Культура умственного труда.

Тема1 : Социально-предметная адаптация студентов-первокурсников

Культура умственного труда студента.

Самосовершенствование культуры учебной деятельности студента.

Основные компоненты готовности студента к учеб­ной деятельности.

При изучении этой темы вы:

Ø уточните понятие “культура учебной деятельности“, “культура умственного труда“;

Ø познакомитесь с научными основами формирования готовности студента к учебной деятельности;

Ø рассмотрите основные уровни формирования профессионализма;

Ø познакомитесь с основными направлениями совершенствования и самосовершенствования культуры учебной деятельности студента;

Ø выполните ряд заданий для самостоятельно работы;

Ø начнете составлять краткий педагогический словарь

Культура умственного труда.

Культура в широком смысле означает возделывание, обрабатывание, совершенствование, т.е. именно культура создает личность, именно культура делает один народ непохожим на другой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегичес­кая задача – подъем общего культурного уровня через созда­ние принципиально новых форм деятельности, способствую­щих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.

Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат – культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успешность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.

Общеизвестно, что именно деятельность превращает задатки в способности, деятельность позволяет объективировать способности, воплощая их в продукты (ценности) культуры.

При всем своем многообразии определений рассматриваемого понятия, остановимся на тех, которые имеют прямое отношение к понятию «культура умственного труда»:

· «культура – совокупность достижений производственных, общественных и духовных отношений людей, высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение» (С. Ожегов);

· «культура – общепринятый способ мышления» (К. Юнг);

· «культура – это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности» (В. Библер).

Из всего разнообразия видов труда нами выбран для изучения труд умственный (интеллектуальный), включающий информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризующийся отсутствием прямого воздействия человека со средствами производства.

Проблемы организации умственного труда рассматривались в работах деятелей русского просвещения, например, выдающегося педагога К. Ушинского. Изучением вопросов эффективной организации труда и обучения занимался известный физиолог Н. Введенский, утверждавший, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности».

Учебный (умственный) труд отличается от любого другого вида труда тем, что главным его результатом является изменение самого обучающегося обогащение его новой системой знаний, умений и навыков, отношений к действительности и пр. (П. Гальперин, А. Маркова, В. Зинченко, Е. Кабанова-Меллер, М. Скаткин и др.). В связи с этим, главный воспитательный эффект учебного труда выражен в новых особенностях личностного развития человека.

Доказано, что хорошо организованный умственный труд оказывает большое воспитательное воздействие на обучающегося:

Ø способствует выработке трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, умения беречь время;

Ø формирует не только интеллектуальный, но и нравственный облик личности.

Однако позитивные качества личности умственный труд воспитывает лишь в том случае, если студент умеет учиться.

Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое чело­век способен дальше самостоятельно работать, учиться и пере­учиваться. Он знает законы природы, законы развития обще­ства, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного ус­ловия социально-экономического прогресса. Уровень образова­ния руководителей и педагогов является важнейшим факто­ром устойчивого развития страны. В этом смысле образование - это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения дер­жат среди своих приоритетов.

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА – это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

Адаптация (лат. аdарtаtіо – приспособление) – вид взаимодействия личности с социальной средой, обществом, коллективом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Решимость – это проявление энергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности – с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

♦ К чему готов студент сегодня?

♦ Какова у него структура по­требностей?

♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

♦ Как согласованы три луча: Потребность – Способность – Решимость

Нет ли между ними дисгармонии?

Позитивность студента в отношении к культурному кон­тексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.

Успешность студента определяется его способностями, по­зволяющими успешно реализовать смысл обучения – повыше­ние жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.

Потребность – это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напря­жение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занима­ет особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении – это в высшей степени человеческая форма потреб­ления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственно­сти за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, дей­ствовать. Каковы потребности человека? Это:

  • потребность жить и обеспечивать свою жизнь, эта группа по­требностей названа «витальные потребности», или первичные, они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);
  • потребность занять определенное место в обществе, эта группа названа «социальные потребности», или вторичные, базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в двух видах – «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);

· потребности познавать и преобразовывать как внешний окру­жающий мир, так и внутренний духовный человека, эта груп­па потребностей получила название «идеальные», или базо­вые;

· удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий – воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость, воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

· потребность в компетенции или вооруженности, потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

Таким образом, культура умственного труда – ядро общей культуры – проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены основные компоненты:

Ø внешний (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре);

Ø внутренний (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты).

Именно эти составляющие позволяют в совокупности рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу.

Наши рекомендации