Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической деятельности. 17. Отличие социально-педагогической коррекции от психологической коррекции
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
- Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее - ИДИ));
- организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
- способствование пропаганде здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.
Псих. коррекция а). И.В.Дубровина - это форма психолого-педагогической деятельности по исправлению, таких, особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологической системе критериев, не соответствуют оптимальной модели этого развития, возрастному ориентиру, как идеальному варианту развития человека на той или иной ступени онтогенеза.
б).Это процесс воздействия психолога на индивида или группу, кот. осущ. в целях изменения психологического состояния, проявлений, свойств психики , особенностей протекания псих. процессов в условиях обыденной жизни на специально организованных занятиях, который не связан с постановкой медицинского (психиатрического или патопсих.) диагноза и с использованием средств и процедур медицинского характера.
в). Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — системапедагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков
психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как
исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения),
так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения
положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и
физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-
воспитательная работа».
Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:
- восстановительную, предполагающую восстановление тех
положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления
трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о
его добрых делах;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка
стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом
в увлекающей его деятельности (в спорте, труде и т.п.);
- стимулирующую, направленную на активизацию положительной
общественно полезной деятельности ученика; она осуществляется
посредством осуждения или одобрения, т. е. небезразличного,
эмоционального отношения к личности подростка, его
поступкам;
- исправительную, связанную с исправлением отрицательных
качеств подростка и предполагающую применение разнообразных
методов коррекции поведения (поощрение, убеждение, пример
и т.д.)1.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую
очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребен- ка, подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать,
в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Кроме того, чрезвычайно важным представляется
анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выяснение того, насколько
оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, поиск ее корней и причин, возможных путей ее преодоления.