на доске всегда можно восстановить учебную деятельность. По системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова на доске отмечается весь ход урока: левое крыло отдано повторению изученного на предыдущем уроке, в середине учитель записывает то, что читается или списывается учениками с доски, а правое крыло отводится под постановку учебной задачи («проблемы»), которая будет решаться на следующем уроке (после периода обучения грамоте - и для домашнего задания).
Наборное полотно как одно из ведущих средств наглядности периода обучения грамоте позволяет на каждом уроке тренировать умение ребенка переводить звучащее слово в его графический эквивалент. Следует помнить, что, как и звуковой анализ, звуковой и графический синтез требуют тщательного отбора слов: начинают с тех, в которых совпадает звуковая и буквенная оболочки (сыр, том, дым и т.п.), постепенно переходят на двусложные с ясным произнесением безударногo слога (маки, луна, дети, рыбы, ласты и т.п.), а слова с сильно редуцированными звуками на наборном полотне набирать не рекомендуется.
Наборное полотно может быть классным - большим по размеру - и висеть около доски, и индивидуальным - небольшие кассы разрезных букв и буквенных слогов. Учитель может руководить действиями учеников через соотнесение индивидуальных средств наглядности и общеклассных. В этом случае могут быть использованы и учебники, из которых предлагается взять слово для прочтения, и выставленный на классном полотне материал, подобранный учителем или учениками. Наборное полотно, как и школьная доска, может использоваться при введении новых букв, при закреплении изученного матeриала и в качестве формы контроля для проверки знаний и умений первоклассников.
3.
К тому методическому подходу, который предлагал В.А Сухомлинский, близка нетрадиционная система обучения грамоте Н. А Зайцева. Уроки по учебно-методическому комплексу Н. А Зайцева, состоящему из кубиков, таблиц и других наглядных пособий, проводятся с детьми, не умеющими читать и писать, не знающими букв, не владеющими звуко-буквенным анализом или владеющими в недостаточной мере, условно в четыре этапа (длительность каждого этапа варьируется в зависимости от сформированности навыка), и достигают положительного результата в очень короткие уроки. Первый этап обучения подготовительный, его цель - привлечение внимания к кубикам и таблицам, развитие умения манипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и короткий - 5 занятий: с первых же минут у детей начинает формироваться скоординированность системы анализаторов «ухо - глаз - рука - голова»), развивается осознание звуковой стороны речи, просыпается интерес к познанию.
Следующий этап обучения, длительность которого примерно 2 занятий, имеет цели учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все кубики рядом, не допуская между ними разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам. Благодаря тому что у кубиков множество признаков они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритмических движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все склады. При работе с материалом активизируется работа всех мозговых центров: происходит, во-первых, активизация, «пробуждение» нервных клеток, они включаются в «работу» и, во-вторых, формируется такие важные и необходимые для чтения и письма связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухокинестетические и т.д. Высокая мотивация у детей к этому типу бучения определяется разнообразием игровых ситуаций, что одновременно способствует более успешному усвоению материала.
На следующем, 3-м этапе дети научаются выкладывать из кубиков короткие беспредложные фразы, читать их, обнаруживать место большой буквы, точки (восклицательного и вопросительного знаков) в конце предложения, запятой, определять расстояние между словами, а также учатся начертанию букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. Этот этап занимает приблизительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков необходимо посвятить все время до конца учебного года, т. е. 5-6 месяцев. На этом же этапе начинается обучение начертанию печатных букв по пособию «Пишу красиво», благодаря которому, обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки, а также нарушений чтения и письма. Надо отметить, что к началу 3-го этапа все дети овладевают механизмом чтения, а детям с серьезными отклонениями в развитии доступно послоговое чтение. На 3-м этапе заканчивается этап кубиков и таблиц: пропадает необходимость пользоваться ими для обучения, но возникает возможность применять таблицы для самоконтроля, исправления ошибок (детьми самостоятельно), для обобщения и уточнения приобретенных знаний. Занятия по обучению грамоте обеспечены всеми необходимыми учебными пособиями и проводятся в соответствии с методическими рекомендациями, сопровождающими весь УМК.
Итоговый, 4-й этап обучения грамоте связан с письмом и пропедевтикой орфографических умений. Начиная ориентироваться на листе бумаги в клетку, писать печатными буквами в тетради в клетку под диктовку и самостоятельно (списывание), дети закрепляют знания о буквах и некоторых знаках препинания (работа с интонацией), отрабатывают беглость чтения, продолжают составлять схемы слов, предложений; учитель одновременно дает представление об орфографии: дети повторяют словарные слова, знакомятся с правилами написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, разделительный Ь и о и Т.Д., учатся писать небольшие диктанты, фрагменты игр (написание слов и фраз кубиками) используются на занятиях по лексике и грамматике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия.
