Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению
Это специальный принцип уголовного процесса, закрепленный в ст. 19 УПК. Сущность его заключается в том, что суд, орган уголовного преследования оценивают доказательства, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств уголовного дела в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения от-носимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения достаточности для окончания предварительного расследования и разрешения уголовного дела в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 105 УПК).
Принцип оценки доказательств по внутреннему убеждению осуществляется на всех стадиях уголовного процесса. Доказательство может быть оценено как во время его получения, так и в совокупности с другими имеющимися в материале или уголовном деле доказательствами.
Следователь, дознаватель во время осмотра места происшествия могут обнаружить какой-либо предмет. Они здесь же оценивают его с точки зрения относимости к материалу либо уголовному делу после его возбуждения. В случае, когда они приходят к выводу о том, что предмет имеет отношение к совершенному преступлению, осматривают его, результаты осмотра фиксируют в протоколе и изымают в качестве вещественного доказательства.
Решение о привлечении лица в качестве обвиняемого следователь, орган дознания могут принять, когда убеждены, что это лицо причастно к совершению преступления и собрано достаточно доказательств для предъявления ему обвинения. Если такого убеждения у них пока не имеется, они не вправе привлекать кого-либо в качестве обвиняемого и обязаны продолжать производство следственных и иных процессуальных действий по собиранию доказательств.
Закончить предварительное расследование следователь, дознаватель могут только тогда, когда они выполнили все необходимые следственные действия по уголовному делу и у них сформировалось убеждение о том, что по делу собраны достаточные доказательства для передачи дела прокурору для направления в суд. Прокурор направляет уголовное дело в суд, когда, изучив его, приходит к убеждению о том, что по делу установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию, и имеется достаточно доказательств для направления дела в суд. В данном случае убеждения прокурора, а также следователя, органа дознания, дознавателя относительно собранной по делу совокупности доказательств совпадают. Если же у прокурора по делу относительно собранных доказательств убеждение иное, чем у следователя, органа дознания, дознавателя, он возвращает уголовное дело им для производства дополнительно предварительного расследования.
Если суд по результатам исследования в ходе судебного разбирательства собранных по делу доказательств приходит к убеждению, что виновность обвиняемого в совершении преступления ими подтверждается, то выносит обвинительный приговор. Когда же у суда убеждение относительно виновности обвиняемого в совершении преступления иное, чем у органа уголовного преследования, то он выносит оправдательный приговор либо, если считает, что предъявленных доказательств недостаточно для постановления приговора, в соответствии с ч. 5 ст. 302 УПК по ходатайству сторон приостанавливает производство по делу на срок до одного месяца и предлагает государственному обвинителю организовать проведение дополнительно следственных и иных процессуальных действий для получения новых доказательств, подтверждающих или опровергающих предъявленное обвинение.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 УПК никакие доказательства для органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда не имеют заранее установленной силы. Это означает, что прежде чем принимать какое либо решение по уголовному делу, орган, ведущий уголовный процесс, обязан проверить достоверность доказательств и оценить их достаточность, а также с точки зрения их относимости и допустимости. Если имеющиеся в деле доказательства вызывают какие-либо сомнения, то все сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Приговор не может быть основан на предположениях. Орган уголовного преследования и суд могут принимать решения по материалу или уголовному делу лишь в случаях, когда убеждены, что обстоятельства совершенного преступления исследованы всесторонне, полно и объективно.