Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа
Упражнение 1
Прочитайте, укажите случаи инверсии.
1. Сезон начался «Певцом из Палермо». Конечно, больше всех волновался я (Ф. Ш.). 2. Целый Урал свалился с души моей (Ф. Ш.). 3. Обширна и многообразна родившая нас страна (С.-М.). 4. На границах горькая разгоралась в тот год страда (Шол.). 5. Запахом тысячи трав и цветов спокойно дышала земля (С-Ц.).
Упражнение 2
Перестройте предложение
А. И. Герцен опубликовал в 1844 г. в журнале «Современник» повесть «Доктор Крупов»
так, чтобы оно отвечало на следующие вопросы:
1) Когда опубликовал А. И. Герцен повесть «Доктор Крупов»?
2) Где он опубликовал повесть «Доктор Крупов»?
3) Какую повесть он опубликовал?
4) Кто опубликовал повесть «Доктор Крупов»?
Запишите ваши ответы и расскажите о порядке слов в них.
Упражнение 3
Из данных слов и словосочетаний составьте предложения и запишите их. Мотивируйте (устно) избранный вами порядок слов.
1. В газете «Московский городской листок», первые произведения А. Н. Островского, в 1847 году, были напечатаны. 2. Добролюбов, на характер человека, убедительно, раскрыл, отрицательное влияние, в своей статье, крепостнических отношений. 3. Художественную летопись, в своем творчестве, создал, Тургенев, русской общественной жизни, в течение нескольких десятилетий. 4. Выражает, взгляды Маяковского, наиболее полно, на задачи советской поэзии, вступление к поэме «Во весь голос».
Упражнение 4
Прочитайте предложения, укажите, какие в них допущены ошибки в порядке слов. Исправьте и перепишите.
1. Молчалин тоже заводит разговор о чинах с Чацким. 2. Молодой, талантливый естествоиспытатель, Базаров мог бы сделать блестящую карьеру в науке. 3. В произведении было раскрыто с большой обличительной силой растлевающее влияние самодержавия и крепостничества на человека. 4. Комедия «Горе от ума» была написана в 1824 году А. С. Грибоедовым. 5. Кульминационным пунктом является в повести осада Оренбурга войсками Пугачева и их поражение. 6. Неразрывная связь с народом художника. 7. Драматург показал весь вред советов Луки на гибель Актера.
Упражнение 5
В данные предложения включите помещенные в скобках распространенные определения, присоединив их к выделенным существительным. Место распространенного определения выберите сами.
1. Наиболее древние из памятниковрусской литературы относятся к XI веку (дошедший до нас). 2. «Слово о полку Игореве»стало известно нам лишь в самом конце XVIII века (написанный в конце XII века). 3. В качестве художественных средств в «Слове» широко используются образы (характерный для народной поэзии). 4. В М. В. Ломоносове воплотились лучшие черты(свойственный нашему народу). 5. Ученыйзаложил основы русской научной терминологии (прекрасно знавший многие языки). Очень многие из научных терминов применяются и сейчас (предложенный им).
Упражнение 6
Прочитайте и укажите неправильности, допущенные при построении причастных оборотов. Исправьте и перепишите.
1. Произведения сатирика бичевали пороки существовавшего строя в царской России. 2. Нарисованные писателем образы помещиков в поэме стали нарицательными. 3. Написанный роман молодым автором вызвал широкую дискуссию. 4. Впервые поставленная на сцене пьеса в 1902 году пользуется огромным успехом.
Упражнение 7
Перепишите, заменяя (где это возможно) придаточные определительные предложения распространенными определениями, выраженными причастными оборотами или прилагательными с зависимыми словами. В предложениях с двумя придаточными замените одно из них распространенным определением.
