Вопрос 1. Сущность и значение стадии производства в надзорной инстанции
Надзорное производство — это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения.
Надзорное производство является исключительной стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. Стадия исполнения приговора тоже наступает после вступления приговора, определения, по становления суда первой инстанции и определения суда кассационной инстанции в законную силу. Поэтому одного этого признака недостаточно для отнесения надзорного производства к исключительным стадиям;
2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно-процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.
Надзорное производство состоит из двух частей: 1) рассмотрение лицами, указанными в ст. 404 УПК, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, проверки ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверки дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров и вышестоящими судами при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований. Если оснований для принесения протеста не обнаружено, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано, и надзорное производство по этому делу на этом заканчивается;
2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных ст. 412 УПК решений.
Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований для возбуждения надзорного производства.
Стадия надзорного производства начинается с момента поступления в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда либо получения вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора, или поступления в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора, или истребования лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста. Заканчивается эта стадия вынесением судом надзорной инстанции соответствующего решения по делу либо возвращением дела в суд, из которого оно было истребовано, при отсутствии оснований для принесения протеста.
Надзорное производство является формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется также надзор вышестоящих прокуроров за законностью и обоснованностью судебных решений, вступивших в законную силу. Пересматривать уголовные дела, по которым решения нижестоящих судов вступили в законную силу, могут только суды надзорной инстанции по протестам должностных лиц, управомо-ченных их приносить. Причем, если в кассационном порядке дело может быть пересмотрено только один раз, то в надзорном порядке — неоднократно, но обязательно с соблюдением принципа инстанционности, то есть дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и закачивая Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления называются надзорными протестами.
В надзорном порядке могут быть пересмотрены все без исключения решения любой судебной инстанции, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Пересматриваются вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящих надзорных инстанций. Вышестоящие суды, рассматривая в надзорном порядке уголовные дела, по которым вступили в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, устраняют допущенные по этим делам судебные ошибки и нарушения закона, обеспечивают защиту прав и законных интересов сторон, укрепляют законность в судебной деятельности и содействуют повышению качества работы судов.
Результаты рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке отражаются в определении (постановлении) суда надзорной инстанции.
Определение (постановление) — это решение, вынесенное судом надзорной инстанции по вопросу законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления нижестоящего суда, вступивших в законную силу. При наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 33 УПК, суд, рассматривающий дело в надзорном порядке, вправе вынести частное определение (постановление).
Задачи и значение надзорного производства в основном такие же, как и кассационного производства.
Задачами стадии надзорного производства являются:
1) проверка лицами, указанными в ст. 404 УПК, уголовных дел в связи с поступившими жалобами о пересмотре приговоров,
определений, постановлений, вступивших в законную силу, или по собственной инициативе, либо проверка вышестоящим прокурором по представлениям нижестоящих прокуроров, или проверка вышестоящим судом при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований;
2) проверка надзорной инстанцией законности и обоснованности приговоров, определений, постановлений нижестоящих судов, вступивших в законную силу;
3) устранение судом надзорной инстанции судебных ошибок и нарушений закона в решениях нижестоящих судов, вступивших в законную силу;
4) обеспечение прав и законных интересов сторон.
Значение этой стадии состоит в том, что она:
1) обеспечивает выявление и исправление судебных ошибок,устранение допущенных нарушений закона нижестоящими судами;
2) служит гарантией обеспечения прав и законных интересов сторон;
3) обеспечивает укрепление законности в судебной деятельности нижестоящих судов, повышение качества судебных решений и оказывает важное влияние на судебную практику.
Производство в порядке надзора имеет ряд общих черт с производством в кассационном порядке. Черты надзорного производства — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом положения, которые выражают сущность и свойства надзорного производства в уголовном процессе.
Чертами надзорного производства являются:
1) ревизионный порядок проверки надзорной инстанцией законности и обоснованности приговора, определения, постановления суда;
2) недопустимость поворота к худшему при пересмотре надзорной инстанцией вступивших в законную силу приговоров,определений, постановлений суда.
