Профессиональные кодексы, хартии, декларации профессиональных цехов и их этические основы

«Вся их жизнь направлялась не законами, статутами и предписаниями, а доброй свободной волей… В их регламенте значилась одна лишь статья: «Делай, что хочешь». Ибо люди свободные, благородные образованные, живущие в приличном обществе, уже от природы обладают инстинктом и побуждением, которые толкают их на добродетельные поступки и отвлекают от порока: этот инстинкт называется честью» Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Вопросы деклараций, кодексов (от сodex – книга, свод законов), цеховых хартий (от chartes –бумага, грамота, документ) заслуживают особого внимания. Кодексы профессиональных цехов создаются как дополнение к законодательству, регулирующему деятельность профессионалов, как правило, по их собственной инициативе в результате самоопределения, при участии юристов, специалистов по этике для повышения ответственности специалистов за свои действия.. Они напоминают о нравственных целях профессии, являются итогом осмысления конкретных этических проблем. В кодексах формулируются стандарты профессионального поведения, отмечаются наиболее важные правила деятельности, подчас упоминаются традиции. Так в кодексе медицинской сестры России напоминается, что традицией является оказание медицинской помощи коллеге бесплатно. Возникнув как способ конкретизации должностных обязанностей в историческом прошлом, кодексы берут начало со знаменитой «Клятвы Гиппократа». Постепенно они становятся своеобразными сводами законов внутрикорпоративного пользования, эффективной формой контроля деятельности профессионалов. Они предусматривают досудебные (внутрицеховые) меры наказания, вплоть до исключения из цеха, что в ряде случаев влечет утрату доверия клиентов и может оспариваться в судебном порядке по иску о нанесении морального вреда.

В странах, где каждый профессиональный цех имеет собственный кодекс, а в некоторых профессиях, - каждое предприятие, каждая фирма считает за честь и обязанность взять на себя дополнительные этические правила по отношению к клиентам и персоналу, практика этих текстов отработана, как и практика контроля их выполнения. Но и здесь нередки расплывчатые формулировки, чересчур абстрактные обобщения. К настоящему времени сложилось три типа этических кодексов. Это, во-первых, регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Таковые составляются для корпораций на специальных симпозиумах, разрабатываются наиболее авторитетными практиками с привлечением специалистов – этиков. Однако бывают исключения. Кодекс для создателей кино придумал бывший Министр почт У.Хейс.

Второй тип кодексов – относительно краткие хартии, декларации. Таковые, как правило, создаются в самом начале, в процессе формирования нового цеха. Это своего рода Декларации о намерениях. Являясь фактом самосознания новой корпорации или нового этапа в развитии отрасли, он свидетельствует о желании организаторов консолидировать вокруг себя здоровые силы отрасли. Некоторые корпорации, фирмы создают подробные, регламентирующие деятельность различных подразделений кодексы, содержащие обязательства по отношению к потребителям, партнерам, коллегам и т.п.

Среди кодексов существуют международные, общепрофессиональные, всемирные.

Например, Глобальный этический кодекс туризма, принятый в 1999 году, свидетельствует о формировании проблемного поля этики туризма, он призван объединить здоровые силы туристического бизнеса в разных странах и континентах. В нем много конкретики и это естественно.

В-третьих, это подробные кодексы конкретных фирм, организаций, конкретизирующие обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом. (См.: Этос предпринимательства. М., 1995, с. 5-13, Ю.Ю.Петрунин, В.К.Борисов. Этика бизнеса М.,2000). Кодексы, как правило, учитывают национальную и местную специфику, проблемы в деятельности специалистов, существующие прецеденты. Так в кодексе судьи Индии особое внимание уделяется независимости судьи, при этом подчеркивается независимость от родственников. По всей видимости, в Индии, где в историческом прошлом разделение общества на касты усугубляло патриархальные устои морали, необходимость объективности и независимости в деятельности судьи может и должна подчеркиваться пунктом о раздельном проживании судьи и адвоката, если они являются членами одной семьи.

В России процесс разработки кодексов только начинается. В медицине, журналистике, юриспруденции возрождаются традиции доблестного служения Отечеству, принимаются соответствующие документы, отражающие общемировые стандарты. В нарождающемся предпринимательстве также очевиден интерес к профессиональному самоопределению, этическим основам деятельности. Созданием кодексов чаще всего занимаются директора по персоналу, юристы, психологи. Характерно, что и журналисты, и составители кодексов полагают, что так и должно быть, хотя речь идет об этических основах деятельности: «РС: Насколько я знаю, Вы по образованию экономист. Это было довольно смело с Вашей стороны - взяться за написание такого документа. Ведь обычно в создании чего-то подобного участвует группа юристов, психологов…Л.(директор по кадрам производителя сети моментального питания-Е.П.)Да, я получил два образования - техническое и экономическое. Наверное, это было действительно смело: такая сложная категория - этика, человеческие взаимоотношения. Но, по большому счету, этике нигде не учат. И у человека в зрелом возрасте она или есть, или ее нет. Я считаю, что документ получился, этические нормы соблюдены…» (Из интервью журналиста Л.Шишковой - httр://www.job-todey.ru/issue/s46_99_1.htm). Как видно из приведенного текста, кодекс этики составляет человек, полагающий, что её нигде не изучают, т.е. не только не обученный сам, но и не имеющий представления об информационном поле профессиональной этики. Как если бы экономическую программу деятельности фирмы составлял бы не экономист, а, например, этик.

