Учет и изучение музейных фондов.
Формирование системы знаний о музейном предмете – это непрерывный научно-исследовательский процесс Исследование состава коллекции, разработка классификатора, регистрация музейного предмета в книге поступлений, запись в научный инвентарь, составление научного паспорта, создание научно-фондового справочного аппарата, подготовка к изданию каталогов, ввод информации в автоматизированный банк данных музейного собрания – это различные направления фондовой работы с музейными предметами, имеющие своей целью раскрытие их научно-информационного потенциала.
Успех работы любого музея по учету и изучению музейного фонда зависит от ряда условий: наличия и качества общегосударственных инструктивных материалов по учету фондов и составлению фондовой документации; уровня научных знаний сотрудников, составляющих эту документацию (в области музееведения, музейного источниковедения, истории, информатики, других вспомогательных и профильных для музея научных дисциплин); знания ими фондов своего музея; уровня технического обеспечения научно-фондовой работы.
Учет музейных фондов – это направление фондовой работы, целью которого является определение и регистрация музейных собраний и обеспечение их юридической охраны.
Учетная документация – это документация, складывающаяся в процессе учета музейных фондов. Она составляется по установленным инструктивными материалами стандартам (формам), содержит данные об отдельных предметах, о порядке их поступления в музей и фондовые подразделения (акты приема, книги поступлений, научные инвентари, учетные картотеки, карточки научного описания, топографические картотеки и др.), о группах предметов, объединенных общностью происхождения, принадлежности и места нахождения (акты приема комплекса предметов, коллекционные и полевые описи, групповые записи в книге поступлений). Типовые формы учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры Российской федерации. Учетная документация является также условием охраны прав музеев на полученные в результате изучения музейных предметов, коллекций, собраний научные данные о них. В музеях Российской Федерации юридическими учетными документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации, которые подлежат регистрации и вечному хранению. Фондовая документация помимо учетной включает документацию, образующуюся при классификации и систематизации фондов, а также в процессе их физической охраны (схемы научной организации фондов, планирования комплектования, документы по консервации и реставрации музейных предметов и др.).
В процессе учета осуществляется закрепление предметов за основным фондом или фондом научно-вспомогательных материалов, за определенным фондовым подразделением и конкретным научным сотрудником музея с целью обеспечения их сохранности и контроля за наличием предметов, входящих в фонды музея (сверка наличия фондов), и предметов, находящихся на временном хранении, а также создается научно-справочный аппарат музейных фондов.
Единство стандартов (типовых форм) при создании системы учетной документации, методов ее ведения, учетных единиц измерения определено Инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций и является необходимым условием для создания базы данных Музейного фонда и Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации.
Правилами действующей «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей» определены два основных этапа (ступени), отражающие степень изученности музейных предметов:
1) первичная регистрация и атрибуция (актирование и краткая запись в книге поступлений);
2) инвентаризация (научная регистрация музейных предметов в научных инвентарях соответствующих музейных коллекций).
На первом этапе учета происходит обработка поступающих в музей материалов – первичная регистрация и атрибуция в книге поступлений. Законность пребывания предмета в музее до решения фондово-закупочной комиссии оформляется актом приема или квитанцией на получение предмета у владельца. При покупке предмета необходимо письменное согласие владельца с указанием назначенной суммы, а также счет от владельца или магазина. Прием музеями предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, оружия регламентируется специальными нормативными документами. Акт приема на постоянное или временное хранение, а также на музейную экспертизу оформляется в процессе комплектования музейных фондов. По результатам фондово-закупочной комиссии акт подписывается главным хранителем, утверждается директором и скрепляется печатью музея, после чего он становится официальным документом и принимается к исполнению. Затем предмет (коллекция) вносится в главную книгу поступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов.
Научно-сырьевые материалы (в естественно-научных музеях и отделах природы краеведческих музеев) регистрируются в соответствующих книгах. Предметы обменного фонда регистрируются вместе с предметами основного фонда. Принадлежность их к обменному фонду фиксируется при помощи картотек.
Записи предмета в книгу поступлений предшествует составление учетной карточки, содержание которой дублирует графы книги поступлений. Учетные карточки располагаются в порядке возрастания номеров книги поступлений, образуют учетные картотеки основного и научно-вспомогательного фондов, являющихся основой для установления необходимых данных о музейных материалах и для составления других картотек музея.
Запись музейных предметов в книге поступлений производится попредметно или групповой записью (при наличии коллекционной или полевой описи), которой соответствует одна единица хранения, на базе всех сведений о них, зафиксированных в акте приема, в полевой документации.
