Основные жизненные события в различные
Возрастные периоды
Событие | Кол – во | 0 – 17 | 17 – 25 | 25 – 35 | 35 – 60 |
Поступление в институт | |||||
Свадьба | |||||
1 класс | |||||
Смерть близких | |||||
Развод | |||||
Рождение ребенка | |||||
Работа | |||||
1 любовь | |||||
Рождение 2 ребенка | |||||
Окончание школы | |||||
Армия | |||||
Переезд | |||||
Дети идут в школу | |||||
Рождение внуков | |||||
1 друг |
Данные исследования также показывают, что современные школьники рассматривают как важное событие в жизни – рождение детей. Характерным является то, что современные старшеклассники ориентированы на одного- двух детей в семье. Данная характеристика репродуктивного поведения становится массовой и обусловлена социально-экономическими и политическими условиями, влияющими на уровень рождаемости в стране. Кроме того, ориентация на ожидаемое количество детей в семье является следствием существующих в быту, средствах массовой информации, обсуждения проблем семьи, населения и рождаемости.
Установка на детность, ценность детства находит отражение в частоте упоминания «детской темы» в качестве важнейших событий в жизни человека. В каждом возрастном периоде отмечаются события, непосредственно связанные с отношениями с детьми (рождение первого и второго ребенка, дети идут в школу, свадьба детей, рождение внуков).
Однако помимо ориентации на счастливую семейную жизнь в исследовании была выявлено событие, которое может помешать благополучной семейной жизни – развод. В проведенном нами исследовании удалось обнаружить связь между разводом как значимого события в ранний период жизни и наличием его в последующей жизни. Одной из возможных причин этого, на наш взгляд, является то, что такие последствия обусловлены той информацией, которая приобретается в семье и которая в дальнейшем переносится на будущие ситуации. Указанная тенденция объясняется также особой ролью семьи в социализации детей, когда складываются представления о родительских и супружеских ролях.
Направленность на повторное заключение брака было обнаружено у девушек. Они в два раза чаще отмечали это событие в своей жизни.
Таким образом, можно отметить, что события семейной жизни занимают большое место в субъективной картине жизненного пути старшеклассников. Имея направленность на создание семьи, старшеклассники также предвидят возможные трудности и препятствия на пути к семейному счастью.
Особый интерес в данном исследовании представляют половые различия в восприятии жизненного пути. Полученные данные находят подтверждение в других исследованиях, в которых отмечается, что представления мальчиков и девочек о событийной канве жизни и жизненных сценариях за небольшими изменениями идентичны (56,61). Различия в восприятии жизненного пути были отмечены лишь в отношении некоторых событий. Сравнительный анализ событий, представленный юношами и девушками позволяет определить следующие различия. Девушки значительно чаще оценивали в своей жизни такие события: детский сад, первая любовь, измена. Данные сравнительного анализа позволяют заключить, что девушки по сравнению с юношами более эмоциональны и характеризуют эти сферы жизнедеятельности как наиболее значимые.
Существенные различия были выявлены в восприятии смерти близких людей, особенно в первый период. Объяснить это можно наличием негативного опыта утраты у школьников. Следует отметить, что в оценке этого события в следующих возрастных периодах существенных отличий не наблюдается.
Среди жизненных событий высокий уровень значимости занимают события, связанные с работой. Современные школьники ориентированы на получение работы, обеспечивающей жизненное благосостояние. Получение и поиск работы связан также с процессом стабилизации и продвижения по службе. Выбор профессиональной деятельности является не окончательным процессом, а связан с различными трансформациями в структуре жизненного пути. Восприятие таких событий как увольнение с работы, безработица, смена работы, проблемы на работе обусловлено сложившейся ситуацией на рынке труда и находят отклик в сознании школьников. Кроме того, школьники выделяют некоторые аспекты работы (неоплачиваемая работа, которая доставляет удовольствие, работа, которая позволяет забыться), которые освещают различные грани человеческого существования в современных условиях.
Таким образом, в структуре жизненного пути старшеклассников представлены события, которые свидетельствуют о стремлении к самореализации их в профессиональной деятельности и связаны с продвижением по службе и достижением успехов.