Однако случаются и очень удачные попытки. Например, Российский кодекс предпринимательской этики. Среди подобного рода текстов встречаются и не очень устоявшиеся формулировки, пространные рассуждения, даже курьезы вроде того, что «гонорар должен быть разумным», словно он не гонорар, а гомо сапиенс (Кодекс адвоката Восточно-Сибирской коллегии…). Конечно, участие этиков не может гарантировать безупречных текстов кодексов, но ими, по крайней мере, может быть профессионально осмыслена проблема этики конкретного цеха. Так, во всяком случае, происходит повсюду, будем надеяться, что будет и у нас …

Этичность предпринимательства, экономики достигается не только созданием профессиональных этических кодексов, но и наличием контроля их соблюдения.

Корпоративная ответственность и общественный контроль деятельности профессионалов

«Первое наказание для виновного состоит в том, что он не может оправдаться перед собственным судом». Ювенал

В современном мире приняты различные формы контроля деятельности профессионалов. Он имеет как государственные, так и частные формы. В ряде стран приняты и широко применяются Законы о защите прав потребителей, наказывающие и материально, и лишением свободы производителей недоброкачественных товаров и услуг. Временное или постоянное лишение лицензии на конкретную деятельность с публичным обнародованием этого факта, публикация результатов деятельности комиссии по контролю за качеством и ряд других форм помогают обществу блокировать действия недобросовестных специалистов. Но в этических вопросах действует корпоративный контроль. В журналистике, адвокатуре и ряде других профессий существуют комиссии по этике, решение которых является законом для специалистов, и игнорирование его может иметь следствием изгнание из профессионального цеха - исключение из коллегии, ассоциации или иной формы корпоративного единения.

Эти требования и этот контроль в свою очередь в настоящее время гарантирует не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем, корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. Так в марте 1999 года Совет управляющих (комиссаров) ЕС в полном составе уходит в отставку после доклада о коррупции в его рядах не потому, что доказана вина каждого, а потому, что «брошена тень» на авторитет коллектива.

Наряду с индивидульной ответственностью конкретных исполнителей, нарушающих этические нормы и стандарты деятельности, существуют также и «коллективные нарушители» - виновные корпорации, фирмы, ответственность которых является проблемой вменяемости и порождает «проблему адекватного распределения ответственности в корпоративных действиях» (Ленк Г.Проблема ответственности в этике экономики и технологии: «Вопросы философии». 1998, №11.-С.33). Безусловно, руководитель, принимающий решения, определяющий стратегии и дающий поручения, несет львиную долю ответственности, но по мере роста «степеней влияния» конкретных менеджеров и исполнителей пропорционально возрастает и степень их ответственности. Наиболее эффективно принятие ответственности добровольно, что достигается поощрением и стимулированием инициативы.

В сложных случаях ответственность устанавливается Комиссией по этике.

Комиссии по этике

Статус комиссий по этике является промежуточным между общественными организациями, администрацией и институтом мировых судей. Комиссии по этике занимаются разработкой соответствующих Кодексов по этике конкретных фирм, контролируют их выполнение и вносят коррективы в их тексты. Они создаются для пропаганды и внедрения нравственных основ профессиональной деятельности. От их квалифицированного заключения зависит моральный климат не только конкретной фирмы, но и общества. Именно комиссии по этике, независимо от администрации, инструктируют новых сотрудников, вносят рекомендации по этическому обоснованию РR-акций и т.п. Они обязаны делать этическую экспертизу нововведений, касающихся многих сотрудников, условий их труда, его оплаты, их личного достоинства.

Комиссии по этике являются корпоративной формой разбирательства жалоб, как на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, причинение морального вреда потребителям, так и внутрифирменного решения конфликтов, предотвращения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кадровых служб, юристы, эксперты – профессионалы и специалисты по этике.

В некоторых видах деятельности заключение комиссий, экспертов по этике является обязательным. Так в ряде стран Европы и в США результаты экспериментов в области медицины, психологии, психиатрии, социологии принимаются к публикации только после приложения соответствующих заключений комиссий по этике, признающих соблюдение необходимых требований по отношению к участникам. Иногда сама жизнь приводит к появлению своеобразной этической экспертизы. В России в 90-годы, после того, как участились случаи бесчестных сделок по продаже жилья, приводивших к появлению бомжей, некоторые паспортные службы ввели особый порядок подписи заявлений на выписку. В них тем гражданам, которые получали заведомо худший вариант жилплощади, предлагалось написать, что они совершают обмен (продажу) жилья «добровольно и без принуждения». Таким образом паспортные службы пытались предотвратить преступления, подстраховать клиентов и себя, добиваясь «информированного согласия» потребителей своих услуг.

Когда в Законодательном собрании страны участились конфликты избранников народа, они сами пришли к необходимости создания Комиссии по этике, которая стала своеобразным институтом мирового соглашения, тем более, что по утвержденному ими самими закону, депутаты защищены судебным иммунитетом.

Как мне представляется, в недалеком будущем в России комиссии по этике будут столь же повсеместны, как и во всем мире.

Комиссии по этике определяют систему нравственного долга, но не могут рассматриваться как замена права в вопросах борьбы с коррупцией.

Наши рекомендации