Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии

Научные исследования в области логопедии способствовали изучению ряда проблем, стоящих перед теорией и практикой этой отрасли специальной педагогики. В настоящее время успешно ре­шаются вопросы совершенствования дифференцированной педа­гогической диагностики, разработки методов и средств коррек­ции и профилактики речевых нарушений у детей с различными формами патологии развития.

Углубление методологического обоснования теоретического подхода в выявлении, коррекции и профилактике аномального речевого развития; детальное изучение механизмов, структуры речевого дефекта у детей с сенсорной, интеллектуальной и двига­тельной недостаточностью на основе применения различных на-

учных подходов — все это создает возможности для эффективного и своевременного выявления характера влияния речевого нару­шения на личность и деятельность человека, для решения про­блем разработки технологий логопедического воздействия, адек­ватных механизмам нарушения.

Интенсивное развитие логопедии обеспечило получение но­вых, важных данных о механизмах наиболее сложных форм рече­вой патологии (афазии, алалии и др.); углубило и расширило пред­ставления о нарушениях речи при осложненных дефектах разви­тия; содействовало созданию современных комплексных методик, позволяющих установить характер соотношения речевых и нере­чевых расстройств при различных формах нарушений речевой де­ятельности.

Однако наука не стоит на месте, и на современном этапе раз­вития перед логопедией встает ряд актуальных проблем, требую­щих разработки и последующего решения. Наряду с традицион­ными находят применение и новые, перспективные подходы к изучению речевых нарушений. В рамках системного подхода к ис­следованию и коррекции речевых нарушений интенсивно разра­батываются психолингвистический, психологический, нейропси-хологический и другие аспекты логопедии.

Использование психолингвистического подхода позволяет по-новому подходить к решению сложных вопросов диагностики и коррекции речевых расстройств. С позиций этого подхода становит­ся возможным определять нарушение в формировании конкретной операции в модели восприятия или порождения речевого высказы­вания, которое привело к возникновению речевого нарушения, и соответственно намечать эффективные пути его коррекции.

Другим актуальным направлением является углубление психо­логического аспекта логопедических исследований. Изменение сроков начала школьного обучения, повышение требований к содержанию учебных программ, возрастающие нагрузки на дет­ский организм обусловливают особенности психической сферы детей с нарушениями развития, в том числе и речевого. В структу­ре речевого дефекта все чаще встречаются разнообразные откло­нения в состоянии психики. Психологические симптомы у детей с речевыми расстройствами проявляются в нарушениях формиро­вания личности, эмоционально-волевой сферы, в негативных чер­тах характера, в поведенческих расстройствах. Нарушения речи от­рицательно сказываются на познавательной деятельности, задер­живая формирование мыслительных операций. Качественное свое­образие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и т.д. приводит к появлению симптомов повышенной психической истощаемости; снижаются инициативность и работоспособность, возникает чувство неуверенности в собственных силах. В процессе коррекционно-логопедического воздействия решаются задачи нор-





мализации развития психических функций ребенка, мобилизации всех его компенсаторных возможностей, что обеспечивает более высокую эффективность логопедической работы.

Актуальным для современных научных исследований в лого­педии стало использование различных инструментальных мето­дов (экспериментально-фонетических: спектрографии, интоно-графии, осциллографии; системы обратной биологической свя­зи и др.), позволяющих получать объективные, достоверные ре­зультаты, на основе которых в свою очередь разрабатываются компьютерные технологии, применяемые при коррекции рече­вых нарушений.

В связи с ростом числа детей, страдающих тяжелыми наруше­ниями речи и неспособных использовать в целях общения звуко­вую речь, значимой для логопедии следует признать проблему развития языковой компетенции таких детей путем введения аль­тернативных невербальных средств коммуникации с опорой на графические (визуальные) коды. Обучение «безречевых» детей использованию системы речевых (графических) кодов способствует не только налаживанию их общения с окружающими, но и рас­ширению их образовательных возможностей; создает благоприят­ные предпосылки для их социальной адаптации как полноправ­ных членов общества.

Интенсивно развивается логопедия раннего возраста. Ранняя Диагностика и изучение речевого развития детей преддошкольно-го возраста позволяют отграничить темповую задержку речевого развития от его патологического протекания, характеризующего­ся не только более поздним, по сравнению с нормой, формиро­ванием форм и функций речи в онтогенезе, но и качественным их своеобразием. Продолжают оставаться важными и вопросы уни­фикации категориального аппарата логопедии, совершенствова­ния научно обоснованного соотношения нозологического и сим-птомологического подходов к диагностике и коррекции речевых расстройств; ранней их профилактики; внедрения как в исследо­вательский, так и в коррекционно-образовательный процесс ин­струментальных и компьютерных технологий.

Наши рекомендации