Образование как ценность, система, процесс и результат. Тенденции развития образования в Республике Беларусь.
Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности.
Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта.
Понятие «образование» связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие). С учетом этого образование — это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека.
Образование выполняет следующие социокультурные функции:
1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества.
2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего.
3. Образование — есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:
1) воспроизводства культурно-исторического опыта человечества;
2) развития личности и общества.
В настоящее время рассматривают:
1. образование как систему — совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
2. образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе;
3. образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений. Современное понимание образования представлено в Законе Республики Беларуси «Об образовании в Республике Беларусь»:
«Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики».
Позитивными тенденциями развития системы образования РБ являются: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных в новых социально-экономических условиях; разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программа. Развитие общего среднего образования остается приоритетным в государственной политике. Предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступают: повышение качества высшего образования в условиях его массовости; формирование профессиональной мобильности специалистов, обеспечивающей адаптацию выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности; воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества. Содержательно-технологические инновации в области высшего образования связаны с внедрением нового содержания и технологий обучения, в том числе информационных. Разработка нового содержания обучения предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов.
3. Педагогическая профессия, её особенности. Личностные и профессиональные качества педагога.
Из более чем тридцати тысяч существующих в настоящее время профессий, педагогическая профессия относится к числу наиболее древних. Именно помощь взрослых детям, передача им необходимых знаний об окружающем мире, обучение умениям, необходимым для дальнейшей жизни, явились прообразом педагогической деятельности, которая стала впоследствии делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История (этимология) слов «педагог», «педагогика» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) уходит в античную Грецию (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка.
Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Профессией называют вид труда с определенной системой требований к человеку (А.С. Роботова). Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках педагогической профессии, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Например, профессия — учитель, специальность — учитель русского языка и литературы.
В настоящее время в обыденной и научной речи используются два термина: «учитель» и «педагог». Педагог — общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. Учитель — лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле — должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе (В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев).
При всём различии педагогических специальностей (школьный учитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, преподаватель колледжа, вуза, института повышения квалификации, мастер производственного обучения и другие) у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры.
В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым, профессия педагога относится к группе «человек — человек». Цель педагогического труда — воспитание, обучение, развитие личности, а основное содержание — взаимоотношения с людьми. Как и у всякой другой, у педагогической профессии есть свои особенности:
1. Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.
2. «Объектом» педагогической деятельности является воспитанник или группа учащихся, которые в то же время являются субъектами собственной деятельности, а значит, имеют свои потребности, цели, мотивы, интересы, ценности и т.п., которые регулируют их деятельность и поведение. Взаимодействие между педагогом и учащимися есть не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное.
3. Педагогическая деятельность имеет групповой (коллективный) характер, так как трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи в процесс и результат образования воспитанника. В педагогике существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности (например, педагогический коллектив образовательного учреждения).
4. Профессиональная деятельность педагога многофакторна. Она проходит в природной и социальной среде, которая, представляет мощный, чаще всего неуправляемый фактор развития воспитанников. Педагогу приходится вести поиск благоприятных влияний среды, используя их в своей работе, и «бороться» с неблагоприятными её воздействиями.
5. Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность вытекает из того, что педагог постоянно изучает и оценивает возникающие педагогические ситуации, корректирует свои действия, ищет новые пути решения педагогических задач, овладевает новыми педагогическими технологиями, создает свою собственную педагогическую систему. В педагогической профессии не обойтись без таких качеств творческой личности, как инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового, наблюдательность, оригинальность и других.
6. Гуманистический характер профессии педагога вытекает из цели педагогической профессии — развития личности воспитанника, его неповторимой индивидуальности. Гуманистическое начало педагогической профессии находит выражение в таких качествах педагога, как уважение личности ребенка, вера в возможности ребенка, доверие к нему, любовь к людям, желание помочь им в сложных жизненных ситуациях; щедрость души педагога, высокий уровень его эмоциональной культуры.
7. Отдаленность по времени результатов педагогической деятельности. Каким стал его ученик во взрослой жизни, оправдал ли надежды, учитель узнает много лет спустя.
8. Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учиться, пополняя свои знания и совершенствуя своё мастерство.
Лаконичная и ёмкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами: — высокая гражданская ответственность и социальная активность; — любовь к детям, гуманистическая направленность; — духовная культура, интеллигентность; — инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм; — физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность; — потребность и готовность к постоянному самообразованию.
Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражена в его профессиограмме — идеальной модели (образце, эталоне) педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.
Под профессионально-педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.
Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.
Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.
Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание, и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.
Педагогическое призвание — означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально-значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность. Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции, и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали.
Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.
В профессиограмму педагога включают также педагогические способности — определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. К основным педагогическим способностям относятся: гностические (способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений); академические (способности к профессиональному росту и самосовершенствованию; связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки); дидактические (способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися); коммуникативные (способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей); речевые (способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли); экспрессивные (способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала); перцептивные (способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации, проявляющиеся в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние), в том числе эмпатия (способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника); суггестивные (способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению); конструктивные (способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами); организаторские (способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся); творческие (способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии); педагогическая интуиция (способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения); способности к саморегуляции (возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией).
Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.