Средства обучения чтению и организация урока

План:

1. Структура и содержание букваря (азбуки).

2. Школьная (классная) доска, наборное полотно.

3. Система обучения грамоте Н.А. Зайцева.

1.

Первыми учебниками начинающего читателя являются букварь или азбука. Основной отличительной чертой современного букваря является последовательность изучения звуков и букв, основанная на принципе частотности употребления звуков /букв/ в русской речи. Расположение звуков /букв/ по частотному принципу позво­ляет: а) разнообразить лексику букваря и ускорять процесс развития техники чтения; б) проводить целенаправленную работу по разви­тию речи и мышления учащихся в связи с анализом содержания прочитанных текстов и выполнения специальных упражнений со словом, предложением, связным текстом. С этой целью в букварях помещены схемы слов, предложений, помогающие первокласснику опираться на абстрактный, но наглядный материал учебника.

Альтернативой частотного принципа построения букваря явля­ется такой способ обучения письму и чтению, при котором ребен­ку с самого начала, при чтении и письме первых слогов и слов, открывается общий закон русской письменности, лежащий в ос­нове прочтения любого открытого слога. Этот общий позицион­ный принцип русского чтения можно сформировать до знакомства с большинством букв. Ребенок, владеющий принципом позици­онности, принципом упреждающей ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного; способен прочесть слог (слово) с любой новой буквой, как только узнает у взрослого ее фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письмен­ности представлен в «Букваре» Д. Б. Эльконина и определяет по­рядок изучения букв. Методика предписывает вводить правило: «Видишь согласную букву - не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы а, о, у, ы, э, то перед ними буква обозначает твер­дый согласный звук; если это я, ё, ю, и, е, то перед ними буква обозначает мягкий согласный звук».

В букваре и азбуке, как правило, представлена принятая струк­тура каждой авторской системы обучения грамоте, однако соблю­дается общий принцип учебной книги: каждая страница фиксиру­ет ежедневный поурочный материал, соответствующий подготови­тельному (добуквенному) и основному периодам организации освоения детьми процессов чтения и письма.

Следует отметить, что дидактический материал на страницах современных азбук выгодно отличается наличием многообразных возможностей создания игровых ситуаций и системой заниматель­ных упражнений. На проведение подготовительных упражнений в азбуке отводится большее количество времени, чем в предшеству­ющие годы. это вполне оправданно, так как содержание работы на данном этапе расширено, увеличен объем аналитических упраж­нений, необходимых для дальнейшего успешного обучения чте­нию. Кроме того, предусмотрено практическое усвоение ученика­ми некоторых теоретических сведений, ранее не включавшихся в добуквенный период: «пробел», ударение, гласные и согласные звуки, слияние звуков.

Первый учебник школьника хорошо иллюстрирован, и это не случайно: конкретно-образное мышление ребенка требует визу­альной опоры'. Использование текстов, рисунков, иллюстраций дает учителю возможность организовать на уроке жизненно важ­ные учебные ситуации для формирования речевых умений: пони­мать тему (о чем?), а в ясных случаях и основную мысль (что имен­но хотел сказать автор), связывать последовательность предложе­ний с последовательностью мыслей, устанавливать нужную после­довательность предложений; сравнивать значения слов, замечать значимость слова в тексте, находить незнакомые слова, подбирать слова для выражения мысли в соответствии с установкой; созда­вать и разыгрывать диалоги, короткие рассказы, рассказывать сказ­ки, пользуясь при этом различными средствами выразительности устной речи.

Большая часть современных учебников чаще всего ориентиру­ется на способ «чтение - письмо», что определяет всю систему за­нятий, структуру учебника и прописи, подбор материалов, направленных как на подготовку работы по формированию первоначаль­ных умений чтения и письма, так и на выработку самого механиз­ма чтения и письма.

Современные учебники составляют, как правило, УМК, в ко­тoрый входит набор всех пособий для обучения грамоте (букварь, прописи, методические руководства, тетради для раскрашивания и печатания и т.п.). К ним дополнительно приобретаются необ­ходимые средства наглядности: наборное полотно, куда вставля­ются слоги, звуковые схемы, слова и предложения. Набор карточек может содержать и цветовое изображение звуков, и слоги, и звуковые схемы, и транскрипцию звука («в домике» - например, [н], [н'], [а], [с], [р']).

2.

Школьная (классная) доска как важнейшее средство наглядно­сти играет существенную роль в организации внимания детей, упо­рядочения информации, переработки ее в знание. Можно сказать, что доска - это «экран сознания учителя», так же как тетрадь уче­ника - это его «экран сознания». С самого начала следует при­учать учащихся (и себя) к тому, что на доске отражается ход уро­ка и по записям на доске всегда можно восстановить учебную дея­тельность. По системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова на доске отмечается весь ход урока: левое крыло отдано повторению изу­ченного на предыдущем уроке, в середине учитель записывает то, что читается или списывается учениками с доски, а правое крыло отводится под постановку учебной задачи («проблемы»), которая будет решаться на следующем уроке (после периода обучения гра­моте - и для домашнего задания).