Анализ полученных данных позволил выявить тенденцию к оценке периодов жизненного пути на основе выделения событий, которые отличаются новизной, неожиданностью свершения. Была обнаружена тенденция к снижению количества событий, имеющих определение «первый(ая)» с возрастом. В первом периоде таких событий было отмечено - 16 ( ложь, двойка, конфликт с родителями, зуб, ссора, экзамен, шаги, опьянение и т. д.). Во втором периоде событий с словом «первый» было зафиксировано – 8 ( получка, должность, признание человека в обществе, рабочий день, ссора с начальником и т. д.). В третьем периоде такое событие одно – измена. В четвертом периоде такие события отсутствуют. Объяснить это можно тем, что в процессе становления человека совершаются события, которые содержат в себе большой эмоциональный потенциал и могут переживаться как положительные или отрицательные. Возникновение и факт свершения события, может стать определяющим в конструировании субъективной картины мира школьника. С возрастом количество таких событий становится все меньше в связи накоплением жизненного опыта и стабилизацией жизненных отношений.
Среди событий, имеющих негативную валентность, следует выделить смерть близкого человека. В первый возрастной период в основном отмечается смерть бабушки или дедушки. Наиболее часто феномен смерти зафиксирован в третьем возрастном периоде и связан с утратой своих родителей.
Результаты изучения восприятия жизненного пути школьниками, полученные в данном исследовании, позволяют сделать следующие выводы.
Юношеский период в жизни человека связан с рациональным познанием жизни. Построение на уровне личности «пространственно-временного континуума», «смыслового универсума» является реальным способом моделирования и регулирования времени своей жизни. Содержание концепции жизненного пути школьников обусловлено переживанием субъективной значимости и ценности событий жизни.
В субъективной картине мира старшеклассников большое место занимают события настоящего и ближайшего будущего. Интерес к ним обусловлен актуальностью тех изменений, которые ожидает в своей жизни школьник, а также непротяженностью временной перспективы.
В различные возрастные периоды школьники выделяют вероятность свершения различных событий. На основе анализа полученных данных можно описать типичный жизненный путь (сценарий) человека: детский сад, первый класс, окончание школы, поступление в институт, работа, свадьба, рождение ребенка, развод, смерть близкого человека, рождение внука.
Практически не изученным остается зрелый возраст - период активного профессионального и личностного развития, наполненного событиями биографического характера. Биографические ориентации ранней юности в зрелом возрасте подвергаются критическому анализу, собственная история жизни соотносится с "социальным расписанием", представляющим неинституализированную форму социального контроля и временной регуляции жизни индивида в обществе. Кризис середины жизни можно рассматривать как период реконструкции и конструирования жизненной истории, как биографический кризис.
Особый теоретический и практический интерес представляет старость как этап жизни, для которого характерно стремление к обобщению прожитой жизни, построению целостной биографии. Старость - этап конечной интеграции, объединения индивидуальных фактов, событий жизни в единое смысловое поле. Психосоциальная реабилитация пожилых людей возможна на основе работы жизненными историями, выбора контекста анализа биографий, формировании позитивного отношения к жизни, что позволяет им увидеть в структуре жизненного пути новые задачи, жизненные роли и перспективы.
В пожилом возрасте усиливается тенденция к усилению оценки событий жизни, фактов и ситуаций, желание осознать свою жизнь как единое целое. Обращенность к прошлому связано также с тем, что пожилой человек уже не видит перспектив будущего, поэтому работа с прошлым является одной из стратегий существования в этом возрастном периоде. «Само по себе погружение в прошлое – пересмотр, своего рода ревизия собственной жизни или деятельности. Прошлое как бы поглощает их настоящее и лишает будущего. Неспособность к интегрированию собственного опыта – прошлого и настоящего – приводит к определенной психологической деформации личности.
Самооценка прожитой жизни всегда субъективна. Поводы для самообвинений, как и для обвинения других, всегда достаточно услужливо «подкидывает» память человека: фиксация внимания главным образом на негативных жизненных событиях, склонность к особенной «памятливости» именно на те свои поступки, которые привели к неблагоприятным результатам – все это может привести к развитию острой неудовлетворенности собой, окружающими и прожитой жизнью. Доминирующими в таком случае чувствами могут быть чувства вины и отчаяния, обиды и злости и т.п. по поводу того, что изменить уже невозможно.
