Международная классификация слуховой недостаточности
Степень снижения слуха | Потеря слуха, дБ |
I | 26-40 |
II | 41-55 |
III | 56-70 |
IV | 71-90 |
Глухота | 91 и выше |
Асимметричное нарушение классифицируется по лучше слышащему уху. У взрослых людей дефектом слуха признается повышение порогов на 40 дБ и более; такое состояние приравнивается к нарушению трудоспособности. У детей нарушением слуха считается повышение порогов на 30 дБ и более.
Сурдопедагогика учитывает значимость медицинских классификаций, служащих основой точной диагностики состояния слуха. Вместе с тем для нее важны психолого-педагогические классификации, позволяющие обеспечить правильную организацию образовательного процесса, оптимальный выбор мер педагогической
помощи.
Педагогические классификации направлены на обоснование дифференцированных подходов к обучению детей, а также на оказание абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи различным возрастным группам людей с нарушенным слухом.
Основываясь на учении Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития, Р. М. Боскис разработала психолого-педагогическую классификацию, согласно которой дифференциация детей, имеющих нарушения слуха, осуществляется с учетом характера структуры дефекта. Критериями, определяющими особенности развития детей, являются степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данном поражении, время возникновения нарушения.
Теоретическую основу данной классификации составляют следующие положения.
Последствия нарушения деятельности слухового анализатора у ребенка отличаются от таковых у взрослого. К моменту потери слуха взрослый человек обладает сформированными и словесной речью, и словесным мышлением; он вообще представляет собой уже сложившуюся личность. Возникший дефект слухового анализатора затрудняет для него общение. В случае если профессиональная деятельность такого человека связана с необходимостью опоры на полноценное слуховое восприятие, то после его нарушения перед ним встает проблема изменения трудового профиля.
В детском возрасте нарушение слуха влияет на весь ход развития человека, приводит к возникновению ряда вторичных нарушений — речи, мышления, познавательной деятельности в целом. Дефект слуха ставит ребенка в особые условия, при которых ограничивается возможность общения на основе полноценного восприятия речи окружающих, что обедняет его социальный опыт, приводит к трудностям социальной адаптации.
Существует взаимозависимость развития слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем большими оказываются для него возможности использования остаточного слуха.
Это связано, прежде всего, с тем, что формирование речевой функции находится в непосредственной зависимости от сохранности слуховой системы, а потому чем больше степень потери слуха у ребенка, тем сильнее влияние такого дефекта на речь.
Вместе с тем возможность опереться на имеющийся у ребенка слуховой резерв и таким образом обеспечить функционирование слухового анализатора находится в прямой зависимости от уровня развития речи: чем он выше, тем больше оснований и опорных моментов для мобилизации остаточного слуха.
При оценке слухового дефекта у ребенка следует исходить из возможностей использования его слухового восприятия для самостоятельного овладения речью.
Это положение, подтвержденное многими исследованиями, лежит в основе разграничения тугоухости и глухоты. Так, в случае использования ребенком имеющегося у него слухового резерва при самостоятельном общении и для развития речи можно говорить о том, что у него тугоухость той или иной степени. Немота или отсутствие словесной речи подтверждает, что у ребенка стойкое глубокое поражение слуха — глухота.
Следовательно, тугоухость — это стойкое снижение слуха, при котором возможны, пусть в минимальной степени, самостоятельное накопление речевого запаса и восприятие обращенной речи хотя бы на близком расстоянии от ушной раковины. При аудио-метрии обнаруживается потеря слуха ниже 80 дБ, восприятие тонов аудиометра колеблется в диапазоне ] 28 — 8 000 Гц.
Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможны самостоятельное овладение речью и ее восприятие даже при ее произнесении голосом повышенной громкости и на близком расстоянии от уха. Полная невозможность восприятия любых звуков называется абсолютной, или тотальной, глухотой. Такая форма поражения слухового анализатора встречается редко. Чаще всего все же фиксируются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки окружающего мира, а также некоторые звуки речи на близком расстоянии. Восприятие тонов аудиометра колеблется в диапазоне 128 — 4 000 Гц, потеря слуха составляет выше 80 дБ.
При характеристике ребенка, имеющего частичное нарушение слуха, в практической оториноларингологии используется термин «тугоухий», а в сурдопедагогике его принято называть «слабослышащим».
Уровень и характер речевого развития при нарушении слуха зависят от ряда причин — степени нарушения слуха; времени возникновения слухового дефекта; педагогических условий развития ребенка после потери слуха; его индивидуальных особенностей. В каждом конкретном случае характер речевого развития определяется вариативным сочетанием этих причин.
Р. М.Боскис выделяет две основные группы детей с нарушениями слуха — глухие и слабослышащие.
