Тема четверти: преобразующая сила музыки

Конспект урока музыки.

Тема: «Музыка с человеком в горе и радости»

Разработал

студент группы МП- 51

Колесов В.С.

Елец 2011г.

Конспект урока музыки

Дата: 04.10.11

Класс: 6 «Б»

Тема четверти: преобразующая сила музыки

Тема урока:музыка с человеком в горе и радости

Тип урока:углубление в тему; комбинированный

Цель урока: Показать роль песни в жизни человека на примере оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьева

Задачи:

Образовательная: закрепить знания детей на тему «Музыка с человеком в горе и радости» сцену из 5-й картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьева

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельного размышления о значении музыкального произведения, которое передаётся через средства музыкальной выразительности, выбранные автором для более глубокой и полной передачи окружающей действительности.

Развивающая: развивать память, эстетическое мышление, воображение;

Оборудование: портрет С. Прокофьева, терминологический словарь, магнитофон, баян, фонограмма 5-й картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьева; слова разучиваемой песни «Кашка – ромашка»

Литература: Музыка 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко/ Авт.-сост. В.М Самигулина. - Волгоград: Учитель; 2005 – 155 с. ISBBN 5-70-57-06-13-8

Ход урока

Этапы урока   Содержание урока (действия учителя). Ответы и действия детей   Примечания   Хронометраж  
Орг. момент     Повторение пройденного материала.     Новая тема.     Обсуждение характера музыкального произведения.     Вывод.     Разучивание песни.   Подведение итогов.     Педагог проводит музыкальное приветствие «Прозвенел звонок», оценивает готовность детей к занятию   Вспомните, пожалуйста, о творчестве какого композитора мы говорили на предыдущем занятии?     Назовите годы жизни этого человека, где родился, кем был по профессии?   Композитор не ставил перед собой задачи работать в определенном жанре. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью, сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому кругу слушателей и в России и за границей.   Какое произведение П.И. Чайковского вы слушали на прошлом занятии?   Прошу вас внимательно послушать симфонию №6. Обратите особое внимание на динамику, темп, характер этого произведения (включает запись симфонии).   Какой лад?   Как изменялась динамика?     Какой темп?   Какой характер?     Почему во время войны знаменитый хирург перед операцией слушал именно эту музыку?   Молодцы, вы верно всё вспомнили. Сегодня мы рассмотрим произведение композитора С. Прокофьева, которое называется «Повесть о настоящем человеке». Запишите себе в тетрадь число, тему сегодняшнего урока: «Музыка с человеком в горе и радости» С.С. Прокофьев (1891-1953) -композитор, дирижёр, пианист 5 сцена из оперы «Повесть о настоящем человеке» Опера была написана в 1948 году и впервые исполнена в Ленинграде 3 декабря 1948 года.   С.С. Прокофьев - талантливый русский композитор начал заниматься музыкой с пяти лет. Все сочинения ему помогала записать мама: рондо, вальсы, песенки, «Индейский галоп», а уже в возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Множество знаменитых произведений было им написано, среди них опера «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятая фортепианная соната, оратория «На страже мира» и многое другое.   С. С. Прокофьев по книге Б. Полевого написал свою оперу «Повесть о настоящем человеке».   В этой опере есть сцена: военный лётчик Алексей Маресьев находится в госпитале в очень тяжелом состоянии - ему ампутировали обе ноги. Он бредит. Но страдает он не столько от физической боли, сколько от мысли, что никогда не сможет летать. «Летчик без ног - это птица без крыльев, жить и клевать ещё может, а летать - никогда, никогда». У постели Алексея сидит медсестра Клавдия. Она понимает состояние Алексея. Желая облегчить его боль, успокоить его, она поет ему русскую народную песню «Песенка о зелёной рощице»   Итак, послушайте сцену из пятой картины оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», обратите особое внимание на характер, темп, лад этой песни. (включает запись 5 сцены оперы С.