Внутреннее неприятие своего жизненного пути, самого себя замещается довольно часто неприятием других и окружающего, всего происходящего вокруг. Как следствие – нетерпимость, отчужденность угнетенность, ворчливость, недоверчивость и т.п. Все это приводит к разрушению и без того сузившегося круга общения, росту конфликтов, возникновению чувства одиночества и покинутости.
Иногда погружение в прошлое порождает такие состояния, как выведение прошлого в настоящее (их согласование), что обычно связано с потребностью (чаще не очень отчетливой для самого человека) многократно повторить эмоциональные состояния, которые доставляли удовольствие, вызвать приятные образы, как бы прожить свою молодую жизнь еще раз. Нередко на опыте прошлого пожилой человек хочет поучить молодых тому, как надо жить, или ненавязчиво (а иногда и навязчиво) подчеркнуть, какие в те времена были нравственные люди (85).
Развитию представлений о биографическом развитии человека сопутствует интерес к его половым различиям. Когнитивные различия в восприятии жизненного пути являются следствием влияния существующих в обществе полоролевых стереотипов. Ассиметрия гендерных жизненных стратегий обусловлена также различиями в событийности мужчин и женщин, типами темпоральности и ориентациями на областижизненного мира. Различие темпоральных стратегий, жизненных сценариев мужчин и женщин обусловлено также системой взглядов, убеждений и ожиданий относительно разных полов, которые находят воплощение в реальных взаимоотношениях в семье, детском саду, школе.
Мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают свою жизнь. Несмотря на то, что мужчины и женщины включены в один и тот же процесс исторического развития, переживают одинаковые периоды жизни, они имеют разные сферы приложения своих сил и устремлений. Так мужчины чаще оценивает свою жизнь сквозь призму профессиональной деятельности, а история жизни женщины представляет собой историю брака.
Дж.Э.Рут, ДЖ.Биррен, Д.Полкингхорн отмечают, что человек интерпретирует свою жизнь с точки зрения реализации своего жизненного проекта, описывает свои цели и имевшиеся ресурсы для осуществления этих целей. Они выделяют пять различных жизненных проектов: жизнь – достижения в карьере, жизнь – общение, влияние на людей и познание нового, жизнь – любовь, жизнь – семья, жизнь – преодоление трудностей. Первые два проекта выбираются преимущественно мужчинами, вторые два – женщинами, то последний характерен и для мужчин и для женщин. Женщины видят смысл своей жизни в любви, семье, заботе о других, женское Я часто определяется через другого или других. Мужское Я конструируется в противопоставлении, в акцентировании своей индивидуальности, особости, неповторимости.
Проблемы гендерной социализации и формирования жизненных стилей в различных педагогических системах еще не получила должного отражения в научной литературе. В условиях социальных трансформаций изменяется структура жизненного пути мужчин и женщин, которая также нуждается в дальнейшем исследовании.
Особый интерес представляет биографическое развитие инвалидов, имеющих ограниченные возможности для развития и самореализации в социуме. Наличие недуга (врожденного или приобретенного), осознание инаковости может стать фактором, влияющим на отношение человека к себе и миру, определяющим содержание и структуру жизненной истории. Восприятие жизненного пути инвалидами обусловлено их отношением к недугу. Исследования свидетельствуют, что для инвалидов характерно особое восприятие жизненного пути: идеализация прошлого, пессимистическое восприятие настоящего и страх перед будущим. Реабилитационная работа, направленная на активизацию биографического мышления может осуществляться также с детьми-сиротами, беспризорниками, правонарушителями.
Биографическое развитие человека, его закономерности и динамика, возрастные особенности и половые различия изучено недостаточно. В дальнейшем целесообразно изучить биографическое развитие в контексте общественно-исторических событий, указать на закономерности проявления общественных процессов в индивидуальной жизни, определить, что делает событие общественной жизни фактором индивидуальной биографии.
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ДНЕВНИКИ
Дневники – наименее разработанный пласт психологической науки. Дневники как личные документы девушек (наряду с записками, песенниками, автобиографическими тетрадями и т.д.) содержат богатый эмпирический материал, раскрывающий особенности юношеского возраста и латентные феномены культуры. Обращение к личным документам юношества позволяет соприкоснуться с сокровенными, глубинными структурами душевной жизни, дают возможность понять особенности развития и социализации юношей и девушек и выработать оптимальные средства взаимодействия с ними.