К первой относятся дети, для которых вследствие врожденной или приобретенной в раннем' возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. Ко второй — дети со сниженным слухом, на основе которого все же возможно самостоятельное развитие речи. Вместе с тем при одном и том же состоянии слуха может наблюдаться различный уровень речевого развития. Используя этот критерий, Р. М. Боскис доказала существование объективных различий в возможностях развития речи. В зависимости от времени наступления слухового дефекта среди глухих выделяют детей, у которых словесная речь не сформирована, и тех, речевые навыки которых распались из-за ранней (до 2 — 3 лет) потери слуха. Первых принято называть «глухие без словесной речи», или «ранооглохшие».
Детей второй группы отличает сформирован ность речевой деятельности и речевого поведения. По классификации Р. М. Боскис, это позднооглохшие дети. Основной способ общения для них — словесная речь, которая может быть в той или иной степени сохранна.
Среди слабослышащих, т.е. имеющих частичные нарушения слуха, выявляются дети, обладающие сформированной развитой речью, в которой отмечаются отдельные недостатки — отклонения в звуковом или грамматическом строе языка, и дети с общим недоразвитием речи, которое затрагивает всю языковую систему — ее фонетический, лексический и грамматический строй.
Дети каждой из названных групп нуждаются в особых условиях обучения и имеют определенные различия, которые характеризуются рядом факторов:
- условиями овладения словесной речью: слабослышащие овладевают ею самостоятельно и в результате специального обучения; глухие — только при специальной педагогической помощи;
- доминированием способов восприятия речи: слабослышащие имеют возможность самостоятельного овладения восприятием речи разговорной громкости на слух (хотя бы у самой ушной раковины) в естественном общении с окружающими; глухие осваивают восприятие речи только в условиях специального обучения с опорой на зрительный и слухозрительный способы;
- возможностями общения с окружающими;
- использованием специфических средств общения.
В работах сурдопедагогов (Р. М. Боскис, А. Г. Зикеева, С. А. Зыкова, К.Г.Коровина, Т.В.Розановой, Л.И.Тиграновой, Ж.И.Шиф и др.) доказано, что общее недоразвитие речи у школьников с нарушенным слухом накладывает своеобразный отпечаток на всю структуру их познавательной деятельности. Кроме того, и это естественно, среди них есть дети, у которых (как и в общей популя-
ции) выявляется сочетание ряда первичных нарушений, обусловленных различными этиологическими факторами, — нарушение слуха и интеллектуальная недостаточность, или задержка психического развития, или нарушения опорно-двигательного аппарата, или дефекты зрения, или патологические проявления характера и поведения.
Особую группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглохшие. Они отличаются тем, что к моменту наступления слухового дефекта уже обладали сформированной речью. У них может быть и разная степень нарушения слуха, и различный уровень сохранности речи.
Рассматривая проблемы систематики современной науки, следует указать и на другие подходы к классификации людей, имеющих нарушения слуха. Они возникли и оформились в связи с развитием медицины, техники и компьютерных технологий. К этим новациям следует отнести кохлеарную имплантацию и верботональ-ный метод (более подробно проблемы КП и верботонального метода будут рассмотрены нами далее).
На основе обобщения материалов «Ноттингемской программы реабилитации детей с кохлеарной имплантацией» (1998)' были выделены несколько групп глухих: долингвальные, прелингваль-ные и постлингвальные. Их дифференциация базируется на таких критериях, как учет времени потери слуха, состояния речи, особенностей слухоречевого поведения к моменту проведения КИ. Знание указанных особенностей влияет на выбор предоперационной подготовки и тактики последующей слухоречевой реабилитации.
Долингвальные имплантированные дети — это те, кто имел врожденную глухоту или потерял слух в период от рождения до года, т. е. до овладения речью. К прелингвальным относятся имплантированные дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в возрасте от 1,5 до 5 лет. К моменту КИ они в большинстве своем уже владели устной речью и опирались на нее при общении. Однако характер их устных высказываний мог быть разным: одни использовали развернутые синтаксические конструкции, другие пользовались лишь одно- или двухсловными предложениями.
Постлингвальные пациенты — это те, кто потерял слух и был имплантирован, когда уже владел словесной речью. У них были сформированы слухоречевые центры мозга и мозговые процессы обработки речевой информации, сохранна собственная речь. После введения кохлеарного импланта достаточно быстро восстанавливались и понимание устной речи окружающих людей, и собственная речь.
1 Nottingham Paediatric Cochlear Implant Programme // Rehabilitation: Young Children with Cochlear Implants. — Nottingham, 1998. — P. 32.
