Право в системе социальных норм общества
Вопросы для изучения
1. Понятие, сущность и функции права.
2. Соотношение (взаимосвязь) права и государства.
3. Понятие и структура нормы права. Виды норм права.
4. Источники права.
5. Система права.
6. Правоотношения.
7. Правонарушения и юридическая ответственность.
Контрольные вопросы
1. Понятие и сущность права в объективном и субъективном смысле.
2. В чем состоит социальная ценность права?
3. Назовите основные виды форм (источников) права.
4. Из каких структурных элементов состоит норма права и ее основные признаки?
5. В чем состоит содержание действия нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц?
6. Раскройте содержание понятий: система права, отрасль (подотрасль) права, институт права.
7. Охарактеризуйте субъекты и объекты правоотношений.
8. Юридические факты: понятие, виды и роль.
9. В чем состоит сущность и признаки правонарушений?
10. Раскройте содержание состава правонарушения.
11. Что является основанием юридической ответственности?
12. Дайте характеристику основным видам юридической ответственности.
Задачи
1. Определите гипотезу, диспозицию и санкцию в части 2 статьи 151 УК Российской Федерации:
«Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством и попрошайничеством, совершенное родителем, либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего,
– наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
2. Что из перечисленного ниже можно отнести к подзаконным нормативным актам?
1) Указ Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы»;
2) указ Президента Татарстана;
3) Конституция Российской Федерации;
4) Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении»;
5) приказ Министра внутренних дел Российской Федерации;
6) Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Укажите, когда вступают в силу следующие нормативные акты:
1) федеральный конституционный закон;
2) указ Президента Российской Федерации;
3) постановление Правительства Российской Федерации;
4) муниципальный правовой акт.
4. При изучении системы российского права студентам было предложено привести в качестве примера институт права. Среди названных оказались институты: государства и права; права собственности; гражданства; экономики и права; дисциплинарной ответственности; авторского права.
Каково ваше мнение по этому вопросу?
5. В реферате на тему: «Система органов государственной власти в России» студентка Ромашкина утверждала, что все государственные органы обязательно должны принадлежать к какой-либо одной из трех ветвей власти. Преподаватель рекомендовал обсудить данный вопрос на семинаре.
Права ли Ромашкина? Если она ошибается, то назовите такие органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти.
6. Как известно, юридические факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, классифицируются по разным основаниям, в том числе и по волевому признаку – это могут быть события и действия.
К каким видам юридических фактов по данному основанию относятся:
1) проезд водителя на красный сигнал светофора;
2) хулиганское поведение фанатов в метро;
3) затопление во время весеннего паводка жилых домов в деревне;
4) пожар от удара молнии;
5) жестокое обращение с животными;
6) поступление абитуриента в высшее учебное заведение.
На какие виды, с точки зрения закона, подразделяются указанные действия?
7. Одним из принципов юридической ответственности является законность, суть которой состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний (привлекать к юридической ответственности могут только уполномоченные на это органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях).
Назовите другие принципы юридической ответственности и дайте их толкование.
8. Рассматривая дело о защите прав граждан на местное самоуправление, судья Лоткуновского районного суда пришел к выводу о противоречии между Конституцией Российской Федерации и Европейской хартией местного самоуправления, которую Российская Федерация подписала и ратифицировала.
Как вы думаете, какой акт – Конституцией Российской Федерации или Европейская хартия местного самоуправления – имеет большую юридическую силу?
9. 10-летний Вова Иванов, гуляя по улице, нашел на земле камень, потрогал его, а потом кинул в сторону. Камень попал в прохожего, причинив ему вред здоровью средней тяжести.
Имеется ли в действиях Вовы Иванова состав правонарушения? Кто может быть субъектом правонарушения?
10. Рабочий фабрики «Заря» Петров отсутствовал на своем рабочем месте без уважительной причины в течение пяти часов. В связи с этим директор фабрики издал приказ об объявлении выговора Петрову. А спустя два дня директор на том же основании уволил Петрова.
Какой общий принцип юридической ответственности был нарушен в отношении рабочего Петрова?
Тест
1. Понятие «право» в объективном смысле означает:
а) правила поведения людей в общественных местах;
б) совокупность общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им от нарушений;
в) результат осознания лицом возможности поступать тем или иным образом;
г) то, чем человек может свободно распоряжаться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.
2. Верны ли следующие суждения:
1) право как нормативное предписание обязательно для всех, кому оно адресуется;
2) нормы права обеспечиваются возможностью государственного принуждения при их нарушении:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
3. Регулятивная функция права заключается в том, что право:
а) обязательно для исполнения;
б) защищает основы государственного строя;
в) вводит в общественное сознание набор сведений о необходимых принципах и правилах поведения;
г) является способом воздействия на отношения между людьми.
4. Что является наиболее древним источником права:
а) обычай;
б) закон;
в) судебный прецедент;
г) правовая доктрина.
5. Нормативный правовой акт – это:
а) любой документ, в котором содержатся правила поведения;
б) акт компетентного органа или должностного лица;
в) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы;
г) акт правоприменительного органа.
6. Верно ли суждение:
Взаимодействие государства и права состоит в том, что:
1) государство формирует, изменяет, реализует и охраняет право;
2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
7. Как называются нормы права, которые требуют совершения определенных действий?
а) управомочивающие;
б) регулятивные;
в) обязывающие;
г) охранительные.
8. Назовите отрасли, входящие в правовую систему Российской Федерации:
а) гражданское право;
б) международное гуманитарное право;
в) образовательное право;
г) телефонное право.
9. Обстоятельства объективной действительности, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, относится к понятию:
а) субъекты правоотношений;
б) юридические факты;
в) содержание правоотношений;
г) права и обязанности сторон.
10. Выберите верный вариант ответа:
а) любое правонарушение – это преступление;
б) любое преступление – это правонарушение;
в) верного ответа нет;
г) верны оба ответа.
11. Что является признаком правонарушения:
а) угроза насилия;
б) противоправность;
в) обман;
г) причиненный ущерб.
12. Верны ли суждения?
Может ли бездействие быть правонарушением?
1) нет, поскольку нет активных действий, которые могут нанести вред обществу;
2) да, если по ситуации или служебному долгу лицо было обязано поступить каким-либо образом, однако не сделало этого:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
13. К признакам, составляющим объективную сторону состава правонарушения, относятся:
а) действие или бездействие;
б) мотив и цель;
в) вина;
г) умысел.
14. По субъективной стороне правонарушения делятся на:
а) повторные;
б) злостные;
в) неосторожные;
г) опасные.
15. «Внешняя характеристика деяния, способа его совершения» относится к понятию:
а) объективная сторона правонарушения;
б) субъективная сторона правонарушения;
в) объект правонарушения;
г) прямой умысел.
16. Верны ли суждения:
Мысли, убеждения, эмоции:
1) не являются правонарушениями;
2) могут являться правонарушениями в зависимости от их содержания:
а) верно только 1;
б) верно только 2;
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
17. Укажите принципы юридической ответственности:
а) сохранение тайны ответственности;
б) осуждение правонарушителя в трудовом коллективе;
в) законность;
г) альтернативность.
18. В реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права, выражается:
а) использование права;
б) исполнение права;
в) соблюдение права;
г) применение права.
19. «Совокупность знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права» относится к понятию:
а) юридический факт;
б) правоотношение;
в) правопорядок;
г) правосознание.
20. Социальный итог правового регулирования общественных отношений:
а) законность;
б) правопорядок;
в) демократия;
г) общественный порядок.