Технологическая карта урока 62 Строчная буква ё
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать строчную букву ё; способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают печатную и письменную буквы; рисуют бордюры в широкой строке безотрывно; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуками [й’о], [’й]; знакомятся с двойной ролью йотированного звука – в начале слова и после гласной; обозначают мягкость предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о;осуществляют письмо слогов и слов с буквой ё, правописание сочетаний жи–ши; наблюдают оглушение звука [ж] на конце слова; осуществляют подбор проверочных слов; списывают с печатного шрифта; образовывают существительные – названия детёнышей животных по образцу, данному в прописи; записывают предложения, оформляют границы; дополняют предложения словом, закодированным в схеме-модели |
Личностные результаты | Проявляют интерес к живой природе, окружающему миру |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (схемы) для решения учебной задачи; логические – выявляют особенности звуков. Коммуникативные: умеют контролировать действия партнера |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква ё; строчная, печатная, письменная буквы; звуки [й’о], [’й]; предложение, слого-звуковой анализ слов, названия детенышей животных |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ 2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – На уроке чтения вы познакомились с необычной буквой – Ё. Она выполняет важную и большую работу в словах. Чем же эта буква не- обычна? Мало слов встречали, Где Ё стоит в начале... Ты первым делом назовёшь Три слова: «Ёлка, ёрш и ёж». И все ужасно колко: И ёж, и ёрш, и ёлка! А. Шибаев – Сегодня мы научимся писать строчную букву ё, слоги и слова с этой буквой | – Буква ё может обозначать два звука (в начале слова) или один звук ([о] после мягкого согласного) | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение но-вых зна- | Фронтальная, индивидуальная. | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Пальцы». | Выполняют пальчиковую гимнастику по тексту. | Внимательно слушают, выполняют упражнение | Индивидуальный. Правильное выполнение |
Продолжение табл.
ний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел, Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все поел, Оттого и потолстел. | Показывают указательный палец, затем остальные. По очереди шевелят, потом загибают все пальчики | в соответствии с показом учителя | упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Знакомство с написанием строчной буквы ё в «Прописи 4» (с. 10) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение | – Рассмотрите образец строчной буквы ё. – Начинаем писать букву с середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки. | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из одного элемента | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
с опорой на показ | – Пропишите элементы буквы ё в воздухе | ||||
4. Письмо буквы ё,рисование бордюров (с. 10) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Рассмотрите образец строчной буквы ё. – Сколько элементов в букве ё? – Для чего нужна стрелка? – Обведите букву. – Обведите узор «Бордюры». – Выполните узор «Бордюры» самостоятельно. – Допишите на первой строке (с. 10) букву ё | Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор и пишут букву ё | Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы ё, соблюдая высоту, ширину, аккуратно обводят узор | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
5. Слого-звуковой анализ слов (с. 10) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо, анализ | – Прочитайте слово. – Выполните слого-звуковой анализ слова ёж. – Какой звук вы слышите в конце слова ёж? – Подберите к слову ёж проверочное слово, измените слово так, чтобы после согласного звука [ж] стоял гласный звук. – Обведите слово ёжик. – Прочитайте следующее слово. – Выполните слого-звуковой анализ слова ёрш. – Подберите к слову ёрш проверочное слово. – Запишите слово ерши вместо точек | Читают слово, выполняют слого-звуковой анализ слова ёж. – Ёжик. Обводят слово. – Ёрш. – Ерши. Пишут слово | Выполняют слого-звуковой анализ слов. Подбирают проверочные слова. Выполняют запись слов, соблюдая соразмерность элементов букв | Фронтальный, индивидуальный. Письмо, устные ответы |
6. Допол-нение предло- жения. Количество | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словес- | – Прочитайте предложение на 4-й строке. Что необычного вы заметили? – Подберите вместо схемы-модели подходящее слово и запишите его. | Читают. – Вместо слова стоит схема. – Ёрш. | Дополняют предложение словом с опорой на схему-модель. Сопоставляют | Фронтальный. Устные ответы, письмо |
Продолжение табл.
звуков и букв в слове (с. 10) | ный. Чтение, письмо, беседа | – Посмотрите на схему слова и записанное слово, сравните их. (Сколько звуков в схеме, сколько букв в слове?) – Запишите получившееся предложение на 5-й строке | – 4 звука, 3 буквы. Буква ё обозначает два звука | количество звуков и букв в словах с йотированными гласными | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Есть в лесу три полочки: Ели – ёлки – ёлочки, Лежат на елях небеса, На ёлках – птичьи голоса, Внизу на ёлочках – роса. | Хлопают в ладоши. Руки вверх – в стороны – вниз. Руки вверх. Руки в стороны. Руки вниз, присели. | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт- минутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
IV. Закрепление знаний и способов деятельности. 1. Работа с предложением (с. 10) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо | – Прочитайте предложение на 6-й строке. – Какое это предложение по цели высказы- вания? – Каким шрифтом написано предложение? – Запишите предложение письменными буквами | Читают. – Повествовательное. – Печатным. Пишут | Осуществляют списывание предложения с печатного текста, характеризуют по цели высказывания | Индивидуальный. Письмо, устные ответы |
2. Дидак- тическая игра «Кто чей ребенок?» | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Прочитайте слова на двух последних строках. Что обозначают эти слова? – Найдите в столбике напротив названия детенышей данных животных и напишите рядом письменными буквами | Читают. – Животные. Находят нужное слово и записывают письменными буквами | Обобщают слова. Соотносят название животного и его детеныша. Списывают с печатного шрифта | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
Окончание табл.