Формирование основ нравственной культуры школьника. Сущность нравственности личности. Диагностика нравственной воспитанности школьника
Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль».
В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственностьразличны.
Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля.
Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм.
Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.
Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы.
Исходное начало, которому подчинены нормы – нравственные принципы.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями.
Нравственный идеал – образец нравственного поведения.
Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе.
Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются:
- формирование нравственных отношений в классе, школе;
- этическое образование учащихся;
- формирование опыта нравственного поведения.
Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений:
- отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе;
- отношение к обществу – уважение правовых основ общества;
- отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность;
- отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола;
- отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.