С. Прокофьева)   Какова песня медсестры Клавдии по характеру?   Какой темп?   Какой лад?   Почему Клавдия не стала утешать Алексея словами, а обратилась к песне? Верно. С. С. Прокофьев сделал пометку в нотах: «Напевать, как над младенцем».   Какую роль сыграла песня в жизни героя из оперы С.С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».   Почему такая печальная песня успокоила его?     Правильно. Простая незамысловатая песня успокоила Алексея, после долгих бредовых ночей, он впервые заснул под эту ласковую песню.     Мы рассмотрели два музыкальных произведения: симфонию №6 П.И.Чайковского, и 5-я сцену из оперы П.И. Чайковского «Повесть о настоящем человеке.   Исходя из этих двух примеров, ответьте мне, какую же роль играет музыка в жизни человека?     Сегодня мы разучим новую для вас песню «Кашка - ромашка» А. Полянского.   Педагог раздаёт всем детям слова разучиваемой песни.   «Кашка – ромашка» - это полевой цветок. Автор песни выражает грустные мысли о прошедшем лете, о наступившей осени и дождливой погоде. А цветок «Кашка - ромашка» - это как кусочек лета для него.   Сейчас я для вас сыграю её, а вы меня послушаете. (Педагог исполняет песню «Кашка – ромашка» под собственный аккомпанемент).     Припев Педагог проговаривает с детьми слова припева, просит пропеть их под музыку.     Куплет После того, как усвоены слова припева, педагог разучивает с детьми слова 1-го куплета по той же схеме, что разучивался припев – педагог просит детей повторить слова 1-го куплета, соблюдая ритмический рисунок. Далее педагог просит детей пропеть выученный куплет под музыку, объединив его с припевом. Оставшийся отрезок песни должен разучиваться в том же порядке, что и предыдущий.     Педагог проводит музыкальное прощание «Прозвенел звонок», выставляет детям оценки за работу на уроке. Входят в класс, приветствуют педагога, рассаживаются по местам.     Мы говорили о творчестве Петра Ильича Чайковского.   1840 - 1893   Слушают педагога     Симфонию № 6   Внимательно слушают симфонию     Минорный.   К концу произведения музыка затихает.   Умеренный   Это спокойная, умиротворяющая музыка   Она помогала ему успокоиться.     Записывают в тетрадь тему урока.     Слушают сцену из пятой картины оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке».     Спокойная, убаюкивающая, грустная.   Медленный   Минорный.   Лётчик Алексей был беспомощен, как ребёнок. И медсестра Клавдия, желая облегчить муки солдата, поёт ему песню «Зелёная рощица. Эта песня в исполнении Клавдии звучит как колыбельная. Ведь детей убаюкивают колыбельной песней.   Она облегчила Алексею его страдания, помогла выжить и поправиться.   Она напомнила Алексею о родном доме, о мирном времени, помогла хотя бы на время забыть о своих физических и душевных страданиях.   Слушают педагога.     Музыка сопровождает человека всегда. В трудную минуту она может помочь человеку найти в себе силы для того, чтобы жить, не сломаться под грузом нависших трудностей. Больному - помогает поправиться, бойца – вдохновляет на подвиг.   Дети распределяют выданные учителем слова песни.     Дети слушают     Дружно повторяют за учителем слова припева. Поют.     Дети выполняют требования педагога, касающиеся разучивания куплета песни.   Прощаются с педагогом, уходят.   Необходимо контролировать дисциплину на занятии.   Педагог должен помнить, что примерно 5 минут времени уходит на организационные моменты в ходе занятия.   Дети должны сами ответить на вопрос, какую роль сыграла песня в жизни лётчика. Самостоятельное размышление над произведением будет способствовать более глубокому усвоению пройденного материала. Помочь ребятам осознать всю важность, которую имеет для человека музыка     Обеспечить дисциплину в тот момент, когда дети будут покидать аудиторию.   3 мин.     7 мин.   15мин     5 мин   1 мин   10 мин.     4 мин.

Анализ урока музыки.

Дата проведения: 04.10.11

Тема четверти: преобразующая сила музыки

Наши рекомендации