1.Отряд продвигался под темными сводами деревьев, которые росли вперемежку с кустарником. 2. Берег, к которому мы пристали, был покрыт высокой травой. 3. Оригинальный вид имеют заросли тростников с длинными листьями, которые легко поворачиваются в ту сторону, в которую дует ветер. 4. Случайный выстрел мог всколыхнуть воздух, который увлек бы за собой шаровую молнию. 5. Лодка, которую влекло тихое течение, медленно приближалась к отмели. 6. У боцмана был вид человека, который исполняет чрезвычайно ответственное дело, в котором ничтожное нарушение может привести к серьезным последствиям. 7. Горные хребты, которые издали окаймляют долину, увенчаны причудливыми скалами, которые издали похожи на руины древних замков. 8. Побережье, которое осветили лучи только что взошедшего солнца, было очень красиво. 9. Западный склон горного хребта, который был обращен к реке, покрывал смешанный лес, который носил следы недавнего пожара.
Упражнение 8
Прочитайте, укажите, какие неточности допущены в построении предложений. Исправьте их и перепишите.
1. Авторская ремарка указывает на стук топора, который доносится из-за кулис. 2. По жанру это эпическое произведение среднего размера, в котором показана жизнь одного героя. 3. Роман «Мать» — произведение, которое было написано на основе действительных событий, которые происходили в Сормове. 4. Именно Софья первая распускает слух о болезни Чацкого, который тут же подхватывается другими. 5. Замечателен язык романа, который особенно выразителен в речи Печорина.
Упражнение 9
Перепишите, заменяя (где это возможно) придаточные предложения деепричастными оборотами.
1. А. Н. Радищев обличает самый строй, самодержавно-крепостнические порядки царской России, ибо справедливо видит в них источник зла. 2. Когда Радищев описывает положение крестьян, он показывает ужасающую нищету народа. 3. Так как писатель понимает губительность для страны царизма и крепостного права, он призывает народ к восстанию. 4. Имя К- Ф. Рылеева стало широко известно читателям, когда появилось его стихотворение «К временщику». 5. Если вы признаете справедливость моих доводов, то должны сделать для себя необходимые выводы. 6. Хотя Молча-лин ведет беседу с Чацким в весьма заискивающих тонах, внутренне он, несомненно, ощущает превосходство своего образа жизни. 7. Когда выходил очередной номер журнала «Современник», читатели встречали его с огромным интересом. 8. Когда артистка поет народные песни, она как бы вся перевоплощается.
Упражнение 10
Перепишите, заменяя деепричастные обороты придаточными предложениями. При выполнении надо иметь в виду, что одному деепричастному обороту могут соответствовать несколько видов придаточных предложений с различными союзами. Приведите соответствующие варианты.
1. Перешагнув через порог, мы попали в довольно странное помещение. 2. Он сильно беспокоился о здоровье матери, долго не имея от нее писем. 3. Готовясь к контрольной работе, внимательно повторите изученный материал. 4. Почувствовав себя утомленным, я все же решил докончить чтение статьи.
Упражнение 11
Прочитайте, укажите, какие неправильности допущены при построении сложных предложений. В чем причина таких ошибок? Исправьте ошибки и перепишите предложения.
1. Герой романа показан в обычной обстановке русской действительности, в образе которого воплощены черты передовой дворянской интеллигенции. 2. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаем о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. 3. Автор показывает героев, людей чистых и честных, и как самодержавие тянет их на дно. 4. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступал в полк. 5. Соба-кевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они были живыми. 6. Это был человек, который получил хорошее образование, прекрасно разбирающийся в людях. 7. В центре внимания — герой, противостоящий обществу, который вступает в конфликт с ним. 8. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким. 9. Базаров с гордостью заявляет, что мой дед землю пахал. 10. В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу». 11. Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу все знать.
Упражнение 12
Прочитайте «Некоторые советы о том, как повысить свою грамостность» (см. Приложение 2) и не допускайте ошибок, о которых написано в данном материале.
Словарь по теме
Синтаксические ошибки - это нарушение норм согласования, управления, сочетания однородных членов предложения, порядка слов в предложении, нарушение структуры абзаца и сложного синтаксического целого.
Инверсия – это особое расположение слов в предложении, не совпадающее с их обычным порядком.