Дневники относят к документам личного характера, которые ведутся в форме ежедневных или периодических записей. Для дневника характерно искренность повествования, обращенность к событиям личной жизни и фиксации того, что пережито.
Жанр дневников как литературная форма появляется в конце XVIII века, когда формируется интерес к внутреннему миру личности (сентиментализм) и используется либо как элемент в структуре произведения, либо как самостоятельная форма.
В психологии и педагогике интерес к дневникам возник в конце XIX – начале XX века. Дневники используются как форма фиксации изменений психического развития ребенка. Появляется большое количество дневников матерей, которые содержат эмпирический материал, раскрывающий закономерности развития детей и отдельно психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.
Не утратили своего значения дневники, отражающие закономерности развития детей, написанные известными учеными, которые заложили основы детской психологии (Ч. Дарвин, В. Прейер, И.А. Сикорский, В. Штерн).
Несмотря на ценность данного метода, они отмечали некоторые его недостатки:
1. Трудности его использования при наблюдения большого количества детей одновременно.
2. Длительность применения по времени.
Эти ограничения метода послужили основой для разработки анкет и опросников с целью интенсификации получения данных о личности ребенка и тенденциях ее развития.
Интерес к дневникам как методу познания личности возникает в начале XX века. Он используется Ш.Бюлер, которая изучила свыше ста дневников, обнаружив устойчивые воспроизводимые темы (интерес к собственной личности, чувство одиночества, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и т.д.).
Личные дневники используют как источник сведений, позволяющий проникнуть в глубины души подростка, понять его интимные переживания.
В России дневники как материал для изучения психики юношей и девушек применялся М.М. Рубинштейном и Н.А. Рыбниковым.
Н.А.Рыбников подчеркивал ценность дневников как психологических документов. Он отмечал, что в дневниках чаще всего обращается внимание на эмоциональную сторону отношений и состояний. Записи в дневниках носят длительный характер, достаточно подробны и создают возможность целостного видения юности как этапа жизненного пути. Так как дневники чаще всего пишутся добровольно, то им присуща достоверность и искренность переживаний. Н.А.Рыбников выделяет две группы дневников: спонтанные и навязанные. Навязанные дневники ведутся по желанию и указке старших, уделяется внимание в основном внешним событиям, не выявляя внутренние чувства и состояния автора дневника. Спонтанные записи ведутся на основе внутренних импульсов и потребностей. «Дневник для юноши служит как бы средством разрядить, изжить свои эмоциональные состояния, которые он тщательно скрывал от других, и которые – при отсутствии дневников – могли бы отрицательно влиять на поведение юноши» (73.с.86.).
На основе анализа дневников он выделяет два типа авторов дневников: романтиков и реалистов. Романтик имеет высокие идеалы, но они не отрицают реальной действительности. Реалисты интересуются реальным миром, его интересы лежат в окружающей его среде.
М.М. Рубинштейн отмечает ряд трудностей, с которыми сталкивается исследователь, изучающий дневники. Дневники как материал содержится в единственных экземплярах и поэтому его трудно получить. В дневниках отражена интимная сторона жизни подростка и поэтому он не всегда готов поделиться этим с другими. Зачастую дневники тщательно скрываются от других. Боязнь, что содержание дневника станет достоянием других, является причиной их уничтожения.
В дневниках раскрывается не реальный, а желательный образ «Я». Они содержат мечты и представления о себе в будущем. Поэтому некоторые аспекты развития человека в дневнике приобретают гипертрофированный характер.
Кроме того, дневник не является источником изучения целостного развития личности, так как содержит информацию только об отдельных этапах и аспектах этого развития (68).
На основе анализа дневников, бесед с юношами и девушками о личных документах мы выделяем следующие функции дневников:
- Фиксация воспоминаний. Этот аспект присутствует во всех дневниках. Возможно, в нем проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта. Кроме того, обращение к воспоминаниям может быть формой ухода от трудностей повседневной жизни в мир, в котором хорошо и уютно.
- Катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение.
- Замена партнера. Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их. Иногда записи в дневниках начинаются с обращения:»Здравствуй друг!».
- Самопознание. Дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, он вынужден, четко сформулировать свои взгляды. В дальнейшем к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.
- Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержаться планы организации дня или недели, четко сформулированные правила собственного поведения. Мотив самовоспитания и самоограничения нашел свое воплощение в дневниках Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.