Книга поступлений (главная инвентарная книга музея) музейных предметов состоит из 12 граф. На первом этапе учета осуществляется первичная атрибуция предмета – составление его общей краткой характеристики и отличительных признаков на основе информации о предмете, полученной в процессе собирательской работы: время поступления, наименование и краткое описание (автор, подписи, даты, клейма, среда бытования, подлинность и т.д.), физические признаки (сохранность, материал, техника, форма, размер, цвет и др.), источник и способ приобретения, цена при покупке, куда предмет передан. Первичной атрибуция музейного предмета в книге поступлений называется потому, что часть информации о нем (например, данные об авторстве, подлинности, времени создания и др.) может быть установлена только в процессе его углубленного изучения, которое происходит на втором этапе учета.
По правилам действующей Инструкции, книга поступлений до ее заполнения прошнуровывается, листы нумеруются, книга подписывается и опечатывается вышестоящей организацией. Исправления в книге поступлений допустимы только по правилам, определенным Инструкцией.
Предметам, поступившим на постоянное хранение, присваиваются порядковые номера, проставляемые на предметах вместе с шифром музея. Оформление поступивших в музей научно-вспомогательных предметов ведется в книге поступлений научно-вспомогательных материалов и ограничивается первым этапом учета. После регистрации в книге поступлений и шифровки предметы и сопутствующая им документация передаются в соответствующие музейные фонды по акту приема-передачи предметов на ответственное хранение. В отечественном музееведении система хранения фондов, как правило, совпадает с их основным структурным делением по типам и видам источников.
На втором этапе учета музейных коллекций предметы поступают в соответствующее фондовое подразделение, где проходят научную инвентаризацию, фиксирующую принадлежность предмета именно к этому подразделению, а также данные, полученные в процессе дальнейшего изучения предмета. На этом этапе проводится более углубленное и всестороннее его изучение – уточнение и дополнение первичной атрибуции, ввод новой информации в характеристику изучаемых предметов, комплексов, музейных коллекций.
В зависимости от характера источников, составляющих фонд музея, его сотрудники пользуются методами многих профильных научных дисциплин: источниковедения, искусствоведения, археологии, этнографии, информатики, архивоведения, археографии, палеографии, кодикологии, эпиграфики, библиотековедения, археологии, нумизматики, бонистики, сфрагистики, филателии, геральдики и др. Естественно, что работники небольших провинциальных историко-краеведческих музеев просто не в состоянии пройти весь этот путь самостоятельно. На помощь им приходят исследования и методические разработки специалистов научно-исследовательских центров и крупнейших музеев, определители, каталоги, справочники, альбомы, словари и т.д. Здесь очень важна роль научной библиотеки музея, комплектующей специальную научную и справочную литературу по названным аспектам.
Заполнение книг научной инвентаризации (научных инвентарей) ведется по типам источников, а внутри них – по видам материалов и только попредметно. Инвентаризация документирует результаты научного изучения и описания предметов основного фонда и закрепляет их за определенными музейными коллекциями, выполняя охранную функцию. Записи в научный инвентарь предшествует заполнение инвентарной карточки (карточка научного описания), дублирующей его графы. Инвентарные карточки, расположенные по мере возрастания номеров, образуют картотеки. На втором этапе учета на предмет наносится шифр фондового подразделения и конкретной группы, в которую он поступил, а также порядковый номер по книге научной инвентаризации.
Информация, содержащаяся в графах инвентарной книги, включает дату записи, порядковый номер предмета, его наименование, материал и технику изготовления, размеры, вес (для драгметаллов), описание предмета (форма, конструкция, утилитарное и знаковое назначение, изображения, надписи, клейма, печати и др.), легенду (сведения о времени, месте изготовления и бытования, авторстве, о событиях и лицах, связанных с предметом, сохранности и реставрации), а также учетные сведения (номер акта поступления, номер по книге поступлений, номер негатива) и др. В графе «примечания» даются также ссылки на использованную литературу, а в графу «составитель» вносятся фамилия, должность и подпись сотрудника, сделавшего записи.
Письменные источники на стадии научной инвентаризации учитываются и обрабатываются по правилам, разработанным руководящими архивными органами. Описи архивных фондов приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают перечень входящих в фонд единиц хранения. Учетное обозначение состоит из номера по книге поступления, номера фонда и номера единицы хранения.
По правилам действующей инструкции, все инвентарные книги до их заполнения прошнуровываются, листы нумеруются, книги подписываются и опечатываются вышестоящей организацией.
В инструкции рекомендуется также на наиболее ценные (уникальные) музейные предметы (памятники) и коллекции заводить научный паспорт, который является результатом всестороннего научного исследования предмета и помимо расширенных и уточненных данных научной инвентаризации содержит легенду (история происхождения, сведения о событиях и лицах, связанных с ним, о среде бытования, о взаимосвязи с другими музейными предметами), указания на аналоги, публикации, библиографию, данные о реставрации и др.