Ревизионный порядок проверки надзорной инстанцией законности и обоснованности приговора, определения, постановления суда
При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме (ч. 1 ст. 414 УПК). Суд надзорной инстанции пересматривает решения всех нижестоящих судов по всем вопросам, которые разрешались ими по уголовному делу.
Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен в отношении одного или части осужденных, суд обязан проверить дело в отношении всех осужденных (ч. 1 ст. 414 УПК).
Таким образом, суд надзорной инстанции не ограничен какими-либо пределами относительно объема рассмотрения материалов конкретного уголовного дела и проверяет законность и обоснованность всех судебных решений нижестоящих судов по этому делу.
Предусмотренное уголовно-процессуальным законом ревизионное начало надзорного производства по уголовным делам направлено на обеспечение надзорной инстанцией законности и обоснованности всех принятых нижестоящими судами решений по делу и способствует исправлению судебных ошибок и устранению нарушений закона.
Недопустимость поворота к худшему
при пересмотре надзорной инстанцией вступивших
в законную сипу приговоров, определений, постановлений суда
При пересмотре вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов надзорная инстанция не вправе ухудшить положение осужденных по сравнению с тем, которое было определено нижестоящими судами в их решениях.
Так же, как и в кассационном порядке, суд надзорной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 414 УПК при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, изменить режим наказания, установить фактическое начало исчисления срока отбывания наказания и решить иные вопросы, связанные с изменением приговора, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.
Если суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела признает неправильным оправдание обвиняемого или прекращение производства по уголовному делу в суде первой или кассационной инстанции, либо назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд надзорной инстанции вправе с соблюдением требований ст. 387 и 388 УПК172 отменить приговор или определение173 и направить дело на новое судебное рассмотрение соответственно в суд первой или кассационной инстанции (ч. 3 ст. 414 УПК). Такое же решение суд надзорной инстанции, согласно ч. 2 ст. 414 и ч. 2 ст. 417 УПК, может принять и при необходимости применить уголовный закон о более тяжком преступлении.
В случае, когда по уголовному делу осуждено или оправдано несколько обвиняемых, суд надзорной инстанции не имеет пра-
172 Представляется не совсем удачной ссылка в ч. 3 ст. 414 УПК на ст. 388 УПК.
Поскольку речь идет об отмене судом надзорной инстанции судебных решений
нижестоящих судов из-за мягкости наказания, то надо было бы дать ссылку на ч. 2
ст. 386 УПК, так как, судя по редакции ч. 1 ст. 414 и ч. 1 ст. 386 УПК,
уголовно-процессуальным законом относительно неухудшения положения
обвиняемого (осужденного) как в кассационном производстве, так и в надзорном
производстве установлен одинаковый подход.
173 Следовало бы в ч. 3 ст. 414 УПК после слова «определение» записать слово
«постановление», так как в суде первой инстанции судья единолично может
прекратить производство по уголовному делу.
ва отменить приговор, определение, постановление в части тех осужденных или оправданных, в отношении которых протест не приносится, если отмена приговора, определения, постановления ухудшает их положение (ч. 5 ст. 414 УПК).
Если неосновательное прекращение производства по уголовному делу или незаконное смягчение наказания осужденному были допущены при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда и кассационное определение.
После отмены приговора в надзорном порядке при новом рассмотрении дела суд первой инстанции может усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении только при условии, если первоначальный приговор был отменен в порядке надзора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении (ч. 2 ст. 417 УПК). В иных случаях при новом рассмотрении дела мера наказания обвиняемого не может превышать наказания, назначенного по отмененному приговору, и не может быть применен закон о более тяжком преступлении.
В кассационном производстве выводы суда кассационной инстанции основываются также на дополнительно представленных материалах. В надзорном производстве, в отличие от кассационного производства, суд надзорной инстанции принимает решения только на основе материалов, имеющихся в уголовном деле.