- Творчество. Для молодых людей дневник – это иногда возможность выразить свои творческие способности: к стилю часто предъявляются литературные требования; чувства, события и проблемы излагаются художественно, иногда словесными новообразованиями и необычными выражениями. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или выраженные в виде афоризмов правила поведения. Этот аспект особенно существенен для литературно одаренных молодых людей.
Наши исследования дневников показали, что в юношеском возрасте были отмечены половые различия – девушки в несколько раз чаще заводят дневники, чем юноши. 50% отпрошенных школьников (10-11 класс) отмечали, что им не хватает времени, чтобы вести дневник. Они также отмечают, что у них есть друг, с которым можно поделиться своими чувствами, обсудить новости. Школьники, имеющие дневники, отмечали, что они "«помогают им свободно выразить мысли, которыми не поделилась бы ни с кем», «способствуют пониманию себя», успокоению. Часто школьники беспокоятся о том, что дневник будет найден и прочтен кем-то другим.
Дневник обычно бывает в форме невзрачной тетради, некоторые со вставными листочками. Непривлекательность дневников связана с тем, чтобы поменьше акцентировать к нему внимание окружающих. В некоторых дневниках присутствуют рисунки, свидетельствующие о размышлениях. Также есть специальные картинки к тексту (сердца, слезы, битая посуда и т.д.).
Цель исследования заключалась в определении актуальных проблем, характерных для юношеского возраста на основе анализа личных документов девушек. Эмпирической базой исследования явились 17 личных дневников, а также были использованы методы сбора информации: анкетирование, беседы, свободное интервью.
В ходе изучения дневников были выявлены пять ключевых тем, характерных для юношеского возраста: любовь, отношение к себе, одиночество, отношение с друзьями, отношение с родителями.
1.Любовь. Любовные переживания занимают главное место в девичьих дневниках. Размышляя о любви, девушки пытаются осмыслить свои отношения с близкими друзьями, осознать любовь как чувство, ее прочность и истинность, понять сущность любви. В дневниках много места отводится анализу любовных посланий (знаков любви: взглядам, улыбкам, речевым фразам, интонациям). Кроме того, дневники содержат элементы романтических отношений с другим человеком, идеализации качеств партнера и мечтания о «большой и единственной любви».
2. Отношение к своему «Я». Девушки в дневниках анализируют свое поведение в различных жизненных ситуациях, ставят вопросы о ценности своей личности и ее границах. Анализируя свое поведение, они фиксируют свое внимание в основном на неудачах. Самоанализ и рефлексия в некоторых случаях приводит к «сгущению красок». Девушки суммируют свои недостатки и неудачи, создают негативный образ «я».
3. Одиночество. Во всех дневниках звучит мотив непонятости, неприкаянности. В основном одиночество – мучительное и напряженное состояние, чувство неудовлетворенной потребности в общении. Тема одиночества возникает в дневниках неслучайно. Дневник выполняет функцию друга, советчика. Поэтому девушки обращаются к дневнику как к другу, хотят чтобы он помог, разделил какие-то важные чувства и переживания.
4. Отношение с друзьями. В дневниках в основном анализируются отношения с друзьями в ситуациях ссоры и разногласий. В личных документах девушек описаны состояния обиды, чувство соперничества и ревности в отношении друга.
5. Отношение с родителями. Отношение с родителями занимают незначительное место на страницах дневника. Обычно данная тема возникает в ситуации семейной неурядицы или конфликта. Замечания о родителях, обида на них раскрываются девушками в связи с осознанием своей самостоятельности, требования свободы и уважения к своей личности.
Дневники как материал для изучения проблем юношеского возраста позволяют получить глубинную информацию о тех чувствах и переживаниях, которые возникают в этот период жизни.
АВТОБИОГРАФИИ
Автобиография – один из основных видов источников, в которых автор описывает свою жизнь, то есть является своим собственным историком. Для автобиографии характерно стремление к осмыслению жизни как целого, определение связности и направленности жизни. В основе автобиографии лежит положение, что субъективные факты жизни человека открыты только самонаблюдению.
Автобиография как метод познания возникает на заре человечества, как попытка осознания себя, своего места в мире. О. Фрейденберг отмечает, что уже тотемическое сознание автобиографично по своей сути. Личный рассказ тотема не подразумевает никакого слушателя и произносится сам для себя. Есть только одно собирательное «Я», рассказ о самом себе и обращенное всегда к самому себе (89).