Наборное полотно как одно из ведущих средств наглядности пе­риода обучения грамоте позволяет на каждом уроке тренировать умение ребенка переводить звучащее слово в его графический эк­вивалент. Следует помнить, что, как и звуковой анализ, звуковой и графический синтез требуют тщательного отбора слов: начина­ют с тех, в которых совпадает звуковая и буквенная оболочки (сыр, том, дым и т.п.), постепенно переходят на двусложные с ясным произнесением безударногo слога (маки, луна, дети, рыбы, ласты и т.п.), а слова с сильно редуцированными звуками на наборном полотне набирать не рекомендуется.

Наборное полотно может быть классным - большим по раз­меру - и висеть около доски, и индивидуальным - небольшие кассы разрезных букв и буквенных слогов. Учитель может руко­водить действиями учеников через соотнесение индивидуальных средств наглядности и общеклассных. В этом случае могут быть использованы и учебники, из которых предлагается взять слово для прочтения, и выставленный на классном полотне материал, подобранный учителем или учениками. Наборное полотно, как и школьная доска, может использоваться при введении новых букв, при закреплении изученного матeриала и в качестве формы кон­троля для проверки знаний и умений первоклассников.

3.

К тому методическому подходу, который предлагал В.А Сухо­млинский, близка нетрадиционная система обучения грамоте Н. А Зайцева. Уроки по учебно-методическому комплексу Н. А Зай­цева, состоящему из кубиков, таблиц и других наглядных пособий, проводятся с детьми, не умеющими читать и писать, не знающи­ми букв, не владеющими звуко-буквенным анализом или владею­щими в недостаточной мере, условно в четыре этапа (длительность каждого этапа варьируется в зависимости от сформированности навыка), и достигают положительного результата в очень короткие уроки. Первый этап обучения подготовительный, его цель - привлечение внимания к кубикам и таблицам, развитие умения ма­нипулировать кубиками, а также следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. Этот этап достаточно простой и ко­роткий - 5 занятий: с первых же минут у детей начинает форми­роваться скоординированность системы анализаторов «ухо ­- глаз - рука - голова»), развивается осознание звуковой стороны речи, просыпается интерес к познанию.

Следующий этап обучения, длительность которого примерно 2 занятий, имеет цели учить самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова, ставить все ку­бики рядом, не допуская между ними разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам. Благодаря тому что у кубиков множество признаков они резко отличаются по цвету, звуку, весу, размеру, графике), в работе с таблицами используются приемы пропевания и ритми­ческих движений, дети в кратчайшие сроки запоминают все скла­ды. При работе с материалом активизируется работа всех мозговых центров: происходит, во-первых, активизация, «пробуждение» нерв­ных клеток, они включаются в «работу» и, во-вторых, формиру­ется такие важные и необходимые для чтения и письма связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо­кинестетические и т.д. Высокая мотивация у детей к этому типу бучения определяется разнообразием игровых ситуаций, что од­новременно способствует более успешному усвоению материала.

На следующем, 3-м этапе дети научаются выкладывать из ку­биков короткие беспредложные фразы, читать их, обнаруживать место большой буквы, точки (восклицательного и вопросительног­о знаков) в конце предложения, запятой, определять расстояние между словами, а также учатся начертанию букв на бумаге и доске карандашом, мелом или фломастером. Этот этап занимает при­близительно 2 месяца, но закреплению полученных навыков не­обходимо посвятить все время до конца учебного года, т. е. 5-6 месяцев. На этом же этапе начинается обучение начертанию пе­чатных букв по пособию «Пишу красиво», благодаря которому, обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки, а также нарушений чтения и письма. Надо отметить, что к началу 3-го эта­па все дети овладевают механизмом чтения, а детям с серьезными отклонениями в развитии доступно послоговое чтение. На 3-м эта­пе заканчивается этап кубиков и таблиц: пропадает необходимость пользоваться ими для обучения, но возникает возможность применять таблицы для самоконтроля, исправления ошибок (детьми самостоятельно), для обобщения и уточнения приобретенных зна­ний. Занятия по обучению грамоте обеспечены всеми необходи­мыми учебными пособиями и проводятся в соответствии с мето­дическими рекомендациями, сопровождающими весь УМК.

Итоговый, 4-й этап обучения грамоте связан с письмом и про­педевтикой орфографических умений. Начиная ориентироваться на листе бумаги в клетку, писать печатными буквами в тетради в клет­ку под диктовку и самостоятельно (списывание), дети закрепляют знания о буквах и некоторых знаках препинания (работа с интона­цией), отрабатывают беглость чтения, продолжают составлять схе­мы слов, предложений; учитель одновременно дает представление об орфографии: дети повторяют словарные слова, знакомятся с пра­вилами написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, разделительный Ь и о и Т.Д., учатся писать небольшие диктанты, фрагменты игр (написание слов и фраз кубиками) используются на занятиях по лексике и грамма­тике, фонетике. Это способствует не только закреплению навыка чтения, но и решает задачи непосредственно самого занятия.

