Особенности построения абилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Понятие «Абилитация» используется в таких областях как медицина, психология, специальная и социальная педагогика. Употребление понятия не является традиционным, а рассматривается в контексте проблем формирования личности в условиях аномального развития, ее социальной адаптации и социализации, коррекционно-воспитательного воздействия на инвалида.
С медицинской точки зрения абилитация- это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться.
С точки зрения специальной педагогики абилитация- комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития ребенка.
Абилитация в социальном контексте (Герасименко)-это создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможность личности реализоваться в данном сообществе, то есть развитие у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами здоровья могут возникнуть только в результате направленной работы специалиста.
Система абилитации больных инвалидов России только зарождается. (Создан департамент проблем семьи, женщин и детей, формируются центры реабилитаций). В настоящее время в РФ абилитация определяется как комплекс государственных, социально-экономических, юридических, педагогических и иных мероприятий по включению больных и инвалидов в активную социальную, общественную, трудовую деятельность.
Понятие абилитация и реабилитация не синонимы. Целью реабилитации является восстановление утраченных способностей. В отношении детей с врожденными или рано приобретенными нарушениями развития, речь должна идти не о возвращении способности, а о первоначальной её формировании, по этому применительно к детям следует употреблять термин абилитация.
Понятие социально культурной абилитации раскрываются в связи с рассмотрением таких социальных явлений, как социализация и социальная адаптация. Целью абилитации является повышение адаптивных возможностей ребенка с ОВЗ.
Пути реализации абилитации: культурно-досуговая деятельность – это специфическая практически основная сфера социальной жизни детского сада, семьи, учреждений доп. образования, которая создает внешние и внутренние условия для усвоения социокультурного опыта человечества и развития личности.
Целью создания условий для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции. Эта цель может быть достигнута решением комплекса следующий педагогических задач:
1. Формирование первоначальных представлений о культуре в целом.2. Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы ребенка. 3. Формирование уверенности в своих возможностях. 4. Укрепление психического и физического здоровья детей. 5. Формирование умения сдерживать свои желания, уважать мнения окружающих. 6. Обучению правильному использованию свободного времени, организации досуга. 7. Ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, проявление любви к родине. 8. Организация работы с родителями.
Разработка форм социального воспитания, внедрение эффективных технологий. Необходимо стремиться к тому, что бы ребенок познавал мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны, приносят радость и продвигают его в развитии. Например, игра – средство для выражения чувств, исследование отношений и самореализация. Игры корригируют подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе. Использование социокультурных технологий может помочь детям с ОВЗ.
Урок введения нового языкового понятия в специальной школе 8 вида. Задачи, структура, содержание.
Тема: «Приставка» ( 5 класс)
Задачи:
1) повторение: однокоренные слова, корень, окончание.
2) дидактические: введение нового языкового понятия «приставка», научить отыскивать приставку в слове.
3) коррекционно-развивающие: исходя из индивидуальных особенностей детей (например, исправление каллиграфических недостатков подчерка)
Оборудование: учебники, тетради, письменные принадлежности, прописи.