Чаще всего уроки обучения грамоте в 1 классе проводятся раздельно - сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму. Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешанных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связывалась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного макета, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звуко-буквенным и слого-звуковым анализом и т.д. На такие совмещающие обучение чтению и письму - уроки рассчитан учебник по обучению грамоте, созданный К. Д. Ушинским. Такого типа уроки практиковали Л. Н. Толстой и его учителя, работавшие в Яснополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской губернии, на основе таких уроков появились знаменитые «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» Л. Н. Толстого. Во второй половине ХХ в. широко распространял опыт такого рода уроков известный учитель В.А. Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. В своей знаменитой книге «Сердце отдаю детям» замечательный педагог писал: «Опыт показал, что на первых порах в классе не должно быть "чистых" уроков чтения, письма, арифметики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование. Вот вижу, что чтение начинает утомлять ребят. Говорю: "Откройте, дети, свои альбомы, нарисуем сказку, которую мы читали ... "».
Специфика современного урока обучения чтению заключается в том, что методично формируются умения, развивающие читательскую самостоятельность школьников при работе с книгой. Например, в «Азбуке» В. Г. Горецкого уже на седьмом уроке учащиеся, знакомясь с согласными звуками, обнаруживают элементы, сходные с другими страницами книги: начинают страницу печатные буквы - заглавная и маленькая, рядом с ними «в домиках» те звуки, которые этими буквами обозначаются; лента звуков и букв; картинка для рассказывания, слоги для чтения. Рассматривание страницы как начало урока позволит организовать целеполагание: открывая на новом уроке новую страничку, ученики будут восстанавливать действия прошлого урока, опираясь на знакомые элементы букварной странички.
Все уроки обучения грамоте однотипны по содержанию и структуре. Основные виды работ и их последовательность определяются фактическим материалом букварных страниц. По сюжетной картинке составляется рассказ, из него под руководством учителя выделяются предложения, содержащие слово, предназначенное для слого-звукового анализа. Слова для анализа подобраны таким образом, чтобы произношение их не расходилось с написанием во избежание впоследствии возможных орфографических ошибок. Слого-звуковой анализ слов проводится с опорой на схемы, которыe моделируют не только количество и порядок звуков в слове, ю и характер их взаимосвязи. Результатом слого-звукового анализa является выделение изучаемого гласного звука из оптимальной позиции в слове (для гласных - это начало слова, предпочтительное в ударной позиции). Следует отметить, что при выборе исходных для анализа слов обеспечен опережающий звуковой анализ: используется весь диапазон русских гласных и согласных звуков.
Каждый гласный звук рассматривается в основных его признак (выдыхаемый воздух не встречает преград, звук произносится голосом, образует слог) и в противопоставлении характерным признакам согласных звуков (выдыхаемый воздух встречает преграду, звук произносится с шумом - при наличии или отсутствии голоса, слога не образует). На всех этих уроках в игровой форме проводятся упражнения в составлении моделей (схем) слова, определении звукового состава слога и слова, произнесении букв и слов. Например, по «Азбуке» В. Г. Горецкого дети определяют, в каких из трех слов (щука, окунь, сом) имеется звук [о], и устанавливают, под какую схему и как следует положить букву о. Таким образом, на уроке ученики не только узнают, как изученный звук обозначить буквой, но и учатся правильно раскрывать звуковое назначение читаемой буквы (читать буквы гласных - значит называть их). Так, в подготовительном периоде обучения грамоте по обновленному учебнику В. Г. Горецкого - «Русской азбуке» - наряду с традиционными чертами многое является продолжением и развитием традиции. Несколько усилена теоретическая направленность занятий в этот период. Разнообразные задания, даваемые ученикам, вполне посильны для них, выполнение их во многом облегчено четким расположением фактического материала на букварной странице, его достаточной повторяемостью, игровой формой упражнений.
Опытные учителя заводят собственную методическую копилку средств, например, из детских журналов вырезают картинки, стишки, небольшие сказки, рассказы, чтобы использовать их для индивидуальных заданий на уроке; делают для учеников тетрадки-«малышки» (разрезанная пополам тетрадь в клетку или блокнотик), в которых дети самостоятельно рисуют звуковые схемы слов и затем, глядя на доску, сверяют свои схемы с образцом, - так начинается формирование первых умений самоконтроля.