Фондовая информационная система – это взаимосвязанная совокупность материалов и документов, составляемых в процессе учета и хранения музейных фондов, фиксирующих результаты изучения музейных предметов и коллекций; она служит научным и информационно-поисковым целям, необходимым для выполнения социальных функций музея. Фондовая информационная система основана на общих принципах классификации музейного собрания и в идеале должна обеспечивать все информационные потребности пользователей. В традиционный состав научно-справочного аппарата входят: учетно-фондовая документация, каталоги, картотеки, путеводители и обзоры по фондам и др.
В последние годы процесс компьютеризации научно-фондовой работы идет по возрастающей: в музеях внедряются разнообразные компьютерные информационные системы (АИС, КАМИС, НИКА и др.). Успех этой работы зависит, прежде всего, от финансовых возможностей музея, а также от моральной готовности коллектива к овладению новейшими информационными технологиями.
Одно из безусловных преимуществ компьютерных информационных систем для научно-фондовой работы – возможность однократного ввода основной информации о музейном предмете и создание на этой основе всего комплекса учетной и научной документации, ее многоаспектного поиска. Задача состоит в том, чтобы определить основной носитель информации, который способен выполнять функцию накопителя базы данных о предмете на всех этапах его изучения, использования и хранения. Таким носителем, по сути, является инвентарная карточка и ее модификации. Разработчики указанных компьютерных программ указывают на соответствие параметров оформления всех документов «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей».
Сегодня около 80 музеев Российской Федерации (среди них Государственный Русский музей. Российский этнографический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Третьяковская галерея. Музей-заповедник «Московский Кремль», Рыбинский музей-заповедник и др.) пользуются современной комплексной автоматизированной музейной информационной системой (КАМИС), которая обеспечивает на качественном уровне решение широкого круга музейных задач учетно-хранительской, научной, реставрационной, издательской и административной деятельности. КАМИС разработан группой специалистов АООТ «Альт-Софт» (г. Санкт-Петербург). Это достаточно простая, гибкая, настраиваемая система, адаптирующаяся к музеям разных профилей и масштабов. В программу включена серия блоков: научно-хранительская, научно-фондовая работа, учетные операции, книги регистрации музейных предметов, работа с изображениями, административные функции и др. Удобна современная технология автоматизированного документооборота: сквозной учет, ведение всей документации, поиск учетной информации, сверка фондов, база данных музейных коллекций, включающая текст и изображение, и др. Аналогичная – информационно-справочная система НИКА-Музей – разработана Институтом новых технологий (г.Москва). На экспериментальном уровне она успешно внедрена в Музее истории Москвы и получила высокую оценку музейных работников. По сравнению с КАМИС она является более доступной в финансовом смысле. Ряд музеев идет по пути создания собственных вариантов базы данных.
Необходимость технологической модернизации обусловлена существенным усложнением условий функционирования и развития музеев, которые заинтересованы в интенсификации коммуникаций, в том числе и международных.
Музейная экспозиция.
Экспозиция – это важнейшее звено музейной коммуникации; только коммуникация, осуществляемая в процессе создания и восприятия экспозиции, может быть признана специфически музейной, не воспроизводимой в рамках других общественных институтов.
Само становление музея как института общественной памяти было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием. Хотя исторически экспозиция возникла и развивалась параллельно с коллекцией, элементы «протоэкспозиций» можно усмотреть в концептуализированном единстве интерьеров храмов, в аттрактивности выставок товаров на продажу, репрезентативности военных триумфов, когда вслед за колесницей триумфатора несли, а затем оставляли на некоторое время для всеобщего обозрения военные трофеи, произведения искусства, захваченные у противника, и т.п. Своеобразная мемориальная экспозиционность присутствовала в комплексах вещей, принадлежавших святым и в Средние века выставлявшихся в храме в отдельном киоте. В дни приема важных гостей правители устраивали для демонстрации своего богатства и значительности репрезентативные «выставки» драгоценной утвари в поставцах.
Термин «экспозиция», происходящий от латинского «expositio» (выставлять), в широком смысле означает любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Понятие «экспозиция» в музееведении формировалось постепенно. Долгое время этого понятия не существовало. Только к концу XIX в. в процессе роста и расширения музейных собраний происходит выделение из них «демонстрационных коллекций». И простейшее определение музейной экспозиции звучит так: это часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Сегодня под музейной экспозицией мы понимаем целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
В связи с развитием коммуникационного подхода утверждается взгляд на экспозицию как на знаковую систему и разрабатывается понятие языка экспозиции. Единицами языка в музее выступают музейные предметы; но лишь попав в музей, будучи «распредмечены» в процессе изучения и, приобретя новое значение, они начинают выступать в качестве знаков музейного языка.