Табл ица 2 Классификация, используемая в верботональном методе
Обозначение степени потери слуха | Потеря слуха, дБ | Расстояние, на котором воспринимается речь, м |
Легкая глухота | 25-40 | От 6 до 4 |
Мягкая глухота | 41-55 | От 4 до 1 |
Заметная глухота | 56-70 | От 1 до 0,5 |
Тяжелая глухота | 71-90 | От 0,5 до ушной раковины |
Крайняя глухота | До 91 | У ушной раковины отдельные гласные |
Другая классификация оформилась в верботональном методе. Она представлена в материалах Международного симпозиума по верботональной системе (Хорватия, 1991) и обеспечивает учет возможностей развития слуха, речи и коммуникативных способностей детей с нарушенным слухом. Эта классификация (табл. 2) основывается на критериях, устанавливающих взаимосвязь между дефектом слуха и разборчивостью речи, а также на данных, определяющих значимость применения слухового аппарата для развития речи при разной степени потери слуха.
При «легком» слуховом дефекте выявляются такие показатели: потеря слуха 25 — 40 дБ при разборчивости речи на расстоянии от 6 до 4 м, внятность речи хорошая. Дети не полностью и неточно слышат обращенную к ним речь, при нарушении слуха на границе 40 дБ страдают вербальным дефицитом, т.е. обладают небольшим словарным запасом, неверно усваивают понятия и их значения.
При «мягкой» потере слуха: 41 —55 дБ с разборчивостью речи на расстоянии от 4 до 1 м, отмечаются нарушения во внятности речи: в звукопроизношении (замена одних звуков другими, отсутствие отдельных звуков), изменение тембра голоса, частичное искажение синтаксической структуры речи (например, неправильные согласования слов). В таких случаях рекомендуется пользоваться слуховым аппаратом.
При «заметной» тугоухости: 56 — 70 дБ, восприятие речи на расстоянии от 1 до 0,5 м, возрастают проблемы разборчивости независимо от усиления голоса и более сильно выражены нарушения внятности: оглушение звуков, отсутствие аффрикат, перестановка звуков, слогов в слове. Слуховые аппараты необходимы как при общении, так и в обучении.
При «тяжелой» тугоухости: 71 — 90 дБ, восприятие речи на расстоянии от 0,5 м до ушной раковины, понимание речевого мате-
риала возможно только в условиях специального обучения и целенаправленных занятий. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов.
При «крайнем» проявлении слухового дефекта: 91 дБ и более, отсутствие восприятия речи, характерна врожденная и доязыковая глухота. Слуховые аппараты оказывают относительную помощь в общении при чтении с губ.
Представленные классификации положены в основу определения специальных образовательных и социальных потребностей человека, имеющего нарушения слуха, и соответствующих им направлений абилитационной, коррекционно-педагогической и реабилитационно-восстановительной помощи.
Статистические данные международных общественных организаций ЮНЕСКО о частоте и видах нарушений развития, включая нарушения слуха, подтверждают, что в настоящее время в мире зарегистрировано около 250 млн людей со слуховым дефектом различной этиологии. Значительная часть из них находятся в социально-активном возрасте. Сопоставительный анализ свидетельствует о том, что число таких людей постоянно возрастает. В основных возрастных группах населения оно различно и имеет устойчивую тенденцию к увеличению числа тех, кому больше 60 лет.
Объяснение этому можно найти в общей тенденции увеличения продолжительности жизни и старения населения. Наряду с этим прослеживается влияние научно-технического прогресса, который приводит к появлению новых этиологических причин, пагубно воздействующих на слух человека. Среди них — шумы, вибрация, скорости, вредные химические, бытовые, промышленные вещества и лекарственные ототоксические средства и др.
Согласно статистическим данным и материалам Научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования, в России выявлено 13 млн тугоухих и глухих людей.
Особое место среди населения страны, страдающего нарушениями слуха, занимают дети, среди которых имеются как глухие и тугоухие от рождения, так и оглохшие в период формирования активной речи. Г. А. Таварткиладзе и Н.Д. Шматко отмечают, что сбор статистических данных, касающихся нарушений слуха у детей раннего возраста, весьма затруднен. Это обусловлено проблемами, возникающими при исследовании слуха, отсутствием точности его ретроспективных оценок и стандартов определения разных форм тугоухости. Помимо этого, в число нарушений не включаются данные о слабых двусторонних потерях слуха, об
односторонней сенсоневральной тугоухости и о кондуктивных поражениях.
В соответствии со статистикой ВОЗ по индустриально развитым странам число детей в возрасте до 16 лет, имеющих нарушения слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс. По данным Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования установлено, что на тысячу новорожденных приходится один ребенок с диагнозом «полная глухота», еще два малыша из тысячи приобретают глухоту в первые годы жизни.