Ход урока:
Этапы урока: | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. Момент (Цель: проверить готовность детей к уроку и психологически настроить) | « Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Я буду называть предметы, а вы поднимайте их вверх. Пропись, тетрадь, ручка, карандаш, линейка» | Дети поднимают каждый предмет вверх. |
2. Словарная работа ( заучивание правильного написания словарных слов) | Учитель проводит словарный диктант из 10 слов ( автобус, адрес, аптека, библиотека, ботинки, вагон, воскресенье, герой, горизонт, девочка). После написания диктанта учитель собирает листки на проверку. | Дети пишут словарный диктант на листках, которые раздал учитель. |
3. Чистописание ( цель: исправление каллиграфических недостатков подчерка) | Учитель раздает прописи в которых отмечены задания для выполнения). Дети прописывают правильный образ буквы, наклон, соединения. 2-3 строчки заданий. | Дети выполняют задание в прописях. |
4.Физкультминутка(физические упражнения, направленные на снятие усталости) | Учитель проводит физкультминутку. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. | Дети выполняют физкультминутку. |
5. Повторение (актуализация опорных знаний) | На доске запись слов столбиком: Стол Столовая Ресторан Ребята, прочитайте слова, кто может сказать, что такое стол? А кто скажет, что такое столовая? А ресторан? Правильно. Ребята, а можно ли сказать, что все эти слова родственные? Правильно, потому что у слова ресторан другой корень, а у слов столовая и стол корень одинаковый. А кто помнит что такое «корень»? Давайте его выделим. А чтобы выделить корень, надо найти общую часть родственных слов, затем выделяем окончание, для этого меняем слова: стол-нет окончания, столы-окончание Ы Делаем обобщение, что такое корень, окончание, как найти. | Дети читают слова вслух. Отвечает сильный ученик- стол, это предмет мебели, мы за ним едим. Столовая- это место где все кушают, у нас в школе есть. Это тоже место, где много народу и там кушают. Нет, здесь только 2 родственных слова- это стол и столовая. Отвечают определение. Дети выделяют корень слова, находят окончание. (дети пользуются алгоритмами языковых разборов) |
6. Наблюдение над языковым материалом (Цель: выделение существенного признака-местоположение перед корнем) | На доске слова в столбик: Лететь Прилететь Улететь Долететь Вылететь А сейчас мы познакомимся с еще одной частью слова. Прочитайте слова на доске. Как можно назвать эти слова? почему? Молодцы, давайте выделим корень в этих словах. Ребята, а что же общее вы видите в этих словах? А чем отличаются? Правильно, эти слова отличаются началом слова. Значит в этих словах есть еще одна часть. Она располагается перед корнем и называется «приставка» Обобщаем, что такое корень, где стоит «приставка» | Читает слова вслух сильный ученик. Однокоренные. У них общая часть и они близкие по смыслу. Дети выделяют корень ЛЕТ. Корень. Началом слова. |
7. Физкультминутка( расслабление мышц глаз) | Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. | Дети выполняют задания. |
8. Знакомство с определением понятия (Цель: помочь детям осмысленно запомнить определение) | Ребята, а теперь открываем ваши учебники на стр. 30. Я прочитаю вам определение, а вы следите глазками. Приставкой называется часть слова, которая стоит перед корнем и обозначается так Еще раз прочитаем нам Даша. Похоже ли на то определение, которое мы дали? -как называется часть слова, которую мы назвали? - что такое приставка? - Где стоит приставка в слове? Читаем определение 5-6 раз. | Дети читают определение за учителем. Даша читает вслух. (многократное повторение) Похоже. Приставка. Это часть слова, которая стоит перед корнем. Перед корнем. |
9. Упражнения в образовании слов с помощью «приставки» | Открываем упр. 74. Читаем слова в первом столбике. Сначала я, потом все вместе. -как можно назвать эти слова? Теперь выделяем корень в этих словах. Давайте сравним, что общего и чем отличается слово НЕС от остальных? Ребята, правильно, давайте перепишем слова в тетрадь из первого столбика и выделим корень и приставки. Обобщаем- приставка, это часть слова, стоит перед корнем и выделяется так | Однокоренные, потому что у них общая часть и они близки по смыслу) Выделяют корень в словах. Общее-это корень НЕС, разное- началом слова, приставкой. Она стоит перед корнем. Дети записывают слова в тетрадь и выделяют корень и приставку. |
10. Подведение итогов, домашнее задание. | Что узнали на уроке? Чему научились? Д.з.- аналогично выполнить работу со вторым столбиком из упр. 74. | Узнали, что такое приставка и как ее отыскивать в слове. |
Требование к уроку:
1) Постоянно делаем орфографический вывод.
2) понятия формируются на основе существенных признаков.
3) урок строится так, чтобы новое знание изучилось системно ( системность- ведущее направление при изучении нового материала)
4) обязательно должна проводится работа в языковом разборе.
5) обязателен этап повторения.
6) урок должен быть логичным и понятным для учителя и учеников.
7) реализуется принцип доступности, научности (исходя из индивидуальных особенностей детей)
8) проводится этап чистописания и этап словарной работы.