Чаще всего уроки обучения грамоте в 1 классе проводятся раз­дельно - сначала идет урок обучения первоначальному чтению, а за ним уже следует урок обучения элементарному письму. Между тем существует давняя традиция проведения своего рода смешан­ных уроков обучения грамоте, когда работа над чтением связыва­лась с письмом букв, слогов, слов, списыванием печатного маке­та, если он невелик по объему; письмо перемежалось с чтением, звуко-буквенным и слого-звуковым анализом и т.д. На такие ­совмещающие обучение чтению и письму - уроки рассчитан учеб­ник по обучению грамоте, созданный К. Д. Ушинским. Такого типа уроки практиковали Л. Н. Толстой и его учителя, работавшие в Яс­нополянской школе и школах Кропивенского уезда Тульской гу­бернии, на основе таких уроков появились знаменитые «Азбука», «Новая азбука», «Книги для чтения» Л. Н. Толстого. Во второй по­ловине ХХ в. широко распространял опыт такого рода уроков из­вестный учитель В.А. Сухомлинский и его учителя из Павлышской школы. В своей знаменитой книге «Сердце отдаю детям» замеча­тельный педагог писал: «Опыт показал, что на первых порах в классе не должно быть "чистых" уроков чтения, письма, арифме­тики. Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать, я стремился перейти к новому виду работы. Могучим средством разнообразия труда было рисование. Вот вижу, что чте­ние начинает утомлять ребят. Говорю: "Откройте, дети, свои аль­бомы, нарисуем сказку, которую мы читали ... "».

Специфика современного урока обучения чтению заключается в том, что методично формируются умения, развивающие читательскую самостоятельность школьников при работе с книгой. Например, в «Азбуке» В. Г. Горецкого уже на седьмом уроке учащие­ся, знакомясь с согласными звуками, обнаруживают элементы, сходные с другими страницами книги: начинают страницу печат­ные буквы - заглавная и маленькая, рядом с ними «в домиках» те звуки, которые этими буквами обозначаются; лента звуков и букв; картинка для рассказывания, слоги для чтения. Рассматривание страницы как начало урока позволит организовать целеполагание: открывая на новом уроке новую страничку, ученики будут восста­навливать действия прошлого урока, опираясь на знакомые эле­менты букварной странички.

Все уроки обучения грамоте однотипны по содержанию и струк­туре. Основные виды работ и их последовательность определяют­ся фактическим материалом букварных страниц. По сюжетной картинке составляется рассказ, из него под руководством учителя выделяются предложения, содержащие слово, предназначенное для слого-звукового анализа. Слова для анализа подобраны таким образом, чтобы произношение их не расходилось с написанием во избежание впоследствии возможных орфографических ошибок. Слого-звуковой анализ слов проводится с опорой на схемы, кото­рыe моделируют не только количество и порядок звуков в слове, ю и характер их взаимосвязи. Результатом слого-звукового анали­зa является выделение изучаемого гласного звука из оптимальной позиции в слове (для гласных - это начало слова, предпочтительное в ударной позиции). Следует отметить, что при выборе исхо­дных для анализа слов обеспечен опережающий звуковой анализ: используется весь диапазон русских гласных и согласных звуков.

Каждый гласный звук рассматривается в основных его призна­к (выдыхаемый воздух не встречает преград, звук произносится голосом, образует слог) и в противопоставлении характерным признакам согласных звуков (выдыхаемый воздух встречает пре­граду, звук произносится с шумом - при наличии или отсутствии голоса, слога не образует). На всех этих уроках в игровой форме проводятся упражнения в составлении моделей (схем) слова, оп­ределении звукового состава слога и слова, произнесении букв и слов. Например, по «Азбуке» В. Г. Горецкого дети определяют, в каких из трех слов (щука, окунь, сом) имеется звук [о], и устанав­ливают, под какую схему и как следует положить букву о. Таким образом, на уроке ученики не только узнают, как изученный звук обозначить буквой, но и учатся правильно раскрывать звуковое назначение читаемой буквы (читать буквы гласных - значит назыв­ать их). Так, в подготовительном периоде обучения грамоте по обновленному учебнику В. Г. Горецкого - «Русской азбуке» - на­ряду с традиционными чертами многое является продолжением и развитием традиции. Несколько усилена теоретическая направлен­ность занятий в этот период. Разнообразные задания, даваемые ученикам, вполне посильны для них, выполнение их во многом облегчено четким расположением фактического материала на бук­варной странице, его достаточной повторяемостью, игровой фор­мой упражнений.

Опытные учителя заводят собственную методическую ко­пилку средств, например, из детских журналов вырезают картинки, стишки, небольшие сказки, рассказы, чтобы использовать их для индивидуальных заданий на уроке; делают для учеников тетрадки-«малышки» (разрезанная пополам тетрадь в клетку или блокнотик), в которых дети самостоятельно рису­ют звуковые схемы слов и затем, глядя на доску, сверяют свои схемы с образцом, - так начинается формирование первых умений самоконтроля.

Наши рекомендации