Становление биографического жанра приходится на древнюю Грецию, когда повышается ценность индивидуальной жизни и растет интерес к внутреннему миру. Однако автобиографическое описание еще является объективным по форме: рассказ о событиях и делах ведется как бы со стороны.
Развитие автобиографии происходит в Новое время, когда переосмысливается роль личности в истории. Интерес к личности и различным проявлениям внутреннего мира находят отражение в изобразительном искусстве. Наиболее полное воплощение эта тенденция нашла в искусстве автопортрета. В это время существенно расширяется круг источников автобиографического характера (исповедь, семейные хроники, самозащита и самооправдания, частные дневники и хроники и т.д.).
Понятие «автобиография» вводится в научный оборот И.Гердером. В 1799 году выходит сборник «Автобиографии знаменитых мужей», составленный Зейбольдом. В конце XIX века научной разработкой автобиографии занимался Фридчто. В автобиографии раскрывается внутреннее развитие личности, осваивается история внутренней жизни.
Теоретические основы автобиографии были заложены в работах немецкого философа В. Дильтея и его учеников. В. Дильтей акцентирует внимание на интерпретации духовных проявлений жизни человека, объективированных в произведениях искусства, результатах деятельности, истории. Он отмечает, что автобиография позволяет обнаружить индивидуальное существование в его «чистоте» и понять историческую всеобщность.
Г. Миш, автор трехтомного исследования по автобиографии, отмечает, что автобиография является формой выражения индивидуального человеческого опыта, историей человеческого самосознания. Ранке видит смысл автобиографии в разъяснении связей в жизни человека.
Автобиографии различают по содержанию: в одних акцентируется внимание на внешних, объективных событиях и фактах, анализируется их роль и значение в жизни человека. Обращается внимание на поворотные моменты в истории личности. В других описываются переживания автора, его оценки и мотивы поступков. Для выполнения этой задачи необходимо высокая степень самопознания и чистосердечия.
Выявляют следующие виды автобиографического повествования: хроника, самооправдание, исповедь, самоанализ. Характер повествования зависит от организации исследования (от инструкции и личности испытуемых).
Также существует другая классификация автобиографических источников.
Устные истории являются разновидностью интервью, когда на основе установления эмоциональных отношений осуществляется сообщение истории жизни. Устная история понимается как процесс сбора, обычно методом интервью с помощью диктофона, воспоминаний, описания или интерпретации событий из недавнего прошлого, которое представляет историческую значимость.
Письменные автобиографии – попытка автора воспроизвести в письменной форме воспоминания о прошлом. Автор имеет возможность воспроизводить большие промежутки времени и возможность перенести взгляд назад (10).
Автобиографии, написанные не по заказу, гораздо труднее получить и требуют более сложных процедур для обработки. Автобиографии, написанные по специальной схеме, были предметом изучения известного русского философа и психолога М.М. Рубинштейна. В латентной субкультуре подростков также существуют специальные тетради с определенным набором вопросов, содержащих информацию автобиографического характера (см. Приложение 3).
К автобиографическим источникам по заказу можно отнести официальные документы, которые содержат информацию об этапах жизненного пути испытуемого. Они требуются при устройстве на работу и не содержат богатого фактического материала.
Автобиография выполняет различные функции в жизни человека.
1. Достижение целостности. Автобиография не просто описание прожитой жизни, а реконструкция, объединение в единую целостную структуру разрозненных моментов прошлого опыта.
2. Эстетическое переживание. Автобиография как вид ценностного переживания и отношения к своей жизни, попытка сделать из своей жизни нечто прекрасное, построенное по законам красоты.
3. Как форма снятия напряжения и преодоления негативных аспектов своей жизни. Автобиография используется как психотерапевтический прием (например – в психосинтезе).
4. Как способ осмысления пройденной жизни – выделение существенного, структурирования жизни, осознания ее направленности и смысла.
5. Как форма самопредъявления и самопрезентации.
Г.В.Оллпорт выделяет различные мотивы написания автобиографий (самозащита или самооправдание, осмысление перспектив собственной жизни, как проявление долга, или разрыва с прошлой жизнью, стремление к бессмертию и восприятие ее как ценности для науки и т.д.)